Села писать продолжение темы "Неправильные дети", а написалось вот это - в качестве необходимого предисловия к тому самому продолжению.
Не скажу, что я объехала весь мир и всё повидала, но, насколько мне известно, только в России и некоторых бывших союзных республиках, где было сильно влияние русских, наблюдается дачное помешательство: отпахав всю неделю в городе, толпы людей на автобусах, электричках и личном автотранспорте рвутся за город, на дачу, где в свои законные выходные поливают потом грядки на шести сотках.
Ни один иностранец этого не поймёт никогда. «Дача» - это вообще непереводимое понятие.
Нет, в той же Зеландии большинство живут в частных домах, и многие любят разводить цветочки, украшать «придомовую территорию» и так далее. Но вкалывать всю весну-лето-осень как папа Карло, чтобы потом закатать десятки банок варений-солений-компотов - да кому это надо? Пошёл себе в магазин да купил! Быстрее, проще, да и дешевле, разве нет?
Ох уж эти ненормальные русские! Зачем вам дача? Или живите в городе, или заведите себе нормальную ферму и зарабатывайте этим деньги, если уж так тянет в земле копаться. А если вам повезло иметь загородный дом, так там отдыхать надо, а не пахать.
А грибы-ягоды из леса? Это же опасно и негигиенично! Как это можно есть?!
Когда я пошла на экскурсию в горы с иностранными детишками, то они с ужасом смотрели, как я срывала на ходу мелкую дикую смородину или землянику: разве это можно есть? Оно же прямо с земли, а не с полки в супермаркете!
Бедные дети, они не знают вкуса спелой малины или ежевики прямо с куста в каком-нибудь горном ущелье...
А теперь
почитайте несколько весьма любопытных отрывков из книги, написанной немецким генералом, который участвовал в Сталинградской и Курской битвах:
«...Проблема обеспечения войск продовольствием для русского командования имеет второстепенное значение, так как русским фактически не нужно централизованного армейского снабжения. Полевая кухня, почти святыня в глазах солдат других армий, для русских является всего лишь приятной неожиданностью, и они целыми днями и неделями могут обходиться без нее. Русский солдат вполне удовлетворяется пригоршней проса или риса, добавляя к ним то, что дает ему природа. Такая близость к природе объясняет способность русского стать как бы частью земли, буквально раствориться в ней.
...Солдат русской армии - непревзойденный мастер маскировки и самоокапывания, а также полевой фортификации. Он зарывается в землю с невероятной быстротой и так умело приспосабливается к местности, что его почти невозможно обнаружить. Русский солдат, умело окопавшийся и хорошо замаскированный, крепко держится за "матушку-землю" и, поэтому, вдвойне опасен как противник. Часто даже долгое и внимательное наблюдение оказывается безрезультатным - позиции русских не удается обнаружить. Поэтому следует проявлять чрезвычайную осторожность, даже если известно, что местность свободна от противника.
...Во многих случаях русские полагаются на свой врожденный инстинкт больше, чем на существующие тактические принципы, и следует признать, что инстинкт часто приносит им больше пользы, чем могла бы дать подготовка во многих академиях. На первый взгляд их действия могут показаться непонятными, но они часто полностью себя оправдывают.
...Несмотря на огромный прогресс военной техники, русский пехотинец все еще остается одним из наиболее важных военных факторов в мире. Эта сила русского солдата объясняется его чрезвычайной близостью к природе. Для него просто не существует естественных препятствий: в непроходимом лесу, болотах и топях, в бездорожной степи - всюду он чувствует себя как дома. Он переправляется через широкие реки на самых элементарных подручных средствах, он может повсюду проложить дороги. В несколько дней русские строят многокилометровые гати через непроходимые болота; зимой колонны в сто шеренг по десять человек в каждой направляются в лес с глубоким снежным покровом; через полчаса на смену этим людям приходит новая тысяча, и через несколько часов на местности, которая у нас на Западе, считалась бы непроходимой, появляется протоптанная дорога».
Герр генерал, как всегда, ничего толком не понял, но сделал ряд очень точных наблюдений, которые я и выделила жирным шрифтом.
Ну а какое отношение имеют дачники к событиям Великой Отечественной?
Вы не поверите - самое прямое.
Но сначала ещё одна, но длинная цитата, на этот раз из книги Серкина «Лес шамана»:
ОБ ЭНЕРГЕТИКЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦА
17.09.05
В первый год жизни в Ярославле Шаман снимал домик на берегу реки Которосль. Соседи занимались обычными садово-огородными работами, и Шаман, проведший большую часть жизни на Севере, с удовольствием обучился сельскохозяйственной премудрости. В начале лета я привез Шаману морем железную печку для новой хижины, заказанные им семена и инструменты.
Грядкам Шамана я сначала не придавал значения, так как не считал работу на участке чем-то особенным. Сегодня внимание привлекла свежая великолепная редиска.
- Как хранишь редиску?
- Только с грядки.
- Третью неделю заморозки по ночам.
- Грядки в солнечном безветренном месте. И на ночь накрываю пленкой. Идеальные условия.
- Знаю. Колыма - лучший сельхозрайон.
- Зря смеешься. Во-первых, нет большинства досаждающих в Ярославле насекомых. Во-вторых, больше солнечных дней.
- «Мороз и солнце, день чудесный». (В это момент я понял, как скучал по беседам с Шаманом. Мало с кем из знакомых можно было говорить и, тем более, шутить только ассоциативным рядом без дополнительных пояснений).
- (Шаман, как в и большинстве случаев, игнорировал иронию). Ты, между прочим, жрешь редиску третьего урожая.
17.09.05
Стал поглядывать. В окно хижины заметил, что Шаман вроде как танцует вокруг своих маленьких грядок. Если уметь шаманить над грядками, можно по три урожая и на полюсе вырастить.
- Этому тоже научился у ярославцев?
- Чему?
- Шаманить над грядками.
- Кое-чему научился, потом сложил «дважды два» и сам научил соседей.
- Расскажешь?
- Любой шаман чувствует энергию растений. А крестьяне имеют опыт выращивания, которого нет у шамана.
- Что дает такой опыт?
- Глядя на соседей в Ярославле, понял, что крестьянин со своим участком составляет как бы одно энергетическое целое, одну систему;
- Они это осознают?
- Чувствуют. И многое делают интуитивно.
- Что?
- Говорят ласково со всходами, чувствуют, как полить, подкормить...
- Это система.
- Нет. Говорю же, они не умеют шаманить.
- Ты объединил опыт шаманства с опытом выращивания?
- Чуть-чуть, однако. (Смеется).
17.09.05
Шаман отправился за своими травами, а я внимательно осмотрел грядки. Мысль о единой энергической системе крестьянина со своим участком проста, но в голову раньше не приходила. Развитие мысли позволило сформулировать ряд новых вопросов.
- Хороший урожай зависит не только от труда, мастерства, но и от энергетического взаимодействия с участком, растениями?
- «Сумевший задать вопрос, знает и ответ». (Произнося эти слова, Шаман так точно изобразил буддисткого гуру, что я невольно рассмеялся).
- Человек с хорошей энергетикой может меньше трудиться и собрать больший урожай?
- Так бывает.
- Эта общая энергия и есть то, что называется «тяга к земле» у горожан, заводящих дачу, участок?
- «Сумевший задать вопрос ...».
- Они заряжаются энергией на даче?
- Они тоже строят со своим участком единое энергетическое тело.
- Но иногда работа на даче занимает массу энергии?
- Приводя в порядок участок, они приводят в порядок свое единое энергическое тело. Именно поэтому многие горожане работают на даче особо исступленно.
- А дети, молодежь? Они же должны лучше чувствовать энергию. Но большинство из них не любит работать на участке.
- Во-первых, не все. А во-вторых, просто не нуждаются в энергетической поддержке до определенного возраста.
- Твои соседи-ярославцы как отнеслись к шаманству над грядками?
- Сначала скептически. Но после того, как я вылечил несколько их растений и защитил от насекомых, - всерьез.
- И они танцуют теперь вокруг грядок, как ты?
- Один сосед танцует, но по ночам, чтобы его не видели. Остальные делают отдельные пассы. Стесняются. Все прогрессивное требует времени.
- Представил себе картинку из будущего: ярославцы на своих участках танцуют всякие танцы урожая, посева, всходов...
- Не только ярославцы. Это картинка и из прошлого, и из будущего.
А теперь, уж простите, но ещё одна отсылочка - к моему посту под названием
«Кто такие Русские или Секрет Ильи Муромца».
Ну а теперь выводы настолько очевидны, что дальше некуда:
И тяга горожан к копанию на грядках, и невероятная стойкость русских солдат объясняются одним и тем же - тесной связью с родной землёй.
В силу географических условий и исторических причин в России люди не так испорчены городской жизнью и теснее связаны с землёй - в прямом смысле слова, ЭНЕРГЕТИЧЕСКИ связаны.
Кстати, (о, великая Синхронистичность!) вот как раз сегодня
набрела на пост, где данный тезис раскрывается немножко с другой стороны:
К слову сказать, основы такого вот города возникли в Европе, еще во времена феодализма - именно оттуда пришло к нам это тесное социокультурное, «тюремное» пространство, странным образом сочетающее скученность и отчуждение. Хвалёный европейский город, который считается очагом человеческой культуры, представлял собой весьма плачевное зрелище - нагромождение домов, узкие улицы со сточными канавами посередине. В русском же городе плотность застройки была намного ниже, и благодаря этому многие горожане могли заниматься даже молочным скотоводством - скотину было легко выгонять на пастбище по прямым и просторным московитским улицам. При этом саму планировку рассчитывали как можно более быстрый выезд из города.
«Главным богатством России был и остаётся избыток пространства, - отмечает Р. Багдасаров. - Традиционный русский город резко контрастировал с западной урбанистической застройкой. В Лондоне, Париже, Мадриде, даже Праге, абсолютно непредставимы сады вокруг домов обычных горожан (дворцы иное дело). В Москве XVII века такой подход был нормой. «При каждом доме есть непременно сад и широкий двор; оттого говорят, что Москва обширнее Константинополя и более открыта, чем он», - писал Павел Алеппский. Весной город утопал то в яблоневом, то в вишнёвом цвету, а затем его накрывала волна сирени, особенно любимой москвичами. Задолго до того, как в Европе стали разбивать общедоступные парки, в Москве отводились громадные площади под увеселительные сады и луга». ( «Качество жизни в русской цивилизации»).
Если вы в этом направлении самостоятельно покопаете, то много всякого интересного обнаружите.
Ну а какое отношение всё это имеет к неправильным детям? Да самое прямое - как и ко всем нам, впрочем.
Но об этом уже в следующий раз.