А вы купили "Билет на поезд"?

May 20, 2013 13:19

"Ticket to Ride: Europe" хоть и упоминалась два года подряд в "Итогах года", но явно заслуживает большего - ведь это одна из лучших настольных игр в моей обширной коллекции, да ещё и оспаривающая звание самой популярной. Придумал эту игру американец Алан Мун (на основе своей же малоизвестной игры про эльфов и дороги) и изначально она была посвящена железнодорожной системе США (эта игра до сих пор не имеет подзаголовка, гордо нося имя "Ticket to Ride"). Игра вышла в 2004-м году и быстро стала популярной. Но европейскому игроку США не слишком интересно, поэтому здесь бал правит вторая версия игры, посвященная уже Европе, и эту версию многие считают лучшей за счёт новых интересных игровых механик и более сложной географии (США без Аляски не сильно от прямоугольника отличается), хотя американский вариант лучше сбалансирован и меньше зависит от случайностей. В дальнейшем были выпущены версии игр про Скандинавию, Германию (славящуюся лучшим оформлением и самыми смелыми нововведениями), Швейцарию, Азию, Африку и Индию(про неё я вам тоже расскажу), версии для смартфонов, планшетов и персональных компьютеров (и про них), и даже упрощённые варианты игры, содержащие только карты и даже только кубики (подобное переделывание популярных игр в карманный формат не уважаю и покупать не решаюсь).


Что же собой представляет  "Ticket to Ride: Europe"? Во-первых, большое складное игровое поле из очень толстого картона, на котором изображена карта Европы (начала XX века, приблизительно), отмечено несколько десятков городов, соединённых между собой линиями разного цвета. Во-вторых, две стопки карт: на одних нарисованы вагончики, на других - маршруты между парами городов. В третьих - пять разноцветных игровых наборов, состоящих из сорока пяти пластиковых вагончиков, трёх вокзалов и одной фишки игрока.
В начале игры каждый игрок случайным образом получает четыре карты маршрутов: один большой (из Мадрида в Стокгольм, например) и три малых (Москва-Харьков, Афины - Цюрих, Барселона - Берлин). Эти карты приблизительно формируют направление, в котором будет протекать партия для данного игрока. Из четырёх карт он обязан оставить себе хотя бы две, а от остальных может избавиться: малые можно будет ещё набрать в ходе игры, а вот большой маршрут новый не получишь, так что лучше ставить его во главу угла. В представленном мной примере малый маршрут Барселона-Берлин очень удобен тем, что по сути является частью большого Мадрид-Стокгольм, два других же находятся сильно в стороне. Впрочем, при должном желании можно оставить себе и третий маршрут, любой из двух оставшихся. Но все четыре выполнить точно не получится. По ходу игры можно будет тратить ход на взятие трёх новых карт маршрутов, из которых игрок обязан оставить будет хотя бы один - от крайне неудобных всё так же можно отказаться. За каждый выполненный маршрут дают победные очки (их число на самой карточке написано и зависит от длины и сложности), или же отнимают - за невыполненный. Например, за Мадрид-Стокгольм дадут около двадцати очков составляет, примерно, одну пятую от среднего финального счёта.


Как проложить маршрут? Надо построить все перегоны, которые он включает: Мадрид-Памплона, Памплона-Париж,Париж-Ессен, Ессен-Коппенгаген, Коппенгаген-Стокгольм (можно проложить путь иначе - через уже упомянутые выше Барселону и Берлин, или ещё как-нибудь). Каждый перегон требует определённого числа вагончиков - они берутся из запасов игрока. Кроме того, строительство перегона ещё и оплачивается - ровно таким же количеством карт вагончиков (их запас можно пополнять из колоды), да ещё и определённого цвета (или любого, но одного - если это серый, бесцветный перегон). Так, чтобы построить перегон Памплона-Париж нужно потратить четыре зелёных карты (или четыре синих - там двойной путь, вмещающий сразу двух игроков, или три зелёных и джокер, или одну зелёную и три джокера и т. д.). За каждый построенный перегон игрок тоже получает победные очки. Так, за время строительства маршрута "Мадрид-Стокгольм вы наберёте очков двадцать пять, вдобавок к тем двадцати что он даст при выполнении. Можно строить и совершенно посторонние перегоны, но это актуально только на последней паре ходов - когда уже нет времени брать новую карточку маршрута из колоды. Кроме того, строя своих перегоны вы вольно или невольно можете мешать другим игрокам - заняв какой-нибудь важный участок своими вагончиками. При игре вчетвером или впятером  подобная борьба в центре карты становится действительно жаркой и провоцирующей множество разных эмоций. Конечно, в игре есть способ исользовать чужие перегоны (если годного объезда не придумать), но это не слишком выгодно, и в среднем игрок делает это всего раз за партию.


По большому счёту, две трети ходов игрок берёт карты вагонов из колоды (или из пяти штук, выложенных в открытую, что даёт шанс взять конкретные нужные вместо случайных), а оставшиеся тратит либо на строительство, либо на взятие новых карт маршрутов. Как видите, правила очень просты. И даже дополнительные игровые механики, введённые именно в этой игре(и хорошо прижившиеся) осваиваются элементарно - весь свод правил занимает три страницы. Конечно, в "Ticket to Ride: Europe" что-то зависит от удачи, но после нескольких десятков партий я могу сказать, что главное - действия игроков, причём именно "игроков", потому что  каждый может повлиять на соседей, даже не зная этого (карты маршрутов ведь все держат закрытыми, соперникам не сообщают). Карта Европы и разноцветные поезда - что ещё нужно для счастья? Коробку разве что сделать на треть тоньше...

настолки, обзор/отчёт, восторг

Previous post Next post
Up