Дневник матери. Или о том, как выглядит довербальная травма отверженности....

Mar 08, 2012 12:54

Оригинал взят у ameli39 в Дневник матери. Или о том, как выглядит довербальная травма отверженности....
Наверное этот пост не совсем в тему... сегодняшнего замечательного дня... за что прошу меня извинить..Но всё же..
Когда мы говорим о травме отверженности, которая впоследствии может неоднократно воспроизводиться в жизни человека, речь может идти об очень ранних этапах жизни ребёнка... Настолько ранних, что потом, в психотерапии человеку практически не представляется возможным озвучить те свои далёкие переживания отверженности словами. Почему? Потому что ТОГДА , в так называемый ДОВЕРБАЛЬНЫЙ период развития, человек просто ещё не умел говорить,  не знал слов, не знал НАЗВАНИЯ тех переживаний, которые имели место в его душе. И тогда единственным способом пациента РАССКАЗАТЬ терапевту о своих переживаниях , может быть способ вызвать в душе терапевта чувства которые возникали в душе пациента( в младенчестве) , когда его отвергала мать. Это могут быть чувства бессилия, беспомощности, отверженности, страха и т.д.
Как конкретно выглядит отвержение в ДОвербальный период? Заглянем в дневник.. молодой... матери...
«Ты с самого начала был трудным ребенком. Первые шесть недель ты находился только на грудном вскармливании, но я вынуждена была кормить тебя очень часто из-за того, что у тебя возникала рвота и я не знала, что с тобой делать.
Уже в первые десять дней, пока я лежала в клинике, ты отказывался брать грудь. Это длилось 5-10 минут, пока я не зажимала тебе нос и насильно не вливала молоко. Твоя рвота не была связана с кардиоспазмом, во всяком случае врач это отрицал. На протяжении первых шести месяцев ты не спал спокойно ни одной ночи - из-за общей повышенной возбудимости и нервозности. Дома я пробыла всего три недели и вскоре после этого возобновила работу. Поскольку после трех-четырех месяцев ты не набрал достаточного веса, я попросила врача обследовать тебя. Врач ничего не нашел, однако, чтобы снять с себя ответственность за твою безопасность, я отдала тебя в детскую клинику, и там детский врач сказала, что для своего возраста ты вполне прилично выглядишь. В детской клинике тебя поместили у окна и накрыли только одним одеялом; дома тебе было намного теплее. В результате ты подхватил воспаление легких. В то время я очень нервничала, по крайней мере, в первый период грудного кормления я все воспринимала в черном свете.

В остальной период детства ты был моей единственной поддержкой. Твой отец в первые годы после твоего рождения часто бывал чрезвычайно вспыльчив и непредсказуем. В связи с этим я, несомненно, допускала ошибки в твоем воспитании и поэтому была вынуждена прибегнуть к жесткой системе, принуждая тебя к раннему засыпанию и силой удерживая тебя в кроватке - иначе ты не был бы приучен к порядку и гармонии. По-видимому, мы неточно выполняли врачебные рекомендации, потому что ты постоянно ревел. Когда ты заболел отитом, один врач подошел ко мне и без всякого объяснения отменил эти правила, довольно резко и с отвращением назвав мои усилия "плохим воспитанием"».

В этих заметках, отражающих личные переживания женщины, довольно хорошо описываются все факторы, которые оказывают отрицательное воздействие на ребенка. Ранние переживания отвергнутости имеют для ребенка двойные последствия.

"Во-первых, такой ребенок с самого раннего возраста обучается смирению. Это происходит из-за того, что искусственно тормозятся все те области его саморазвития, в рамках которых он обучается овладению, преодолению, требовательности и захвату. Готовность к отказу не только снижает его активность, но и вызывает тяжелое переживание зависти к тем, кто, не стесняясь, берет от жизни все; сам он не решается это делать. Эта зависть приводит к развитию чувства вины и в качестве попытки избежать его и что-либо противопоставить ему - к необходимости морализации: депрессивные личности оценивают свои комплексы с точки зрения идеологии скромности и непритязательности, описанной нами выше, и, по крайней мере, утешаются своим моральным превосходством.

Во-вторых, у ребенка появляется чувство, что его не любят. Это чувство служит основой для появления пониженной самооценки - ведь для того, чтобы себя оценить, нужно испытать чувство любви к себе, а тот, кого не любят, не может любить самого себя. Пониженная самооценка поддерживается еще и тем, что в этом возрасте ребенок не имеет возможности сравнивать и не в состоянии реалистически оценить, что его родители не способны к любви; очевидно, что его мир - это мир его родителей.

При глубоком снижении самооценки у личности может возникнуть убеждение, что она не имеет права на жизнь, что ее существование возможно лишь в форме жизни для других. «Я виноват уже в том, что существую», - говорил один из депрессивных пациентов, имея в виду и свое детство. Фиксация виновности на матери или родителях приводит к попыткам загладить свою вину перед ними; депрессивные личности приносят свою жизнь в жертву на алтарь родительского эгоизма и считают это совершенно естественным." ( цитата о последствиях раннего отвержения взята из книги Ф.Римана " Основные формы страха:исследования в области глубинной психологии")

Previous post Next post
Up