Прочитал диалог "Алкивиад I". В начале и середине как-то нудновато, а ближе к концу - отлично! Вдохновляет и сознание расширяет. Вот например этот кусочек, и даже пожалуй он сильней всего:
Сократ. Посмотри и ты: предположим, что изречение это советовало бы нашему глазу, как человеку: “Увидь самого себя!” Как восприняли бы мы подобный совет? Не так
(
Read more... )
Comments 38
Reply
Не, там же речь шла о максиме "познай самого себя!". А про глаз - это уже метафора.
А идея познавать себя через "Другого как зеркало" - это не архаика, это самое современное направление, например Лакан.
Существуют и у психологов всякие технологии, символодраммы.
Я конечно слабо в курсе этих дел, но по-моему все эти методики все равно по сути сводятся к вспоминанию (фрейдовский психоанализ, например) и созданию искуственных экстремальных обстоятельств, в которых бы что-то новое в пациенте раскрывалось.
Ощущение архаики такое от Сократа, софистики, как бы странно это ни звучало.
Нисколько не странно, именно так всё и есть. Просто надо продраться сквозь архаику-софистику, процедить её, перетерпеть, сокровенное в этих диалогах теперь стало глубоко спрятанным.
Reply
Метафора она ведь как бы рычаг, к-й увеличивает силу выссказывания за счет неожиданного сопоставления. В этом смысле видеть глазом - не есть метафора. Видеть душу - метафора, но затасканная. Видеть мозгом - не знаю, но, думаю, для кого-то еще имеет силу.
Силу экстремальных обстоятельств никто не отрицает, но существует множество других методик, как правило более щадящих. И то, что их много - важно, сейчас народ шустрый, он до всего дойдет - не так, так этак. В этом смысле "продирание через архаику-софистику" не есть ли круголя давать?
Reply
В данном случае метафора состоит в том, что для феномена "душа понимает" взята метафора "глаз смотрит (видит)". Метафора эта может и затасканная, но в данном случае она используется для того чтобы показать, что душа может понимать себя через понимание Другого - и это не есть что-то затасканное, а как раз нечто эвристическое и задействованное на самом переднем крае современной науки, ссылка опять же на Лакана.
Силу экстремальных обстоятельств никто не отрицает, но существует множество других методик, как правило более щадящих.
Экстремальная ситуация может быть эмулирована и в условиях например группового тренинга. Т.е. "экстремальная" - вовсе не значит "не-щадящая", всё ж относительно. А что де сущесствует множество методик - нет сомнений в этом, но это не означает, что они не сводятся к нескольким немногочисленным видам.
И то, что их много - важно, сейчас народ шустрый, он до всего дойдет - не так, так этак. В этом смысле "продирание через архаику-софистику" не есть ли ( ... )
Reply
Reply
http://rechi-k-bogu.livejournal.com/50712.html?thread=652824#t652824
Reply
Reply
-------
она определенно идеальна. т.е. является чистой субстанциональной формой, не нуждающейся в теле даже в качестве орудия.
а вот надиндивидуальна ли она (т.е. признает ли Платон существование идей индивидов, или только универсалий)--вопрос, насколько я знаю, не решенный однозначно.
с Плотином проще: он существование идей индвидов утверждает со всей определенностью. если чмтать _Алкивиада_ его глазами, то Платон здесь говорит именно о такой идее--т.е. идеальной сущности "самого по себе" Алкивиада, как он существует "до" всякой инкарнации.
Reply
Leave a comment