Оригинал взят у
gorbutovich в
Музыканты средневековые маргинальныеС XII в. в искусстве получает отражение антитеза, характерная для эстетики средневековья, когда сакральной музыке - «новой песни» противопоставлена «старая», то есть языческая музыка. При этом, инструментальная музыка как в западной, так и восточной христианской традиции слыла менее достойным явлением, чем пение.
"Маастрихтский Часослов", использовался в Маастрихте. Первая четверть XIV века. Нидерланды, Льеж. Британская библиотека. Stowe MS 17, f.160r / Detail of a miniature from the Maastricht Hours, Netherlands (Liège), 1st quarter of the 14th century, Stowe MS 17, f.160r.
Source Музыка неотделима от праздников. С праздниками в средневековом обществе связаны странствующие актеры - профессиональные потешники и развлекатели. Людей этого ремесла, снискавших всенародную любовь, в письменных памятниках называли по-разному. Церковные авторы употребляли по традиции классические древнеримские имена: мим /mimus, пантомим /pantomimus, гистрион /histrio. Общепринят был латинский термин йокулятор /joculator - шутник, забавник, балагур. Представителей сословия увеселителей именовали плясунами /saltator; шутами /balatro, scurra; музыкантами /musicus. Музыкантов различали по родам инструментов: citharista, cymbalista и т.д.. Особое распространение получило французское название «жонглер» /jongleur; в Испании ему соответствовало слово «хуглар» /junglar; в Германии - «шпильман» /Spielmann, на Руси - «скоморох». Все эти наименования - практически синонимы.
Про средневековых музыкантов и музыку - кратко и фрагментарно.
2.
Маастрихтский Часослов, BL Stowe MS 17, f.269v
Иллюстрации - из нидерландской рукописи первой четверти XIV века - "Маастрихтского Часослова" Британской Библиотеки. Изображения маргинальных бордюров позволяют судить об устройстве музыкальных инструментов и о месте музыки в жизни.
С XIII столетия бродячие музыканты всё активнее стремятся в замки и города. Вместе с рыцарями и представителями духовенства придворные менестрели окружают своих венценосных меценатов. Музыканты и певцы - непременные участники увеселений обитателей рыцарских замков, спутники влюбленных кавалеров и дам.
3.
f.192v
Там трубы и тромбоны гремели, словно гром,
А флейты и свирели звенели серебром,
Звучанье арф и скрипок сопровождало пенье,
И много новых платьев певцы получили за рвенье.
[«Кудруна», немецкая эпическая поэма XIII в.] [1]
4.
f.61v
Теоретическая и практическая музыка входила в программу обучения идеального рыцаря, ее почитали благородной утонченной забавой. Особенно любили певучую виолу с ее нежными аккордами и мелодичную арфу. Вокальное соло сопровождали игрой на виоле и арфе не только жонглеры - профессиональные исполнители, но и знатные поэты и певцы:
«Тристрам был очень способным учеником и вскоре в совершенстве овладел семью главными искусствами и многими языками. Затем он изучил семь видов музыки и прославился как знаменитый музыкант, которому не было равных»
[«Сага Тристрама и Исонды», 1226] [2]
5.
f.173v
Тристан и Изольда во всех литературных фиксациях легенды - искусные арфисты:
Когда он пел, - она играла,
Потом она его сменяла...
И если пел один - другой
По арфе ударял рукой.
И пенье, полное тоски,
И звуки струн из-под руки
Сходились в воздухе и там
Взлетали вместе к небесам.
[Готфрид Страсбургский. Тристан. Первая четверть XIII в.] [2]
6.
f.134r
Из «биографий» провансальских трубадуров известно, что некоторые из них импровизировали на инструментах и тогда именовались «violar».
7.
f.46r
Император Священной Римской империи германской нации
Фридрих II Штауфен (1194-1250) «играл на разных инструментах и был обучен пению» [3]
8.
f.103r
На арфах, виолах и других инструментах играли и женщины, как правило - жонглерессы, изредка - девушки из знатных семейств и даже высшие особы.
Так, французский придворный поэт XII в. воспел королеву-виелистку: «Королева поет сладко, песня ее сливается с инструментом. Хороши песни, прекрасны руки, голос нежен, звуки тихи» [4]
9.
f.169v
Музыкальные инструменты отличались разнообразием и постепенно совершенствовались. Родственные инструменты одного семейства образовывали множество разновидностей. Отсутствовала строгая унификация: их формы и размеры во многом зависели от желания мастера-изготовителя. В письменных источниках тождественные инструменты часто носили различные названия или, наоборот, под одинаковыми наименованиями скрывались разные типы.
Изображения музыкальных инструментов с текстом не связаны - я не специалист в этом вопросе.
10.
f.178v
Группа струнных инструментов подразделялась на семейства смычковых, лютневых и арфовых. Струны изготовляли из скрученных бараньих кишок, конского волоса или шелковых нитей. С XIII в. их все чаще делали из меди, стали и даже из серебра.
Струнно-смычковые инструменты, обладавшие преимуществом скользящего звука со всеми полутонами, лучше всего подходили для сопровождения голоса.
Парижский магистр музыки XIII века
Иоанн де Грохео /Грокейо ставил виолу на первое место среди струнных: на ней «тоньше передаются все музыкальные формы», в том числе танцевальные [5]
11.
f.172r
Живописуя придворное празднество в эпопее «Вильгельм фон Венден» (1290), немецкий поэт Ульрих фон Эшенбах особо выделил виелу:
Из всех, что я досель слыхал,
Достойна виела лишь похвал;
Полезно слушать всем ее.
Коль сердце ранено твое,
То исцелится эта мука
От нежной сладостности звука. [6]
Музыкальная энциклопедия [М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973-1982] сообщает, что
виела - это одно из общих названий средневековых струнных смычковых инструментов. А что подразумевал Ульрих фон Эшенбах - не знаю.
12.
f.219v. По клику на картинке - инструмент крупнее
Боэций (ок.480-524/526) - политик, великий философ и видный музыкальный теоретик раннего средневековья, делил инструменты на струнные - «cordata», духовые - «pneumatica» и ударные - «Pulsatilla». [7]
Группы инструментов разделялась на семейства и т.д. Углубляться в классификацию не буду - это отдельная тема.
13.
f.23r
«Музыка была более стыдливой и скромной, пока пользовалась более простыми инструментами. Как только же ее стали делать разнообразной и сложной, она потеряла меру строгости и добродетели и, едва ли не целиком погрязнув в пороке, сохраняет лишь следы былого своего обличья.»
[Боэций.
Наставления к музыке] [8]
14.
f.216v
В представлениях людей средневековья инструментальная музыка была многосмысленна, обладала полярными качествами и вызывала прямо противоположные эмоции.
«Одних она подвигает на пустую веселость, других - на чистую умиленную радость, а нередко на святые слезы» [Петрарка] [9].
15.
f.211v
Считали, что благонравная и сдержанная музыка, смягчая нравы, приобщает души к божественной гармонии, облегчает постижение тайн веры.
16.
f.236v
Напротив, возбуждающие оргиастические мелодии служат развращению рода человеческого, приводят к нарушению Христовых заповедей и конечному осуждению. Через посредство необузданной музыки в сердце проникает множество пороков.
17.
f.144v
Церковные иерархи следовали учениям Платона и Боэция, четко разделявших идеальную, возвышенную «гармонию неба» и пошлую, непристойную музыку.
18.
f.58r
Чудовищные музыканты, которыми изобилуют поля готических рукописей, в том числе и Маастрихтского Часослова - воплощение греховности ремесла
гистрионов, бывших одновременно музыкантами, танцорами, певцами, дрессировщиками животных, рассказчиками и т.п. Гистрионов объявляли «слугами Сатаны».
19.
f.116r
Гротескные существа играют на реальных или нелепых инструментами. Иррациональный мир воодушевленно музицирующих гибридов устрашающ и смешон одновременно. «Сюрреалистическая» нечисть, принимающая бесчисленные личины, увлекает и морочит обманной музыкой.
20.
f.208v
В начале XI в. Ноткер Губастый вслед за Аристотелем и Боэцием указывал на три качества человека: существо разумное, смертное, умеющее смеяться. Ноткер считал человека и способным к смеху, и вызывающим смех. [10]
21.
f.241r
На праздниках зрителей и слушателей, в числе прочих, развлекали музыкальные эксцентрики, которые пародировали и тем самым оттеняли «серьезные» номера.
В руках смеховых дублеров в «мире наизнанку», где перевернуты привычные отношения, в качестве инструментов начинали «звучать» самые, казалось бы, не подходящие для музицирования предметы.
22.
f.92v. Из-под одежды музыканта, играющего на петухе, выглядывает туловище дракона
Употребление предметов в несвойственной для них роли - один из приемов буффонной комики.
23.
f.145v
Фантастическое музицирование отвечало мироощущению площадных празднеств, когда стирались привычные грани между предметами, все становилось неустойчивым, относительным.
24.
f.105v
Во взглядах интеллектуалов с XII-XIII вв. возникла определенная гармония между бестелесным священным духом и расковывающей жизнерадостностью. Безмятежное, просветленное «духовное веселье», заповедь непрестанного «радования о Христе» свойственны последователям Франциска Ассизского. Франциск верил, что постоянная печаль угодна не Господу, а дьяволу. В старопровансальской поэзии радость - одна из высших куртуазных добродетелей. Ее культ порожден жизнеутверждающим мировоззрением трубадуров. «В многотонной культуре и серьезные тона звучат по-другому: на них падают рефлексы смеховых тонов, они утрачивают свою исключительность и единственность, они дополняются смеховым аспектом». [11]
25.
f.124v
Необходимость легализации смеха и шутки не исключала борьбы против них. Ревнители веры клеймили жонглеров как «членов дьявольского сообщества». Вместе с тем они признавали, что хотя жонглерия - печальное ремесло, но поскольку каждому надо жить, и оно сгодится при условии соблюдения благопристойности.
26.
f.220r
«Музыка имеет великую силу и влияние на страсти души и тела; в соответствии с этим различаются напевы или музыкальные лады. Ведь некоторые из них таковы, что своей размеренностью побуждают слушающих к жизни честной, непорочной, смиренной и набожной.»
[Николай Орем. Трактат о конфигурации качеств. XIV в.] [8]
27.
f.249v
«Тимпаны, лютни, арфы и кифары
Их горячили, и сплетались пары
В греховной пляске.
Всю-то ночь игра,
Еда и винопийство до утра.
Так тешили маммона в виде свинском
И в капище скакали сатанинском.»
[Чосер. Кентерберийские рассказы] [8]
28.
f.245v
Светские мелодии, которые, «щекоча слух и обманывая разум, уводят нас от добра» [Иоанн Златоуст], расценивали как порождение греховной телесности, хитроумное создание дьявола. С их разлагающим влиянием необходимо бороться с помощью жестких ограничений и запретов. Сумбурная хаотическая музыка адских стихий - часть мировой «литургии наизнанку», «богослужение идольское».
29.
f.209r
О живучести подобных взглядов свидетельствует Кузьма Петров-Водкин (1878-1939), вспоминая о соборном протоиерее Хлыновска, маленького городка Саратовской губернии.
«Нам, выпускникам, он делал экскурс в область искусства, в частности в музыку: - А вот заиграет она, - а беси под ногами и заворошатся... А уж если песни петь начнете, - так из горл ваших хвосты бесовские и полезут, и полезут». [12]
30.
f.129r
А на другом полюсе. Происходящая от Святого Духа волнующая музыка высокого идеала, музыка сфер мыслилась как воплощение неземной гармонии мироздания, созданного Творцом - отсюда восемь тонов грегорианского хорала, и как образ согласия в христианской церкви. Разумное и соразмерное сочетание различных звуков свидетельствовало о единстве благоустроенного града Божия. Стройная согласованность созвучий символизировала слаженные соотношения элементов, времен года и т.д.
Правильная мелодия услаждает и совершенствует дух, это «призыв к возвышенному образу жизни, наставляющий тех, кто предан добродетели, не допускать в своих нравах ничего немузыкального, нестройного, несозвучного» [Григорий Нисский, IV в.] [13]
Сноски / Литература:
[1] Кудруна / Изд. подгот. Р. В. Френкель. M., 1983. С. 12.
[2] Легенда о Тристане и Изольде / Изд. подгот. А. Д. Михайлов. М., 1976. С. 223; С.197, 217.
[3] Песнь о нибелунгах / Пер. Ю. Б. Корнеева. Л., 1972. С. 212.«Сладчайшие наигрыши» менестрелей звучали в садах и замковых чертогах.
[4] Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959, с. 48.
[5] Музыкальная эстетика западноевропейского Средневековья и Возрождения / Сост. текстов В. П. Шестаков. М., 1966. С. 242
[6] Струве Б. А. Процесс формирования виол и скрипок. М., 1959, с. 48.
[7] CülkeP. Mönche, Bürger, Minnesänger. Leipzig, 1975. S. 131
[8] Даркевич В. П. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. - М.: Наука, 1988. С. 217; 218; 223.
[9] Эстетика Ренессанса /Сост. В. П. Шестаков. М., 1981. Т. 1. С. 28.
[10] Гуревич А. Я. Проблемы средневековой народной культуры. С. 281.
[11] Бахтин M. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 339.
[12] Петров-Водкин К. С. Хлыновск. Пространство Эвклида. Самаркандия. Л., 1970. С. 41.
[13] Аверинцев С. С. Поэтика ранневизантийской литературы. М., 1977. С. 24, 25.
Источники для текста:
Даркевич Владислав Петрович. Светская праздничная жизнь Средневековья IX-XVI вв. Издание второе, дополненное; М.: Издательство «Индрик», 2006.
Даркевич Владислав Петрович. Народная культура средневековья: светская праздничная жизнь в искусстве IX-XVI вв. - М.: Наука, 1988.
В. П. Даркевич. Пародийные музыканты в миниатюрах готических рукописей // «Художественный язык средневековья», М., «Наука», 1982.
Боэций. Наставления к музыке (отрывки) // "Музыкальная эстетика западноевропейского средневековья и Возрождения" М.: "Музыка", 1966+ ссылки внутри текста
Другие записи с иллюстрациями из Маастрихтского Часослова:
Танцы средневековые маргинальные Многообразие мира в одной богослужебной книге Несколько мужчин Маастрихтского Часослова Рождество P.S. Маргиналии - рисунки на полях. Какие-то иллюстрации, наверное, будет точнее назвать миниатюрой на часть страницы.