"Хорошо душу свою приучить помышлять: я буду гореть в огне адском"

Nov 16, 2014 03:32

Ещё из прп. Силуана Афонского:

Нужно считать себя хуже всех и осудить себя во ад. Этим смиряется душа и стяжевается покаянный плач, от которого рождается радость. Хорошо душу свою приучить помышлять: я буду гореть в огне адском. Но жалко, что мало кто разумеет это. Многие отчаиваются и пропадают. Души их дичают, и не хотят потом ни молиться, ни ( Read more... )

прп. Силуан Афонский, медитация

Leave a comment

alexandrg November 16 2014, 18:37:09 UTC
«Сейчас плохо, а потом будет неизмеримо хуже, причем постоянно и бесконечно». - По-моему, нужно обладать каким-то вывихом в сознании, чтобы считать такую мысль утешительной. Тем более что ожидание муки - это, в общем-то, уже мука. И скорее всего любой атеист найдет для себя утешение в том, что он свободен от таких «утешительных» мыслей.

Reply

rechi_k_bogu November 16 2014, 20:09:58 UTC
"ожидание муки - это, в общем-то, уже мука" - это если не смирился, если внутри возмущение, неприятие такого положения вещей. А как смиришься - так успокоишься. И в этом мне кажется сокровенный смысл поучения прп. Силуана.

Reply

alexandrg November 16 2014, 21:02:18 UTC
А мне кажется совсем не в этом. Уверенность в собственной погибели - это такой же (если не хуже) морок, как и уверенность в собственном спасении. Если уверовал, что погиб, то к чему теперь «трепыхаться», если уже ничего не изменишь? Потому и говорит Силуан, что «мало кто разумеет это. Многие отчаиваются и пропадают. Души их дичают, и не хотят потом ни молиться, ни читать, ни даже мыслить о Боге». И правильно - какой смысл молиться или даже мыслить о Боге, если уже погиб?

Христос же преп. Силуану сказал: «держи ум свой во аде и НЕ ОТЧАИВАЙСЯ». Не отчаивайся - это что значит? Это значит - не теряй надежды. А если продолжаешь надеяться, значит, хоть и считаешь себя достойным ада, но не веришь, что уже погиб и не смирился с этим, поскольку помнишь, что «невозможное человекам возможно Богу», «который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины».

Reply

rechi_k_bogu November 16 2014, 21:10:24 UTC
"какой смысл молиться или даже мыслить о Боге, если уже погиб?" - прагматического смысла вроде бы нет, но если грех противен, просто противен, а не из-за наказания, то будешь и молиться и любить Бога несмотря что мыслишь себя в адском огне впереди.

Reply

alexandrg November 16 2014, 21:23:54 UTC
Если человеку грех «просто противен», и он продолжает молиться и любить, «несмотря на то, что», значит его душа жива. Поскольку не смогла бы без Бога молиться, любить и испытывать отвращение ко греху. А если душа жива, значит и надежда жива - какой бы ерундой ни была голова забита.

Reply

rechi_k_bogu November 16 2014, 21:14:39 UTC
"какой смысл молиться или даже мыслить о Боге, если уже погиб?" - абсурдность этого высказывания можно проиллюстрировать ещё таким мысленным экспериментом. Если бы Бог сказал Вам: ты будешь гореть в адском пламене. Ну представим себе такое, сказал так. Перестали ли бы Вы Ему молиться, мыслить о Нём и любить Его?

Reply

alexandrg November 16 2014, 21:28:19 UTC
Ну, сказал бы и сказал бы.

Нет, конечно.

«В те дни заболел Езекия смертельно, и пришел к нему Исаия, сын Амосов, пророк, и сказал ему: так говорит Господь: сделай завещание для дома твоего, ибо умрешь ты и не выздоровеешь. И отворотился [Езекия] лицем своим к стене и молился Господу, говоря: "О, Господи! вспомни, что я ходил пред лицем Твоим верно и с преданным [Тебе] сердцем, и делал угодное в очах Твоих". И заплакал Езекия сильно. Исаия еще не вышел из города, как было к нему слово Господне: возвратись и скажи Езекии, владыке народа Моего: так говорит Господь Бог Давида, отца твоего: Я услышал молитву твою, увидел слезы твои. Вот, Я исцелю тебя; в третий день пойдешь в дом Господень; и прибавлю ко дням твоим пятнадцать лет, и от руки царя Ассирийского спасу тебя и город сей, и защищу город сей ради Себя и ради Давида, раба Моего». 4 Цар. 20:1-6

Reply

dmatveev November 17 2014, 10:39:31 UTC
Для этого надо представить, что я вот так напрямки общаюсь с Богом, и Он мне прямо сообщает информацию о моем будущем, и это безвариантно Тот Самый Бог, а не химера моей воспаленной религиозности. Но такой метод представлений, мягко говоря, проблематичен.

Reply


Leave a comment

Up