В слаке, посвященном методике образования, тезисно ответил на статью о климате и об образовании, краткое содержание которой можно описать так: "люди не заботятся о климате, потому что не ощущают опасности его изменения; и образование про запас, впрок они тоже получать не хотят". Перенесу свой ответ и сюда.
1. Современные популярные климатические идеи идут от человеческой гордыни: такие мы важные существа, что всё от нас зависит, даже климат. И мы можем на него повлиять.
2. Забавно, что в 50-х годах у «учёных» была другая проблема - «глобальное похолодание. «Лечить» его предполагалось сжиганием нефти. Похолодание, потепление... идеи меняются - гордыня остаётся.
3. При этом пукающие коровы, не говоря уж об единичном извержении вулкана, способны повлиять на климат сильнее, чем все человеческие потуги. Но это не то, что нам хочется слышать :).
4. Ноги у «глобального потепления» растут из экономики: капитализм может существовать только экстенсивно, осваивая всё новые рынки сбыта. Если географически расширяться некуда (а пока не рухнул второй мир в конце 80-х - начале 90-х, так оно и было), приходится либо создавать новые рынки (IT), либо их выдумывать (экология).
5. Кроме «проблем с климатом» была и куча афер поменьше. Н-р, «озоновая дыра». Как только удалось продать все холодильники с фреоном взамен старых, про «дыру» благополучно забыли.
6. На самом деле климатические колебания прекрасно коррелируют с активностью солнца. Но из этого трудно сделать бизнес.
7. В среднесрочной перспективе Земля движется к очередному малому ледниковому периоду. И можно только радоваться, если по пути туда мы застанем гораздо более краткосрочный, но не по сравнению с человеческой жизнью, всплеск к увеличению температур.
8. Предыдущие подобные циклы приводили к скачкам в развитии человеческой цивилизации в античности и в период Ренессанса. Собственно, повышению температуры мы обязаны Возрождением. От того, что виноград прекрасно выращивали даже в Англии, никто не пострадал. Живущие в те времена люди рассматривали ситуацию с потеплением как благословение. Оно им и было. Тогда в Европе было намного теплее, чем сейчас. Безо всякой индустрии.
9. Не случайно самая высокая продолжительность жизни в России, если я не ошибаюсь, - в Дагестане, хотя экономически это один из самых бедных регионов. Зато тепло. Что-то похожее по цифрам - в Москве. В ней поднять продолжительность жизни помогает уровень благосостояния. Аналогичные эффекты можно рассмотреть на примере средиземноморского региона Европы.
10. Россия - полоска на севере глобуса, которая веками пыталась продвинуться на юг. Практически нигде больше на свете нет настолько северных крупных городов. Население той же Канады жмётся к границе США. А граница США, это чуть выше Нью-Йорка, находящегося на широте Мадрида, Стамбула, Баку, Ташкента и Пекина.
11. Кстати, про Китай. Тысячелетиями у Китая была возможность расселиться на север. Но он не захотел - холодно :).
12. России бороться с глобальным потеплением - кто бы ни был в нём виноват - преступление. Какие-то технические проблемы это конечно создаст, но добавит огромные территории более комфортной жизни и земледелия.
13. Теперь к обучению :). Жизнь человека по сравнению с климатическими циклами - мгновение. Живём мы один раз и тратить собственное мгновение надо на то, что действительно приятно, интересно, нужно.
14. Жизнь ещё и трудно планируется. Это Булгаков верно подметил: учишь что-то про запас - а тут Аннушка :).
15. Далее, наше тело, включая мозг, кудесник приспособления. Демонстрирует чудеса по нужде, но отбрасывает всё, что не используется.
16. Результат обучения - мультипликация таланта и мотивации. Если мотивации ноль - то никакого таланта не хватит, всё обнулится.
17. Учимся мы обычно рывками: резкое, относительно краткое напряжение сил - и долгая пауза. Делать рывки без важной и ясной цели - никакого здоровья не хватит.
18. Да и для разной работы, в том числе обучения, у нас существуют соответствующие классические ритмы, в которые естественно вкладывается человеческая деятельность. 28 дней - лунный цикл, 75-100 дней - кампания (если, к примеру, через 100 дней реформы на фирме результатов нет, то реформа провалилась), 9 месяцев - за это время рождается ребёнок, пишется книга, пишется проект (если, к примеру, книга не написалась за 9 месяцев, то шансы её закончить не велики), 27 месяцев - военный цикл (за это время выигрываются или проигрываются войны и большие реформы), 7 лет - цикл и горизонт человеческого планирования (отсюда совет менять работу, или её направление, через 7 лет). Ну и так далее. Попытки игнорировать эти ритмы вряд ли приведут к успеху.