Это не извинения

Apr 16, 2016 05:37



На День космонавтики телеканал «Россия-1» позволил себе крайне мерзкую выходку с нацистской формой в духе «немецкой подстилки». Его попросили извиниться. И он даже что-то сказал по этому поводу.

Многие сочли это за извинения. Я так не считаю.

Процитирую ключевые фразы:

«Мы глубоко сожалеем, что номер... вызвал противоречивые эмоции...»
«Возможно, номер не был таким талантливым...»
«Поэтому нам особенно горько, что это выступление могло задеть чувства наших зрителей».
«Еще раз выражаем свое глубокое сожаление».

Фразу о том, что номер не был талантливым, отложим отдельно. Можно обсуждать, годится ли это за извинение в неталантливости, но дело, как все понимают, не в таланте, а в содержании выходки.

Все же остальные «горечи» и «сожаления» отличаются от извинений ровно тем же, чем сожаления и недоумения Эрдогана отличаются от требуемых от него извинений. Он не извиняется за то, что сбил наш самолет. Он сожалеет, что Россия не считает это приемлемым.

Извинение может сопровождаться оправданиями или пояснениями, а может не сопровождаться. Но оно в любом случае означает признание: «Был неправ», «Ошибся» и т.д.

Быть может, Эрдоган - слишком важная персона? Вот свежий пример адекватных извинений. Извиняется пресс-секретарь Президента РФ - за то, что сказал Путин. Совершенно четкие извинения (подчеркнуто мной) с пояснением и немного с оправданиями:

«„Это, скорее, наша ошибка, скорее, моя ошибка, тех, кто готовил на этот счет справочные бумаги. Там действительно была непроверенная информация, лишний раз не перепроверили и предоставили ее президенту в части собственников Suddeutsche Zeitung“, - сказал он журналистам.

„Мы приносим свои извинения изданию“, - продолжил Песков».

Он здесь так или иначе извинился четыре раза!

Грубо говоря, если считаешь, что то, что ты сделал, достойно тебя, то не извиняйся. Если недостойно - извинись: зачем тебе тащить то, что тебе на надо. «Из-вини»: я признаю свою вину (отделяю ее от себя) и прошу тебя из-бавить меня от нее. Ты меня извиняешь, я тебя благодарю.

Иногда, правда, извиняются и за то, что не считают недостойным. Но итоговый смысл всё равно тот же: «Я был неправ (я не подумал, что вас это заденет)».

Итак, между сожалением и извинением есть принципиальная разница, и Эрдоган с Путиным ее хорошо показали. Видимо, телеканал считает для себя достойным надругательство над памятью о той войне, и огорчается, что мы не признаём это надругательство за норму.

танцы с фашистами, информационная война, память, фашизм

Previous post Next post
Up