"Норд-Ост": как это было

Sep 19, 2006 11:40

В постинге maxim_sokolov о лондонском спектакле про "Норд-Ост" (когда спецслужбы пускают газ перед началом штурма, одна из террористок прикладывает свой платок ко рту сидящей рядом заложницы, пытаясь ее спасти от смертельного газа. Но тут врываются российские спецслужбы и принимают их обеих за террористок и убивают), ярко демонстрирующем духовную и душевную зрелость английского народа, awas1952 объясняет в комментариях подробности штурма здания. Я попытался выбрать самое главное из ответов Анатолия и представить это в виде рассказа.

"--- Описанный эпизод в "Норд-ОСТ"овой реальности был бы просто невозможен. В состав употреблённой там смеси входил фторотан (по терминологии немецких врачей, выявивших его в крови эвакуированных в Германию туристов -- галотан). Он известен тем, что _сперва_ отключает двигательную активность, а уже _потом_ начинает воздействовать на чувства. То есть к тому времени, как ты понимаешь, что вдыхаешь газ, ты уже _ничего_ не можешь предпринять по этому поводу (лично я не раз побывал под фторотановым общим наркозом при сложных стоматологических манипуляциях, так что подтверждаю эту его особенность по личному опыту). Кстати, именно поэтому -- а не из прекраснодушия -- никто из бандитов не смог нажать на кнопку взрывателя. Разработчики операции знали своё дело (я был в числе тех, кто рекомендовал подать в зал газ -- но даже при всём своём личном опыте пребывания под фторотаном не сообразил включить его в смесь).

Кстати, то, что бандитам стреляли в голову, доказывает, что спецназовцы старались спасти заложников. Можно было подать больше газа и продлить сон в зале настолько, чтобы без проблем скрутить и даже разминировать всех бандитов. Но тогда кто-то из заложников неизбежно умер бы от передозировки наркоза. Поэтому ограничились минимальной дозой и вынужденно действовали очень быстро. А выстрел в голову -- единственный способ гарантировать, что преступник -- даже приходящий в себя от наркоза -- не сможет даже случайно ничего нажать (в рекомендациях той аналитической группы, в которую я тогда входил, особо оговаривалась необходимость стрелять только в голову -- ещё и для того, чтобы не зацепить случайно какие-нибудь пододёжные компоненты заряда).

И _ни одного_ выстрела спецназовцев _в заложников_ не было. Стреляли _только_ в тех, чья одежда позволяла _безошибочно_ идентифицировать бандита. Тут, кстати, очень пригодились их многочисленные телеинтервью: спецназовцы, проанализировав их (и, конечно, опросив немногих выпущенных), убедились, что все бандиты одеты достаточно единообразно и легко опознаются.

Словом, описанный эпизод -- фантазия, доказывающая, что автор не удосужился познакомиться даже с материалами, опубликованными в открытой печати (всё вышесказанное -- кроме, конечно, упоминаний документа, в разработке которого участвовал я лично -- взято именно оттуда).

--- Почему так много погибших от отравлением газа среди заложников? Если было хорошо известно, какая смесь подается - наверняка было несложно откачивать людей противоядием.

--- Так их и откачивали. Каждому найденному тут же вкалывали налоксон -- антагонист любых опиатов, включая фентанил. Фторотан же и вовсе улетучивается так быстро, что от него и откачивать не надо.

Некоторым кололи налоксон даже по нескольку раз (его передозировка практически безопасна) -- и в зале, и в "Скорой помощи", и в больнице. Дело в том, что медикам в тех больницах, куда шла эвакуация, и во всех системе "Скорой помощи" заранее выдали повышенный запас налоксона. Благо нашлось оправдание, не связанное с "Норд-Остом": мол, в выходные всегда наблюдается всплеск передозировок опиатов -- так давайте наконец готовиться к этому заранее.

К сожалению, многие другие мероприятия, необходимые для подготовки массовой эвакуации из "Норд-Оста", провести заблаговременно не рискнули: опасались утечки информации (у Бараева была постоянная связь с внешним миром), по которой бандиты могли бы узнать о подготовке штурма. Отсюда проистекли многие накладки (вроде справедливо отмеченного Юлией Латыниной столпотворения на площади, резко замедлившего движение эвакуацилнного транспорта), стоившие нескольких десятков жизней. Но в штабе опасались, что раскрытие сведений о штурме может погубить всех заложников (и -- в случае одновременного подрыва всех боеприпасов -- ещё несколько десятков, а то и сотен, жителей окрестных домов). На любой войне приходится выбирать не между чьей-то гибелью и полным спасением, а между большей и меньшей смертностью.

Частой причиной смерти (как указала та же Латынина) стало удушье от неудачной позы при эвакуации. Часть людей в спешке заносили в автобусы, усаживали и убегали за следующими. Если сидящий уснёт и запрокинет голову, он может подавиться собственным языком.

Впрочем, насколько я могу судить по виденным когда-то медицинским данным, все проблемы, вызванные применением наркоза, вместе взятые отвечают не более чем за половину смертей. Более 60 смертей -- от причин, непосредственно порождённых самим фактом пребывания в заложниках.

Едва ли не наибольшее число умерших -- от "болезни эконом-класса". При долгом неподвижном сидении кровь в ногах застаивается и зачастую появляются мелкие тромбы. При любом движении они могут отрываться и закупоривать жизненно важные сосуды. Расстройство названо так потому, что впервые выявлено у пассажиров эконом-класса в трансатлантических перелётах (на поршневых двигателях полёт продолжался едва ли не полсуток). После этого установили минимально допустимый размер кресел, чтобы любой пассажир мог в полёте ворочаться. Театральные же кресла рассчитаны всего на час-полтора непрерывного сидения, после чего наступает антракт. Заложники сидели в них более двух суток, опасаясь лишний раз пошевелиться, чтобы не привлечь к себе лишнее внимание бандитов. Последствия неизбежны.

Многие погибли также от "кислой рвоты". Если достаточно долго не есть и не пить, содержимое желудка становится столь кислым, что стоит при рвоте одной капле этой дряни попасть в бронхи -- и тяжёлый ожог лёгких гарантирован. Заложники не ели с момента антракта в спектакле. Да и запасы питья в местном буфете исчерпались уже к вечеру первого дня. А рвота при наркозе весьма вероятна. Но считать ответственным за эти смерти следует не наркоз, а именно пребывание в заложниках.

К сожалению, статистику причин смертности лично я видел только в ФИДО вскоре после "Норд-Оста". Но через Интернет можно посмотреть лишь довольно небольшую и свежую часть архивов ФИДО. Когда недавно мне вновь понадобилась эта статистика, я так и не смог её найти. Сохранить же прочитанные тогда (через Интернет) письма я, к стыду своему, не догадался. Так что придётся Вам разве что на слово мне верить -- или искать статистику самостоятельно.

В любом случае "Норд-Ост" -- выдающийся успех наших спецслужб и столь же выдающийся провал нашей пропаганды. Наши спецслужбисты превзошли самих себя по части порчи собственной репутации. Под лозунгом защиты тайны используемых спецсредств они упустили замечательную возможность объяснить, что именно -- и на сколь высоком уровне -- сделали.

Тайну смеси раскрыли уже через несколько дней немецкие медики, лечившие эвакуированных туда немецких же туристов, бывших в "Норд-Осте": в крови обнаружились и фторотан, и фентанил. А испорченная репутация осталась."

Подробнее - здесь.
Previous post Next post
Up