Марк Сандомирский [газета ИЖ + ТОП]
Примечательное событие состоялось в Москве - очередная конференция по трансперсональной психологии. Чем же она примечательна?
На нее были приглашены, вместе с психотерапевтами, психологами, еще и известные лидеры духовных практик. Или, по выражению А. Ровнера, «мастера Живой традиции».
И эта деталь, на мой взгляд, наглядно иллюстрирует то, о чем я упоминал ранее в статьях и в ЖЖ - сближение современной психотерапии и традиционных духовных практик. Сближение настолько тесное, что оно постепенно переходит в объединение, интеграцию.
Об этом говорят и психотерапевты - проф., Президент Общероссийской профессиональной психотерапевтической лиги (ОППЛ) В.В. Макаров, который рассматривает современный этап развития психотерапии (особенно отечественной) как переход от эклектичной, затем мультимодальной психотерапии (проще говоря, «сборной солянке» из самых разных, порой несовместимых методов) к интегративной, целостной, системной.
Об этом говорят и психологи - проф., акад.-секретарь Международной академии психологических наук (МАПН) В.В. Козлов, который описывает «седьмую волну» психологии, как современный этап ее развития - создание интегративных психотехнологий, объединяющих фундаментальную научную базу современной психологии с проверенными веками технологиями духовных практик (по сути -интуитивной, спонтанной психотерапии).
И здесь, как только мы соприкасаемся со стороны психотерапии с т.н. «практической духовностью», сразу же встают и вопросы отношения к религии, ее роли в жини современного человека, ее соприкосновения с психологией/ терапией. Психотерапии вообще свойственно положительно относиться к религии. Как-никак, в чем-то они делают общее дело, занимаясь исцелением душ. Правда, задача религии более возвышенная - помогать человеку в «спасении души». Задача же психотерапии более приземленная - помогать решать людям их земные проблемы)) Но тем не менее, область «общего ведения» несомненно есть. И значит, они могут совместно помогать людям, как бы поддерживая страждущих и болящих под обе руки, с двух сторон одновременно - и духовной, и телесно-материальной. И конечно, такая двойная поддержка может быть более надежной - не потому, что «пособить» нужно религии, а потому, что для современного, сциентистски и технократически ориентированного человека это оказывается более просто, доходчиво и сподручно. Ведь пути, которыми психотерапия и религия приходят к человеку, пролегают через разные «половинки» мозга…
Тем более, что с точки зрения психотерапии и психофизиологии воздействие религии на человека сегодня получает и научное обоснование. Я имею в виду и развивающееся на Западе новое направление - нейротеологию, и работы российских ученых (проф. Слезин), описавших физиологические механизмы молитвенного транса. И оказалось, что они идентичны с описанными нами ранее механизмами транса психотерапевтического. И то, и другое представляет собой для мозга временный «возврат в детство», сопровождающийся «растворением» собственного «Я», выходом за его границы. Тем самым фраза из Нагорной проповеди «Будьте, как дети…» приобретает еще одну - конкретную, психотехническую интерпретацию.
Впрочем, интеграция религии и науки - как естественной, так и гуманитарной - происходит и в других направлениях. Буквально сегодня археологи сообщили, что в 7 км от Иерусалима обнаружена гробница ветхозаветного библейского царя Ирода. Так постепенно, вместе с кумранскими свитками и др. находками проясняется фактологическая основа библейских текстов. Противоречия между наукой и религией во многом оказываются надуманными, плодом неведения и заблуждений. А предлагаемые религией подходы к душевной жизни человека все более становятся «прозрачными» для психологии/ терапии. Не случайно появляются официально такие виды психотерапии, как христианская (рассмотренная недавно как новая модальность ОППЛ).
Правда, не обходится в бочке меда и без ложки дегтя. Сегодня становится можно «примазываться» к религии. Использовать ее для раскрутки собственной персоны. Вот и известный журналист Шоладеми в своем «живом журнале» ЖЖ разместил ссылку на «
отпущение грехов» (!)
Не нужны теперь больше ни священники, ни психотерапевты... Достаточно кликнуть на ссылку в интернете - и груз спадет с души?
Впрочем, ничего нового в подобных псевдо-индульгенциях нет. Веб-«индульгенции» - это всего лишь примитивная интернет-шутка, которая известна уже много лет (помню, впервые я наткнулся на нее лет 7-8 назад). Примечательно лишь то, что это впервые появилось в ЖЖ. И это симптоматично… Конечно, у нас свобода совести (хотя это выражение страдает некоторой двусмысленностью…), или правильнее сказать, свобода вероисповедания. Свобода верить - или не верить. Человек выбирает сам…
И конечно, двусмысленные интернет-шутки на религиозные темы предназначены исключительно для атеистов. Но, как справедливо отмечает
наш коллега, вкупе с циничными замечаниями «благодушного циника» могут реально оскорблять религиозные чувства верующих. (Вспомните, к примеру, прошлогодние мусульманские выступления.) Видимо, на это и сделан расчет - такова технология провокационного воздействия на публику,
технология грубого флейма в обманчивой шутливой («прикольной») оболочке., как мы ранее обсуждали.