Часть 4. Fuzhi: Копия (複製)
Когда выяснилось, что прилетевшие в Германию из Китая терракотовые воины - копии, гамбургский музей этнографии в 2007 году закрыл выставку. Как заявил тогда взявший на себя роль "адвоката правды" директор музея: "Мы пришли к выводу, что другого способа сохранить доброе имя музея нет". Музей даже предложил вернуть деньги посетителям.
Производство копий терракотовых воинов с самого начала происходило параллельно археологическим работам. На месте раскопок была сооружена специальная мастерская. Она не занималась "подделками". Китайцы просто попытались восстановить утерянное и заброшенное на время производство. Оригиналы с самого начала изготавливались из сборных модулей в серийном исполнении, которое было продолжено, как только была восстановлена исходная техника производства.
У китайцев для понятия копии существуют два различных термина. Fangzhipin (仿製品) используется для копий, чья разница с оригиналом очевидна. Это небольшие модели или сувениры для музейных магазинов. Другой термин для копии называется fuzhipin (複製品). Здесь речь идёт о точнейшей репродукции оригинала, которая для китайцев равноценна оригиналу. В слове fuzhipin не содержится никакой негативной коннотации. Эта разница в восприятии копии часто приводит к непониманию и разногласиям между Китаем и западными музеями. Китайцы нередко шлют копии в западные музеи, с твёрдым внутренним убеждением, что копии от оригиналов ничем существенным не отличаются. Отказ музеев принимать эти копии расценивается уже китайцами как обида или даже оскорбление.
Несмотря на глобализацию Восток по-прежнему остаётся "делом тонким". Сбивает с толку западного наблюдателя и восточное представление об идентичности. Для японцев храму Исэ, главному святилищу синтоистской Японии, к которому каждый год стекаются миллионы паломников, 1300 лет. Но в действительности храмовый комплекс выстраивается заново каждое двадцатилетие. Эта религиозная практика западным искусствоведам настолько чужда, что после бурных дебатов ЮНЕСКО вычеркнула японскую святыню из списка Мирового культурного наследия. Для экспертов ЮНЕСКО храму - максимум 20 лет. Что здесь оригинал, что копия? На месте разницы между оригиналом и копией выступает разница между старым и новым. Можно ведь сказать, что копия ближе оригиналу, ибо чем строение старше, тем дальше оно отдаляется от своего исходного состояния. Репродукция возвращает его в "оригинальное состояние".
Обновляется не только строение, но и храмовые сокровища. В храме всегда находятся два идентичных комплекта реликвий. Что это: две копии или два оригинала? После производства нового комплекта, старый уничтожают. То, что горит, сжигается, металлические части закапываются. Во время последнего обновления сокровища не были уничтожены, а были переданы в музей. Своим "спасением" они обязаны своей выросшей выставочной ценности. Но их уничтожение составляет ценность культовую, которая под натиском ценности музейной всё более теряет в значении.
Старое святилище
Клонирование прошло успешно
Одно из сокровищ храма - конь Tsurubuchige-no-oneriuma
На Западе при реставрации памятников принято подчёркивать их старые элементы. С оригинальными частями обращаются как к реликвиями. Подобный культ оригинала Востоку не знаком. Он разработал иную технику сохранения, более эффективную, нежели консервирование или реставрация. Она заключается в постоянном копировании по готовому образцу. Эта техника отменяет разницу между копией и оригиналом. Можно говорить, что оригиналы продолжают себя через копии. Примером тут служит природа. Организм обновляется через постоянно идущую замену клеток. Через некоторое время он создаёт свою копию. Старое отмирает и заменяется новым. Идентичность и обновление не исключают друг друга. В культуре, где репродуцирование является техникой сохранения и продолжения существования, репродукции являются большим, чем просто банальными копиями.
Церковь во Фрайбурге круглый год находится в строительных лесах. Песчаник, из которого сделана церковь, не способен противостоять эрозии от дождя и ветра. Через некоторое время он крошится. Поэтому церковь постоянно проверяют на наличие повреждений, и испорченый камень заменяют новым. Замене подвергаются и статуи из песчаника. Реставраторы стараются по возможности сохранить старые куски, но рано или поздно наступает время для каждого, даже самого стойкого камешка. По сути, здесь происходит то же самое, что делают японцы. Только очень медленно и на большом промежутке времени. Но результат в конце тот же самый. Спустя какое-то время мы имеем дело с копией. Но мы воображаем, что перед нами оригинал. Но что оригинального будет в церкви, если последний старый камень будет заменен на новый?
Оригинал - это нечто мнимое, воображаемое. Принципиально возможно создать точную копию, т.е. fuzhipin фрайбургской церкви в одном из многочисленных китайских тематических парков. В материальном плане fuzhipin ничем не будет отличаться от оригинала, в котором нет ни одной оригинальной части. Отличаться строения будут разве что местом и культовым значением, связанным с проведением служб в церкви во Фрайбурге. Исчезнет последнее (под давлением выставочного значения) - и вообще никакой разницы между строениями не будет.
Идея неприкосновенного оригинала достаточно свежа и для западного искусства. Ещё в 17 веке с найденными произведениями искусства античности обращались совершенно иначе, чем сегодня. Их не реставрировали в оригинальное состояние, а с лёгкостью меняли их внешний вид. Джан Лоренцо Бернини дополнил известную статую Марса Ares Ludovisi, которая сама являлась римской копией греческого оригинала, эфесом меча. Во времена Бернини Колизей служил мраморной каменоломней. Его стены ломали и использовали для новых строений. Забота о памятниках в её современном понимании начинается вместе с музеефикацией прошлого, в которой выставочная ценность вытесняет культовую. Примечательно, что происходит это вместе с развитием туризма. Так называемый "Grand Tour", обязательная поездка сначала дворянских, а позже буржуазных сыновей в Италию, Испанию, а также Святую Землю, начавшийся в Ренессансе и достигший своего пика в 18-ом веке, являлся предварительной ступенью современного туризма. Ценность античных сооружений как достопримечательностей начала расти, появился интерес содержать их в порядке. Поднимающиеся история искусств и археология открыли позже их познавательную ценность.
Ares Ludovisi
Не случайно, что азиаты гораздо лояльнее европейцев относятся к клонированию. Получивший широкую известность корейский исследователь Hwang Woo-suk объяснял собственные опыты по клонированию принадлежностью к буддизму (многие буддисты поддерживали его работу, христиане же в основном были против). "Я буддист," - говорил кореец, - "и у меня нет философских проблем с клонированием. Как вы знаете, в основании буддизма лежит понятие реинкарнации. В каком-то смысле, я думаю, терапевтическое клонирование перезапускает колесо жизни". Так и в случае с храмом Исэ жизнь не борется со смертью, а продолжается сквозь смерть. В бесконечном круговороте жизни нет ничего одноразового, изначального, единичного и окончательного. Есть только повторения и возобновления. Не акт творения, а итерация, не революция, а рекурренция, не прототип, а модули определяют китайскую технику созидания.
Цель модульного производства не получение оригинального объекта, а массовое производство, допускающее, однако, вариации и модуляции. Неповторимость кладётся на алтарь эффективности. Не зря именно китайцы придумали книгопечатание. И китайская живопись использует модульную технику. Известный китайский трактат о живописи "Сад горчичного зёрнышка" (Jieziyuan Huazhuan, 1679) содержит бесчисленное множество готовых отдельных элементов, из которых можно и должно складывать картины.
Примеры, как рисовать людей
Быть креативным по-китайски означает комбинировать и вариировать. Китайская культурная техника шагает по пути природы. У китайского искусства к природе отношение функциональное. Задача не в том, что отразить природу как можно точнее, а в том, чтобы действовать так же, как природа. И в природе постоянные вариации рождают новое, и происходит это без участия какого-либо "гения".