Статья получилась тяжелой и давалась тяжело, именно потому, что в ней больше рацио и логики, нежели состояния и эмоционального посыла (как это бывает обычно). Но и тяжесть эта необходима, прежде всего, для того, чтобы люди поняли, что сторителлинг, это в первую очередь про «тонкие настройки» личные и коллективные, а потом уже про «бла бла бла» и «танцы с саблями»…
На прошлой неделе, в процессе изучения темы «эмоциональный интеллект», мною были разъяснены два новых (для меня) термина. «Неокортекс» и «Лимбическая система».
Неокортекс - новые области коры головного мозга, которые у низших млекопитающих только намечены, а у человека составляют основную часть коры. Неокортекс отвечает за высшие нервные функции - сенсорное восприятие, выполнение моторных команд, осознанное мышление и, у людей, речь.
Лимбическая система - совокупность ряда структур головного мозга. Участвует в регуляции функций внутренних органов, обоняния, автоматической регуляции, эмоций, памяти, сна, бодрствования и др.
Очень условно, первый отвечает за интеллект, вторая за эмоции.
Обе эти нейронные системы разделены, но связаны. «Неокортекс» быстро осваивает внешнюю информацию, находя для каждой место в сети ассоциаций. Мыслящий мозг может понять что-то мгновенно, как только информация получена. Однако все мысле-формы принимаемые «новой корой» так и остаются для человека «внешними». То есть, по большому счету, человек работает не с «объектом», а со своим «восприятием объекта».
Тогда как «Лимбическая система» является открытой, способной выходить за границы отдельного человека и сливаться с «лимбическими системами» других объектов. В связи с чем, состояние этой системы не только зависит от внешнего окружения, но и имеет возможность влиять на него. Именно «лимбическая система» позволяет найти эмоциональную опору в другом человеке или почувствовать чужую эмоцию. Ребенок в сложных ситуациях тянется к родителю. Дозорный способен чувствовать надвигающуюся опасность. Именно через эмоции у нас появляется «дар сливаться» с внутренним миром нашего окружения, изменяя его физиологию, изменяя свою физиологию.
Именно поэтому эмоции оказывают на нас влияние мощнее, чем интеллект. В моменты опасности «лимбическая система» подчиняет себе мыслительную деятельность. Через эмоции мозг предупреждает нас об угрозе, и предлагает план незамедлительных действий: бороться, замереть, бежать. Такой механизм работал много миллионов лет.
Именно через «лимбическую систему» между людьми появляется взаимосвязанность, взаимозависимость, взаимодополняемость.
Именно через эмоции, несколько человек, собравшихся в одном пространстве, становятся единым организмом с качествами, зачастую, отличающимися от суммы качеств отдельных индивидуумов.
Замечено, чем ближе друг к другу находятся участники какого- либо массового (или не очень массового) мероприятия, тем быстрее они становятся тем самым «единым целым». Не случайно мастера публичных выступлений, если зал заполнен не полностью, а пришедшие рассредоточились по всему залу, просят всех сгруппироваться в одной его части, как правило, поближе к выступающему.
Очевидно, что «оказывать влияние», так же, как «получать сигналы от аудитории», не «манипулировать», но, «входить в резонанс» с таким «монолитом» легче. И никакой мистики.
Такое взаимовлияние так и называется, - «лимбический резонанс». Взаимная подстройка, посредством которой собеседники гармонизируют свое эмоциональное состояние. Ведут беседу «на одной волне», что помогает лучшему взаимодействию, в том числе на интеллектуальном уровне.
К слову сказать, сторителлинг всегда был за то, чтобы рассматривать «рассказчика» и его «зрителей», как единую систему, взаимосвязанную, взаимозависимую, а, главное, взаимодополняемую друг другом. Однако у каждого в этой системе есть своя зона ответственности. У «зрителей», - генерация энергии. У «рассказчика», - передача «зрителю» состояния, инициирующего эту генерацию, а так же модерация процесса коммуникации.
История «рассказчика», через Миф (как текст, в котором возникает состояние) и Ритуал (как ритм, который «размораживает» эмоции и работает с «лимбической системой» непосредственно) объединяет энергию «зрителей» общими смыслами, запуская механизм Жертвоприношения (перерождения в новую жизнь). История помогает каждому «вспомнить себя в ПЕРВОЕДИНОМ». Вспомнить иной опыт, помимо личного, черпая его из Вечности.
А эмоции, есть выражение энергии в чистом виде, выходящей из Пустоты великой, бесконечной и всесильной. И уже «эмоциональное содержание» атмосферы компании, переносится на все ее отношения (общечеловеческие, деловые, личные, бытовые…)
«Рассказчик» (или «лидер») задает «эмоциональный стандарт» компании. Его «эмоциональная реакция» служит ориентиром для действий всего коллектива. Почему «рассказчику» необходимо развивать свой «эмоциональный интеллект». Но и развивать «эмоциональный интеллект» своей аудитории, не менее важная задача для «рассказчика» - лидера. Заботиться о так называемой «Культуре Зрителя».
Скажем честно, любая организация, по природе своей, с трудом воспринимает новое. Организация крепче, когда в ней есть определенный установившийся порядок. За него ее члены цепко держаться, идя по пути наименьшего сопротивления. Так что большинство сотрудников не горят желанием что-то менять. Нормы и Культура организации делают ее единым организмом, с поведением, не редко, отличным от поведения ее отдельных участников.
Однако, группы бывают и намного «сообразительнее» отдельных людей, если демонстрируют развитый «эмоциональный интеллект». Их сплоченность позволяет любой информации ходить быстрее среди ее участников (нейронные связи группы).
И здесь «рассказчик» - лидер встает перед следующей проблемой: как запустить программу ПЕРЕМЕН, высвобождающую коллективную энергию, улучшающую внутренние коммуникации, одновременно, преодолевая косность организации, и ее приверженность прежним НОРМАМ и ПРАВИЛАМ.
К сожалению, большинство обучающих программ, предлагаемых рынком образования, апеллируют к неокортексу (как правило, это тренинги по выходным или, максимум, недельное обучения), а не к лимбической системе, требующей высокой мотивации, долгих и упорных тренировок, наличия обратной связи. Для развития навыков «эмоционального интеллекта» не достаточно нескольких дней. Мало только аудиторных занятий. «Практика - критерий истины».
Технология Сторителлинга, как раз и есть такая смесь обучения, непрекращающихся тренировок и непосредственной практики. Не линейный процесс, а долгое путешествие.
Жизнь становится учебной лабораторией, в которой результаты опытов, есть готовый ПРОДУКТ, развивающий «корпоративную культуру», «культуру зрителя», «эмоциональный интеллект». Продукт для медиа рынка.
Что еще важно?
Ни одна программа не сможет изменить ситуацию, если будет ориентирована на индивидуума и не примет в расчет коллективный эмоциональный климат. Коллективные нормы и правила. Нужна не программа преобразований, но глобальный процесс, затрагивающий, отдельных сотрудников, рабочие коллективы и культуру предприятия. Вдобавок, привлечение к этому процессу должно восприниматься сотрудниками, как знак восхищения их способностями. Честью. Продвижением по службе. Культуру не сможет изменить лидер, действующий в одиночку.
На уровне групп отдельные навыки «эмоционального интеллекта» развиваются благодаря взаимному влиянию членов коллектива. Своеобразная взаимная подзарядка. Часто на обучении эффект достигается не хорошей программой, но симбиозом людей и отношений, создаваемых при обучении. Отношения с окружающими создают контекст, в котором мы оцениваем свой прогресс и эффективность приобретаемых навыков. Они (отношения) создают для нас зону безопасности, в которой легче экспериментировать (вспомните, как ребенок ищет эмоциональной поддержки родителей). Это повышает уверенность всех участников группы в возможность общих ПЕРЕМЕН…
Забота каждого о настроении группы, есть работа над коллективным само-со-знанием. При этом общая социальная чуткость, это еще и фундамент сохранения плодотворных отношений с другими звеньями организации.
Члены команды перенимают друг у друга эмоциональные импульсы. Принадлежность к такой команде сама по себе становится источником вдохновения. Появляется чувство сопричастности, наполняющее ощущением принадлежности к самобытной группе, обитающей в уникальном мире.
И именно «рассказчик» - лидер задает тон и помогает сформировать эмоциональные установки команды. Как сотрудники будут воспринимать то, или иное изменение, зависит от него и его Истории.
Но, прежде всего, ОН должен ПОНИМАТЬ БЕЗМОЛВНЫЙ ЯЗЫК НОРМ и ПРАВИЛ, исходя из которых, можно запускать программу, направленную на любые ИЗМЕНЕНИЯ.
Приведу цитату из книги Дэниела Гоулмана и Ричарда Бояциса «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта»:
«Лидер помогает запустить процесс изменений, прислушиваясь, что происходит в группе. Не только наблюдать, что делают и говорят ее члены, но и понимать их чувства. Вскрыть ее установки………………………………………………………………………….
………………………………………………………………………………………...
Прежде чем преступать к решению проблем, нужно получить точную картину эмоциональных установок коллектива. Понимание привычек способных регулировать поведение ее членов. Люди редко наделяют такие привычки особой смысловой нагрузкой, но при этом действуют всегда в соответствии с заведенным порядком, не задумываясь и считая его правильным. Лидерам необходимо распознавать эти привычки и понимать способы организации трудовой жизни. Анализируя и гласно обсуждая поведение группы, лидеры способны менять нормы. Создавать более эффективные правила и установки…»
Соответственно, работа с чувствами каждого и эмоциональными установками команды. - одна из основных задач «рассказчика»- лидера. То, без чего не возможны изменения.
В той же книге мы находим полезные правила по работе с коллективными НОРМАМИ:
«Выявление эмоциональных установок коллектива:
- Уважайте ценности группы и целостности организации (работа с ядром).
- Притормозите, прежде чем сделать рывок.
- Оставаясь на верхнем уровне, не забывайте об остальных.
Зримое воплощение идеала:
- Найдите основу. Согласовать свои чувства и чувства других.
- Забудьте строевые методы. Воздействуйте на эмоции. Дотянуть до коллективного идеала не жертвуя ценностями сотрудников.
- Сначала люди, потом стратегия. Обсуждать вживую. Вместе творить мечту.
Сохранение эмоционального заряда:
- Превратите мысленный образ в конкретные дела.
- Создайте управленческие системы, способствующие сохранению эмоционального интеллекта. Правила, процедуры.
- Используйте мифологию лидерства».
……………………………………………………………………………….
И последние, на сегодня…
Надо помнить, что стратегии, излагаемые сухим языком корпоративных задач, затрагивают лишь рациональную часть мозга. Носят линейный и ограниченный характер. Не содержат для формирования преданного отношения к делу элементов привязанности и увлеченности.
Чтобы люди по-настоящему прониклись идеей перемен, требуется эмоциональная настройка. Человеку необходимо сродниться с идеалом вызывающим душевное волнение.
Тут нужен, во-первых, прямой контакт с эмоциональным центром человека, а не сухое ознакомление со стратегией и видением лидера. А, во-вторых, конечно, прежде чем «рассказчику» - лидеру разбираться в «эмоциональных настройках своей аудитории, ему необходимо разобраться со своей внутренней кухней.
Развитие Я требует осознания себя. Это все те же сторителлинг вопросы: Кто Я? Зачем я здесь? Куда я иду? Каковы мои Принципы (Ценности)? Здесь лидеру, как правило, требуется внешняя помощь.
Искренность и открытость лидера, приходящая с ответами на эти вопросы, - серьезный актив организации. Инструмент, с помощью которого только и возможно ЗАВОЕВЫВАТЬ доверие своей аудитории.
И вот уже разобравшись с собой, вы обнаруживаете, что вам необходимы другие люди, их мнения, чтобы разглядеть вашу сущность. Рождение лидера происходит только во взаимоотношении с окружением. Именно окружение создает ту среду, в котором проходят наши пробы и попытки изменить что-то не только в себе, но и в окружающем мире.
В конце приведу еще одну цитату из книги «Эмоциональное лидерство. Искусство управления людьми на основе эмоционального интеллекта»:
«…Индустриальная эпоха с ее авторитарно-командным стилем управления, когда эмоциональная часть личности и коллектива не бралась в расчет и все люди были заменимы, уходит в прошлое…
………………………………….
Искусство человеческих отношений выходит на первый план в современном управлении.
Такие лидеры излучают резонанс. Испытывают не поддельную приверженность своей миссии. И эта страсть заражает остальных. Их энтузиазм спонтанно распространяется по всей организации, вдохновляя подчиненных…»
Энергия эмоций - неиссякаемый источник развития не только личности, но и различных по объему групп людей. Стоит помнить, что не только «прикосновение к мечте высвобождает энергию», но и воспоминание своей Истории «освобождает энергию прошлого…»