Я вам не скажу за всю Белоруссию, но мой родной город встречает забредшего в его центр путника хоть и наспех, но таки уложенной брусчаткой, ухоженными газонами, свежевыкрашенными фасадами домов, и даже работающими вечером и ночью фонарями. Постоянно мигрирующие туда сюда скамейки и мусорные бачки дополняют идиллию. И все бы хорошо, если бы не одно «но»: о главном городские власти явно позабыли - общественные туалеты отсутствуют как класс. А ведь именно они дают туристу, да и просто вышедшему на праздник или погулять жителю города возможность почувствовать себя человеком.
Новые памятники
Туалетов нет, зато появились новые памятники. Один из них - единственной в своем роде белорусской букве «ў» («у» кароткае) - мне нравится особо. Этот стильный, со вкусом сделанный «памятник азбуки» совсем не велик и этим еще больше умиляет и очаровывает.
Распределение в ВУЗах
Раз уж мы затронули тему образования, нельзя не вспомнить о введенном несколько лет назад в белорусские ВУЗы под маркой заботы о подрастающем поколении принудительном распределении. С каждым годом ситуация усложняется: предприятиям, получающих выпускников, сторого настрого запрещено увольнять бывших студентов, даже если работы для них нет и не предвидится.
Так, вкратце, описывал свой трудовой опыт на предприятии по распределению один мой хороший знакомый: «Прихожу я, значит, в 8 на работу. И боже упаси опоздать хоть на пару минут - не впустят. Женщины занимаются марафетом, мужчины - своими делами; и те, и другие пьют чай. И так до 5 часов вечера, когда можно идти домой. Я так «работать» не смог и начал, пока все пьют чай, нарезать круги по заводу, заходя по дороге к главному инженеру и директору, чтобы спросить, что я вообще тут делаю. Через несколько месяцев таких хождений директор меня все-таки уволил.»
В этой ситуации «самыми умными» оказались студенты-платники - на них никто не давит. А остальные, мол, образование от государства бесплатно получили? Получили. Вот и отрабатывайте теперь в деревне «Гадюкино» два года по распределению.
Понятно, что при такой системе ни деревня «Гадюкино» на рынок не ориентированна, ни вузовские специалисты.
Мой хороший знакомый после увольнения плюнул на все и уехал работать в Россию, но и этот вариант потихоньку прикрывается.
Красота - народу
Началось все с детей-чернобыльцев, регулярно выезжающих за границу по разным западным программам помощи. Так вот, вдруг оказалось, что Белоруссии подобная помощь не нужна и вообще - ничему хорошему заграница детей не научит.
Белорусские красавицы, главный белорусский экспорт, неожиданно оказались «невыездными», а руководители модельных агенств - за решеткой. В том числе человек, подаривший миру «мисс Беларусь 2004», упомянутую мною здесь по причине близкого соседства наших домов в моем родном городе :).
Аресты руководителей предприятий
Впрочем, за решеткой в последнее время оказались не только руководители модельных агенств, а руководители вообще. Главная статья - за взятки. Любопытно, что желающих занять вакантные места не становится меньше. Действуют они, вероятно, под девизом «Воруй пока не посадили, чтоб было хоть за что сидеть», и ротация кадров продолжается.
Белорусское значит лучшее
Но если белорусам за границу ездить вредно, то вредно и обратное.
Российские телевизионные каналы напрямую в Белоруссии не транслируются. Из ОРТ, к примеру, сделали ОНТ, по которому с временной задержкой идут программы «Первого» за вычетом отдельных, чаще всего политических передач. Наличие спутниковой тарелки, однако, спасает ситуацию.
На радио введены квоты на иностранную музыку, ее не должно быть больше 25%. Несчастные ди-джеи вынуждены искать белорусские корни у российских исполнителей, чтобы хоть как-то закрыть эфир.
Везде посрывали рекламные плакаты иностранных фирм: «не нужны нам костлявые француженки, у нас свои красотки имеются» (что правда, то правда - см. выше).
По последним сообщениям, ввели квоты и на продукты питания. Если подтвердится, многим, подсевшим за последние годы на российскую продукцию (от пельменей и сыров до пирогов и йогуртов), придется тяжело.
Мода на кино
А пока народ спасается просмотром индийского кино в провинции (не знаю, правда, смотрит ли его кто-нибудь, но в кинотеатрах оно идет) и культовых блокбастеров в Минске.