На круглом столе «Управление эволюцией» мне очень понравилось словосочетание, которое родилось на встрече предыдущего дня форума. «Ткань доверия». Оба слова для меня смыслосодержащие (смысл - то, что не сказано, но понято, необходимый «стержень» существования). Про «доверие» после, сначала про «ткань».
Прежде всего, по «кодексу сторителлера», я уважаю текст. То слово, которое и означает по латыни «ткань».
(Текст от лат. textus - «ткань; сплетение, связь, сочетание» - зафиксированная на каком-либо материальном носителе человеческая мысль).
Там, где ткань, там текст. Там, где текст, там История. «История доверия». Именно для завоевания доверия и нужны нам Истории, как сплетение пространства, времени и человеческих отношений. Система взаимных связей, взаимных дополнений, созависимостей и взаимодействий. Доверие не возможно без общения, а общение без историй.
При этом очень поэтично звучит, - «ткань доверия».
В позапрошлом году на «Днях PR в Москве» (ежегодное мероприятие, проводимое РАСО), проходящих в «Сколково», Фрэнсис Фукуяма (американский философ, политолог, политический экономист) назвал нарождающуюся постиндустриальную экономику «Экономикой доверия».
Доверие, считает Фукуяма, это способность людей объединяться вне пределов семьи и без помощи государства. Успешные, на его взгляд, сообщества характеризуются высоким уровнем доверия. Менее успешные сообщества похожи в том, что бизнес тут ведут семьи или государство, а ассоциации среднего уровня (общины, общества, кружки и т. п.) не развиты.
На круглом столе гайдаровского форума, так же много говорилось о доверии, как о современной валюте, как о ценности. У Гора Нахапетяна, вице-президента Московской школы управления «Сколково» и «главного по роботам», появилась даже идея, как можно монетизировать доверие. Но, прежде чем монетизировать, его необходимо завоевать. Последнее слово ключевое.
«И вечный бой, покой нам только сниться…»
На мой взгляд, существует три крепости, которые приходиться брать с боем, чтобы это доверие завоевать. Не компетентность. Безответственность. Безразличие. И если первая, на сегодняшний день, практически повержена, за вторую идут ожесточенные сражения, то третья - неприступная цитадель. Нулевая валентность, инертность общества в целом и каждого отдельного ее члена - вот беда из бед нашего (российского) сегодняшнего времени. Пресыщенные бесконечным информационным потоком новостей и развлечений, люди потеряли такое, казалось бы, не очень достойное качество, как ЛЮБОПЫТСТВО. Им не любопытно, что происходит «за воротами их Я» (будь то человек или компания). Они не допускают возможность собственной не компетентности в чем-либо. Не понятное - есть ложное, а значит не интересное. Как результат, самый распространенный «мем» сегодня - #нет времени.
Но… нет времени - нет денег - нет доверия.
Не случайно, помимо «эмоционального интеллекта», на авансцену ОСОБЕННО современного бизнеса, выходит «корпоративная культура», «корпоративная религия» (напомню, religio - объединяющая общими смыслами). Для всех этих индивидуальных «Я» нужно создать «пространство общего знаменателя», где они могут почувствовать и осознать свое единство, без которого говорить о каком-то доверии смешно. Доверяешь только «своим».
Здесь то и приходят на помощь истории «Кто я такой», «Зачем я здесь», «Куда я иду», «Мои ценности». Самоидентификация каждого в отдельности и всех вместе. Именно на дне этих историй лежат энергии и смыслы, способные создать то самое «пространство общего знаменателя». Именно в области этих иррациональных вещей, в том числе, в районе «эмоционального интеллекта», скрыт ни с чем несравнимый ресурс, помогающий расшевелить инертное общество. Добавить каждому дополнительных валентностей. Возбудить любопытство к окружающему миру, как первый бой в последней битве за доверие. И, стало быть, умение создавать и представлять свои истории (не буду здесь писать, как все это называется одним словом J ) становится «оружием стратегического назначения».
Я тут все про деньги… Но, именно «истории самоидентификации, единения и доверия» создали доллар, что нынче больше 60 рублей и евро, что нынче больше 70…
Я уж не говорю про Китай…
А вы говорите, «сторителлинг в презентациях»…
(продолжение следует…)