Сокровенный смысл произошедшего с праведным Иовом

Jun 29, 2016 00:20

В продолжение темы : ""на всё воля божья" 2". Аудиорасшифровка лекции (сам он это называет «беседой») Корепанова К.В. «Книга Иова. Часть V». Разбиение на параграфы и их «названия» - это я сам, для удобства восприятия. Моё отношение к мыслям в этом тексте - исключительное приятие их и положение их в фундамент моего понимания Православия, Бога, Промысла Божия и Книги Иова. Тут правда случилось некоторое искушение: http://alexander-konev.livejournal.com/71872.html?thread=598976#t598976 . Но предполагаю, что оно просто из-за выдернутости из контекста предыдущего отрывка из лекции, а теперь, уже в бОльшем контексте и экспликации, вызовет бОльшее приятие.

1. Параграф не самый важный. В нём немного о Елеуе. Две гипотезы о том кто он был (Ангел Господень, Вторая Ипостась Бога, Ангел-Хранитель).
[Нажмите, чтобы прочитать]

Мы сегодня заканчиваем беседы по книге Иова. Напомню что мы остановились на фразе сказанной Елиуем, в которой он говорит о том что Бог никогда не оставляет человека, но всегда устраивает жизнь, страданиями и скорбями пытаясь отвести его от какого-то предприятия или отвести от него гордость. И делает это каким-то образом вот или явлением этому человеку или давая вразумление через Ангела-Хранителя. И вот остановившись на этом мы оставили открытым вопрос: да кто же такой Елиуй? Вот это первоначальное свидетельство Елиуя о том что он такой же как Иов, он рождён так же как Иов, он сотворён из брения, и Дух Божий творил и его и Иова - что он может вместо Бога указывает на то что это было некоторое прикровение являния Бога, свидетельство о явлении второй ипостаси Святой Троицы, о явлении Сына Божия. Такие явления в Священном Писании есть. Они например в Книге Бытие они обозначаются «Ангел Господень», с большой буквы. Как тот кто выражает волю Божью. Но этот Ангел Господень - видя его люди называют его Богом. И сам он свидетельствует, являясь как Ангел Господень, говорит «я Бог Авраама, Исаака, Иакова». Вот эти явления они в Книге Бытие вот именно были, то есть люди видели нечто, видели некое подобие явления Божьего, второй ипостаси Святой Троицы. Которая действовала в мире, подготавливая именно, собственно говоря, уже осуществляя Домостроительство. Подробно описать что это были за видения мы конечно не можем, нам важно принципиальное утверждение что каким-то образом Сын Божий, вторая ипостась Святой Троицы, может открывать своё присутствие в мире. Тем более для людей особо для этого предназначенных или ищущих этого, как это на самом деле происходит с Иовом. Он является и прообразом страданий Иисуса Христа, не случайно вся эта история вспоминается на Седьмой Седмице, и он пророчествует о Христе, причём совершенно уникальнейшим образом - вот эти слова о том что «я знаю Искупитель мой жив, и я своими очами узрю Его», и свидетельствует о том что он будет воскрешён и увидит Бога, и молитва мольба о Посреднике, об Искупителе и Ходатае - вот в ответ на это и явился, открылся ему Господь, и собственно говоря открывает ему вот эту тайну его духа, его души, по которой с ним произошло то что произошло.
Но есть и другие толкования. Вот в этих словах, которыми я закончил прошлую нашу беседу, сказано что если есть у него ангел наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его, то есть есть некто кто хранит человека и ходатайствует о нём перед Богом и вразумляет его по воле Божьей - что возможно вот этот Елеуй и был явление Ангела-Хранителя который был у Иова.


2. Параграф тоже не самый важный. Здесь о первой (из двух) частей речи Бога к Иову. В ней Он указывает Иову на сложность мироустройства, непостижимость (если до донышка) его для человека, и тем более непостижимость для человека Промысла Божия.
[Нажмите, чтобы прочитать]

Ну и следом за речью Елиуя открывается Бог. В буре, в шуме, в ярости. Открывается и говорит, говорит Иову. Его речь состоит из двух частей, каждая из которых занимает две главы. В первой части Господь вопрошает Иова, как бы описывая всё вот то великолепие Неба и Земли, которое мы видим, всё то мироустройство, и то как оно хитро сделано, премудро сделано. И человек не способен постигнуть все эти вещи. Он и сейчас не способен постигнуть эти вещи, не смотря на то что он гордится своими научными знаниями и уверен что он очень много может. Но дело даже не в том что он не может управлять стихиями, он действительно не понимает почему это происходит… [здесь я пропущу рассуждения Корепанова о прогнозах синоптиков и тайне рождения человека - rechi]… Для чего всё это Господь говорит Иову? Он говорит что если даже в таких вещах, которые можно потрогать, пощупать, исследовать, провести эксперименты, то что на самом деле гораздо ниже человека по степени своей организации - если во всём этом человек не может разобраться, то как человек может постичь Промысел Божий. Вот смысл первой части речи Бога о том как величественен мiр, как велик Бог управляющий этим мiром.


3. Параграф-отступление. В нём Корепанов рассказывает об одной не-очевидной необходимой особенности верующего человека: вера в то что Бог продолжает и сейчас оживлять и сохранять созданный Им мiр.
[Нажмите, чтобы прочитать]

Кстати, вот по мысли Книги Иова, и это важно иметь в виду человеку который называет себя верующим, Бог действительно управляет всем этим и всегда. Есть такое направление, философское, псевдо-религиозное, которое утверждает что Бог даровал миру законы, эти законы действуют, человек должен их постигать. Но на самом деле Бог не вмешивается в управление миром, просто законы действуют мёртвые. На самом деле верующий человек видит мир так, как он описан и Иовом и особенно самим Богом вот в этом откровении откровенной речи Бога к Иову. Что Бог всегда, каждый день, каждый час животворит Землю. И Он даёт возможность солнцу вставать, и Он даёт возможность траве всходить. Он попрежнему над всем над этим бдит. Он попрежнему как орлица над орлёнком. Как в первых главах Книги Бытия: Духом Святым Он парит, носится над всем этим. Уже не приводя это в бытие, а просто сохраняя всё это от гибели. Давая возможность жить и устроять жизнь Земли так чтоб от этого благо было человеку. Вот такая мысль это собственно есть восприятие мира глазами верующего человека. Для него именно ВСЁ в мире всегда и всечасно проникнуто присутствием Бога. Всё он воспринимает как милость Божью, а не просто действие каких-то законов, к которым Бог не имеет отношения. Внешне может быть нет никакой разницы, но для верующего человека на самом деле есть разница. А самое главное есть разница в том что такое восприятие мира даёт неисчислимые блага для человека. Потому что если пошёл дождь или ливень - ну что ж сделаешь, пошёл и пошёл. А верующий человек может выйти сказать: Господи, не надо дождя, он вреден, мне или кому-то другому. И дождь прекратится. Или засуха - и вышел человек и сказал: Господи, дай дождь - пошёл дождь. Он не знает какие законы этим управляют, он просто знает что Бог может дать дождь когда Его об этом попросят. Потому что в Его руках все дожди, снега, холода Земли. Особенно ярко об этом говорит книга Псалтирь. Именно такое восприятие мира и является, собственно говоря, мировоззрением верующего человека.


4. В этом параграфе Корепанов как бы возвращается к аргументации, данной в параграфе № 2, дополняет её. Мне это дополнение аргументации кажется очень сильным. Аргументация величия и непостижимости Промысла Божия.
[Нажмите, чтобы прочитать]

Во второй части Бог говорит Иову приводя в пример некое животное, которое в синодальном переводе переведено как «бегемот». В этом ответе, собственно говоря, содержится указание на все недоумения Иова и указание на «грех», если так можно сказать, в кавычках возьмём это слово, на ту причину по которой и произошло с Иовом то что произошло. В контексте того что Бог говорит в этой части и сопоставляя это с тем что говорит Елиуй по отношению к Иову - мы можем… Иову это стало совершенно ясно и он не задаёт больше никаких вопросов, он смиряется перед Богом, он всё понимает. Но вот видя эти намёки и указания... не прямой упрёк… потому что всегда надо помнить, читая Книгу Иова, чтобы нам не потеряться во всех этих на самом деле очень тонких духовных вещах, всегда надо помнить что сам Бог сказал что нет человека более праведного чем Иов. И это несомненно не упрёк, это указание на то что всё в мире происходит по Промыслу Божьему. И человек, если он не может разобраться в мирских вещах, как он может понять Промысел? Ведь Промысел Божий должен учитывать миллиарды человеческих воль. Одни из них добрые, одни злые, одни разные. Непосредственно все эти воли учитываются, и вся совокупность этих воль человеческих направляется таким образом, чтобы для всех участников жизни человеческой, или так скажем грубо исторического процесса, чтоб для всех для них это было только благо. Вот как надо направить все… не вторгаясь в человеческую волю, не ломая её, не разрушая, но всё устрояя таким образом что даже зло злых даже для злых было бы благом. Это может только Бог. И ни один человек, ни один компьютер не смоделирует такой ситуации и не сможет управить этим. И вот указывая на своё величие в плане тварного мира Бог таким образом подчёркивает что а где уж человеку разуметь Промысел Божий. И вот эта цель Промысла и вполне явной стаёт из того что говорит Бог в своей последней речи. Но сначала мы рассмотрим кто же такой Бегемот.


5. Параграф уже более важный, чем предыдущие. В нём Корепанов кратко воспроизводит описание Богом «бегемота» и разбирает кто же это на самом деле. Бегемот здесь - это Сатана, Люцифер, Денница - самое совершенное творение Божие.
[Нажмите, чтобы прочитать]

Я не буду за недостатком времени читать весь отрывок посвящённый описанию этого животного - вы сами можете это сделать, глава 40 и 41 Книги Иова. Но просто некоторые моменты. Сначала создаётся впечатление что действительно речь идёт о бегемоте. И потом встречая некоторые атрибуты этого бегемота мы понимаем что это ну никак не соответствует описанию известного нам бегемота. И естественно это и не бегемот. Это и не может быть бегемотом. Это просто то животное которое когда-то нашли европейцы в Африке они так были поражены им что вот, не сильно задумываясь, назвали его бегемотом как он назван в Книге Иова. На самом деле мы видим что это совершенно не похожее животное. Во-первых, как сказано, поворачивает хвостом своим как кедром. Ну какой же кедр у бегемота? - все прекрасно себе представляют, да? Дальше, челюсти его… «Кто может открыть двери лица его? Круг зубов его - ужас. Кто может открыть верх одежды его? Кто пройдёт к двойным челюстям его?» То есть челюсти представляются страшными, имеющими несколько рядов зубов. Тоже на бегемота не похоже. Дальше, «из ноздрей его выходит дым, как из кипящего горшка или котла. Дыхание его раскаляет угли, из пасти выходит пламя. На шее его обитает сила, перед ним бежит ужас». То есть что-то огнедышащее, пламенеющее. Дальше, «крепкие щиты его великолепия - они скреплены как бы твёрдою печатью. Один к другому прикасается близко, так что и воздух не проходит между ними». Чешуя, панцирь - у этого животного. Понятно что пламя из пасти, чешуя, пластины как щиты, хвост как кедр, двойные челюсти которые имеют несколько рядов зубов - вполне ясная картина - это дракон.

Мы не будем говорить… хотя и есть такие вещи, нас это не очень интересует… о том что это фактическое описание какого-нибудь динозавра, которые возможно жили во времена Иова - нас не биологический вопрос интересует. Духовное. Потому что под символом вполне известного Иову животного кроется совсем другая духовная реальность. Потому что дальше про этого животного, как ещё тут дальше называется про этого Левиафана или Змея, говорится: «это верх путей Божьих. Нет подобного ему. Все члены исполнены красивой соразмерностью. Он сотворён бесстрашным.» То есть это верх путей Божьих, это вершина творения Божьего. Мы совершенно чётко знаем кто является вершиной Божьего творения. Речь идёт о Сатане. О Люцифере. О первоначальном Деннице, сыне зари. То есть о том кто действительно был сотворён совершенным. И вот под этим обликом, начиная с описания животного, Он рисует образ дракона - но ведь действительно в Священном Писании Сатана является в образе дракона. И в образе змея - как это в райском саду. И в образе дракона - в Книге Апокалипсиса в 12 главе: «и другое знАменье явилось на небе: вот большой красный дракон с 7 головами, 10 рогами, а на головах его 7 диадим, и хвост его увлёк с неба третью часть звёзд и поверг их на землю. Дракон сей стал пред женою, которой надлежало родить, дабы когда она родит, пожрать её младенца». То есть образ дракона, применимо к Сатане, - это присутствует ещё в Священном Писании. Но ключевыми словами для понимания того что речь идёт конечно не о диназавре и не о бегемоте являются последние слова 41 главы. «Нет на земле подобного ему. Он сотворён бесстрашным. На всё высокое смотрит смело. Он царь над всеми сынами гордости». Царь, гордость - естественно это совершенно чёткий, точный эпитет, яркий, совершенно понятный символ, который показывает что речь идёт о Сатане. Царь, гордость.


6. Самый важный параграф, квинтэссенция. Иов был в опасности уподобиться Сатане в превозношении, в гордыне - и Бог напустил на него скорби чтобы надёжно защитить его от любого прилога превозношения, гордыни.
[Нажмите, чтобы прочитать]

Вернёмся теперь к словам Елеуя. Который указывает Иову как раз на то что Господь страданиями, скорбями пытается отвести человека от гордости. Ну как, Иов и гордость - разве это совместимо? Гордость это высшая неправда, а Иов, опять же по свидетельству Бога, является человеком совершенно праведным, абсолютно праведным. Но поэтому Бог и указывает на Сатану. Ведь Сатана был непорочный. Чем был даже выше чем Иов. Потому что Иов был рожден от женщины, а кто рождается от женщины чистым? Ни один - как сам говорит Иов. Ни один, рождённый женщиной, не является чистым. А Сатана, Люцифер тогда, Денница - был создан непорочным, чистым. Совершенно чистейшее создание Божье. Совершеннейший образец. Не имеющий в себе никакого изъяна, исполненный высочайшей мудрости, созданный непосредственно Богом, Премудростью Божьей. Наделённый величайшим познанием, силой, могуществом. И вот это существо, тем не менее, возгордившись, будучи возомнившей от собственной вознесённости, - существо оно не захотело считать кого-то выше себя. Не захотело благодарить Бога. Не захотело исполнять Волю Божью. Захотело исполнять только свою собственную. Вобщем это существо пало. И стало самым мрачным и самым отвратительным существом на земле. Хотя было венцом творения Божьего, началом путей Божьих. И вот если такое существо, ходившее в самом ближайшем присутствии Бога, сотворённое непорочным, - если оно пало и стало мрачным - значит ни один человек не может быть в безопасности. И чем более праведен он становится, тем больше опасности у него для возношения и вознесения. Тем труднее ему сохранить себя в Благодати Божьей. Потому что человек, который видит себя не таким как все - он очень легко может… в него проникнуть семена гордости. Как собственно говоря мы видим по его друзьям. В Иова эти семена не проникли. Он не праведничает, то есть он не неправедный человек, он не гордый человек. Но и он может очень удобно стать… вот как раз произрасти эти семена.

На что и указывает ему в обличительной речи Елеуй говоря, что ты говоришь такие же вещи как говорят нечестивые. Ты сам не нечестивый, ты праведен - но на самом деле послушай что ты говоришь - ведь нечестивые говорят то же самое: правды нет, Богу служить нужды нет - зачем, какой в этом смысл? Никакого. То есть ты сам говоришь от избытка болящего сердца, ты верен Богу, но твои слова по форме - они на самом деле нечестивые слова. Ещё немного и ты можешь оступиться. Но Бог с помощью явления Елиуя не даёт Иову оступиться. Но замерев над этой бездной, зависая на одной волосинке от того чтобы стать говорить против Бога, - Бог останавливает Иова и показывает Своим явлением, что вот Иов и ты человек, и ты находишься в опасности, и ты можешь впасть в гордость. Для того чтобы отдалить от тебя гордость, чтобы сделать тебя действительно безукоризненным - Я и навёл на тебя эти страдания. Потому что в страданиях, в терпеливом перенесении страданий - испепеляется всякий прилог превозношения, испепеляется гордыня как таковая. Потому Господь и заповедовал нам что «в терпении вашем спасайте души ваши».

И получив этот урок Иов действительно смирился и признал всё что ему сказано. Но самое главное, в итоге, мы получаем что не дьявол искушал Бога, заставляя Его предать ему Иова. Это дьявол был орудием Бога. Для того чтобы с помощью таких скорбей, по воле Божьей, отвратить от Иова гордыню, которая неизбежно подстерегает даже самых праведных людей. Потому что только смиренный человек может действительно спастись. А для смирения необходимы только терпение, терпение и терпение.


теодицея, Корепанов, Книга Иова

Previous post Next post
Up