Sep 16, 2004 17:52
После выхода в свет новой политической инициативы Путина, казалось бы, тем, кто часто и громко кричал о том, что время проходит, а руководство страны находится в спячке, убаюканное сладкими ценами на нефть, и ничего не предпринимает, стоило бы обрадоваться. Ан нет, ЖЖ (и не только) забит уже новыми большей частью развернутыми криками, суть которых однако легко сводится к прежнему «Отечество в опасности!». Складывается впечатление, что в умах вопиющих отечество находится в опасности просто от одного существования Путина на свете. Но если так, зачем же пытаться постоянно подводить под эту несложную в общем-то мысль такую развернутую базу. Сказали бы проще - ненавижу. Впрочем, и такие «простаки» тоже имеются.
Апеллировать к последним смысла не вижу. Попытаюсь достучаться до тех, кто негативно отнесся к выступлению российского президента, не потому, что «бандупутинаподсуд», а потому, что посчитал ее неправильной (или неадекватной) по каким-либо рациональным причинам.
Сразу скажу, что бесланская трагедия имеет к изменениям в политической системе страны, готовившимся заранее, минимальное отношение, и потому спекулировать на этой теме считаю бестактным и ничего не дающим анализу.
Более уместным, я думаю, станет сравнение России с одной из европейских стран, демократической в общепринятом понимании этого слова и с развитой политической системой. Взять что ли Испанию, в которой после Франко была введена монархия, сыгравшая огромную роль в становлении, в том числе и демократическом, страны? Нет лучше не стоит. Остановимся на Германии.
Германия - страна с парламентской демократией. Напрямую жители этой страны выбирают из ветви исполнительной власти только своих городских мэров. Эти городские начальники занимаются реальными местными проблемами и несут реальную ответственность. Принадлежность человека к определенной партии и соответственно идеологии, часто роли вообще не играет. Первостепенно, чтобы человек был хороший, способный и знающий. По такому же принципу выбираются и местные (районные) парламенты.
На выборы в федеральный парламент уже идут партии и их платформы. Никаких независимых кандидатов. Кстати, и возможности проголосовать против всех тоже нет. Победившая партия должна образовать большинство (если своих сил не хватает, нужно кооперироваться с другими партиями), если ей это не удается, в игру вступает партия, занявшая второе место. Партия, сформировавшая большинство, образует правительство, глава которого реально управляет государством, опираясь на согласный с его линией парламент.
Высшая палата парламента состоит из представителей земель от партий пропорционально результатам выборов в земельный парламент. Они же выбирают немецкого президента, декоративную и представительскую фигуру.
Теперь к выборам в земельный парламент. Они происходят по той же схеме, что и на федеральном уровне, несут в себе то же содержание, проводятся по времени между федеральными и благодаря этому являются по сути индикатором состояния общества «на данный момент» и возможностью с помощью такой демонстрации народной воли подкорректировать курс правительства (если не сразу, то через высшую палату).
Премьер-министр земли аналогично премьер-министру всей Германии выбирается парламентом.
Теперь перенесемся в Россию. Здесь народ напрямую выбирает мэра, что вполне обосновано и должно получить в России еще большее развитие в будущем. Затем народ выбирает напрямую президента своего государства, по сути свою власть. Такого удовольствия немцы лишены. Да и в отличие от российского президента немецкий премьер-министр может занимать свой пост бесконечно. В 1998 году после 17 лет правления Коль настолько обрыдл немцам, что те проголосовали за красное правительство, только чтобы сместить доставшего всех «тяжеловеса», за что расплачиваются и поныне.
А еще народ напрямую выбирает регионального президента, что, если даже не заострять внимание на форме, понятно не совсем или даже совсем не понятно. К местному самоуправлению региональный президент отношения не имеет, к политическим программам тоже. Место для представителя местных олигархов или мафии? А может для артистов эстрады? Как верно заметил Михаил Леонтьев, публичная помойка. Она кому-нибудь такая нужна? Кроме мафии, естественно.
Так что усилить роль в регионах парламента, который будет выбирать регионального лидера испольнительной власти - вполне логичной шаг. Кто все время говорил и писал, что в России существует перекос в пользу исполнительной власти, почему вы снова не довольны? Пускай ослабление исполнительной власти скорее виртуальное, в конце концов именно президент России будет представлять кандитатов на рассмотрение парламенту, который, еще раз повторю, реально усиливается. Но и мощнее исполнительная власть не становится, скорее тверже, но что это за исполнительная власть, в которой «кто в лес кто по дрова».
Также реальным выглядит предположение о прямых выборах в верхнюю палату парламента в качестве механизма обратной связи с регионами, чего немцы совместно с россиянами лишены, только в отличие от русских немцы, возможно, навсегда.
И еще о политических партиях. Демократия при некоторых своих достоинствах имеет и много недостатков. Основной из них - это частое превращение в охлократию, власть толпы. Решить ее можно было б введением имущественного ценза, но не думаю что это тот путь, который возможен и адекватен современному моменту. Поэтому выборы в парламент по партийным спискам - тот костыль, который поможет выбрать не форму («какой он лапочка»), а содержание (программу и принципы партии). Да, сейчас это больше идеал, чем реальность. Но когда-то и с чего-то надо начинать. Мне кажется, что 7%-ный порог для вхождения в Думу слишком высок, но это уже детали и тема для другого разговора.
В заключение о том, почему я выбрал Германию. Конечно, сейчас можно привести примеры других стран, где все происходит иначе. Можно. Но в Германии предложенные Путиным идеи реализованы и продуктивно работают. У задачи построения страны, как у математической задачи, есть несколько путей решения. Ни один из них не должен отвергаться, только потому, что есть правильный другой.