"Творчески решать вопросы подготовки и воспитания молодых музыкантов"

Dec 22, 2010 08:34

А ну-ка песню нам пропой, веселый ветер!
Моря и горы ты обшарил все на свете!
И все на свете песенки слыхал....

Спасибо , г-н Александр  Джулай)

Вот  сайт  симферопольского муз. училища smuimpich.crimea.com/history.html
и там -  краткая инфа про Якова Иосифовича  Богорада , автора " Прощания славянки" , который   известен тем, что он весьма творчески - как теоретически, так и практически - решил вопрос подготовки молодого тамбовского музыканта В. Агапкина (В Агапкин, благодаря такой творческой подготовке, затем долгое время жил, служил  в ГПУ- ВЧК , умер и  с почестями похоронен как номинальный  автор этого марша Якова  Богорада).

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ФАМИЛИИ "БОГОРАД" -www.newswe.com/index.php

"Симферопольское музыкальное училище им. П.И. Чайковского - старейшее учебное заведение на Украине. За 95 лет существования оно воспитало более 5000 специалистов-педагогов, композиторов, артистов. В 1909 году под руководством С.В. Рахманинова Русское музыкальное общество открывает отделение в городе Симферополе и в 1910 году начинает работать учебное заведение, в котором готовились преподаватели музыкальных предметов. В 1910-1911 учебных годах в контингенте учебного заведения обучалось около 100 учащихся. Возглавил его преподаватель класса виолончели П.П. Фёдоров, ученик Давыдова. Класс теории и гармонии вёл ученик Н.А. Римского - Корсакова композитор И.И. Чернов; класс скрипки - С. Сапельников, ученик основоположника русской скрипичной школы Л. Ауэра; класс фортепиано - талантливый педагог Е.П. Сеферова.
          В 20-е годы сложился коллектив, способный творчески решать вопросы подготовки и воспитания молодых музыкантов. На фортепианном отделении работали Л.Г. Баядглиева, А.О. Сатановский, Е.А. Зуссер, В.В. Колодкевич. Класс скрипки вели ученики Ауэра - Нодельман, Аблин, Лонгер; класс виолончели - ученик профессора Фёдорова - Финдель; класс вокала - К.А. Ардатов (он же - директор училища, сменивший Чернова И.И.); теоретические предметы и класс духовых инструментов вел Я.И. Богарад.
          Центром музыкальной культуры города был самодеятельный симфонический оркестр, организованный А. Брискиным, в котором играли многие преподаватели и учащиеся музыкального техникума (название училища той поры). В сезон 1925-26 годов в оркестре в качестве альтиста играл И.О. Дунаевский. В следующие десятилетия музыкальное училище заканчивают М.И. Чулаки - композитор, длительное время возглавлявший Большой театр СССР....,
и пр.

и ниже, на том же сайте -

"  В годы Великой Отечественной Войны многие педагоги и учащиеся училища ушли на фронт. Не все вернулись с поля боя, отдав жизнь за Родину. Среди погибших в годы Великой отечественной войны - А. Гефон, А. Русин, Зинчук, братья Финдель, Л.И. Богород, С.М. Лонгер, А. Руднев, Ф. Эйдигер."

Вопрос - а вот  это кто - " Л.И. Богорад." ?

И там же, далее - ( справка  от г-н А Джулай, благодарю) -

"Обучение на духовых инструментах началось с первых лет организации музыкальных классов. Огромное значение в развитии духовой музыки и в подготовке музыкантов-духовиков имеет деятельность Якова Исааковича Богорада. Флейтист по специальности, окончив Варшавскую консерваторию получив два диплома (военного капельмейстера и учителя музыки), Я.И. Богорад создал в Симферополе издательство, где печатались новые произведения для духовых оркестров. Он был прекрасным аранжировщиком, композитором и талантливым педагогом. Среди его учеников - профессора, преподаватели А.Я. Стасевич, А.А. Федотов, композитор, Народный артист СССР, директор Большого театра СССР М.И. Чулаки. Г.М. Калинкович-полковник военный дирижер, профессор Московского Института военных дирижеров автор многих пьес для духового оркестра. Среди первых учеников Я.И. Богорада был Григорий Самойлович Нагорный - флейтист, первый крымский военный капельмейстер. Г.С. Нагорный в 1919г. создал в Симферополе военный духовой оркестр, с которым прошёл все грозные годы Гражданской войны.http://smuimpich.crimea.com/duh.html

Здесь Богорад назван "ИСААКОВИЧ", почему-то.

Г-н Александр Джулай ( спасибо еще раз!)), добавляет -

"Google находит и Исааковича. Вообще поисковик сейчас находит Богорада значительно больше. Примерно год назад про него находилось пару ссылок и всё.
А вот сегодня например увидел новое:
"Шествие гномов : Музыкальная картина: Для духового оркестра / Ред. Я.И. Богорада
В память борцов за свободу : Увертюра для духового оркестра / Ред. Я.И. Богорада(ПИСАЛ ЯВНО ДЛЯ СССР!!!!!) "

"Увертюра к опере «Сорока-воровка». Джоаккино Антонио Россини. Инстр. Я. Богорада"
"Бетховен Эгмонт. Увертюра, соч. 84. Переложение для духового оркестра Я. И. Богорада."

"Значну роль у пошуках нотних видань досліджуваного періоду відіграли видавничі каталоги ДВУ, КМП, ЛІМ, “Мистецтва”, каталог колекції творів, виданих Я. Богорадом"

и еще список http://www.nplg.gov.ge/ec/en/mus/search.html?cmd=search&pft=biblio&qs=700%3A%D0%91%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B4+%D0%AF.%D0%98.

На сайте музучилища пишут "композитор, исполнитель на духовых инструментах, автор известной аранжировки марша « Прощание славянки» Я.И.Богорад".

"По версии Смолянникова, Василий Агапкин услышал от своего коллеги капельмейстера Якова Богорада, который служил в Литовском 51-м пехотном полку, оборонявшего Путиловскую сопку во время Мукденского сражения во время Русско-Японской войны, вышеприведённую солдатскую песню с мелодией, отдалённо напоминающей сегодняшний марш. "http://www.historyonesong.com/2010/11/proschanie_slavyanki_1/

"Трифонов, Д.М., Марш "Тоска по Родине" (Оригинал): Для ф.-п. в 2 руки, Симферополь: Богорад и К°.
"http://sagittario.livejournal.com/163175.html
Вероятно "Богорад и К°"  - и есть название симферопольского издательства.

О  ПЕРВЫХ СЛОВАХ ПЕСНИ, СЛОЖЕННОЙ СОЛДАТАМИ РУССКО-ЯПОНСКОЙ ВОЙНЫ НА МУЗЫКУ МАРША " ПРОЩАНИЕ СЛАВЯНКИ" 
в инете из источника в источник ходят строчки:

"Ах, зачем нас забрили в солдаты,
Угоняют на Дальний Восток?
Неужели я в том виноватый,
Что я вырос на лишний вершок?"

у Куприна же в Гусенице:
Ах, зачем нас забрали в солдаты,
Посылают нас на Дальний Восток?
Неужели мы в том виноваты,
Что вышли ростом на лишний вершок.

Нетрудно заметить, что купринские строчки уже не столь гладко вписываются в мелодию марша (особенно четвертая).. Да и вообще, трудно представить подобный текст, распеваемый под маршеобразную мелодию, которая вовсе не располагает к "страдальческому" настроению, что наблюдается в строчках.. да и не поется это никак.. Все же в марше, хоть он и минорный, главный секрет - в эмоциональном подъеме мелодии.. она вовсе не упадническая.. Текст же этот - совершенно другого окраса.., упаднический..
Ну, впрочем, это все предварительные лишь замечания..

То, что я "нашел" - это всего лишь упоминания этой песни, но упоминания по первой строке именно купринского варианта.. Причем именно в таком варианте - "Ах, зачем нас забрали в солдаты" (а не забрили), она встречается в упоминаниях современников ее.. Вот эти-то упоминания я и нашел:

- Среди фольклорных записей Г. С. Новикова-Даурского, Амурский областной гос архив - http://www.amurmuseum.ru/content/view/28/53/

- В воспоминаниях А.Л.Яворского. Стоянка США под Четвертым столбом, Гос архив Красноярского края - http://www.stolby.ru/Mat/Yavorsky/GAKK/006/115-144/001.asp
тут же, кстати, дается ссылка на книгу, где должна быть упоминаемая песня - А.М.Новикова, "Русские народные песни", издание ГИХЛ Москва 1957
Previous post Next post
Up