Два мозга. (пост исключительно научный - сугубо в русле современной научной парадигмы)

Jan 24, 2014 21:47

… получается, что этот пост в продолжение к моему предыдущему посту «Левополушарное и Правополушарное - мистический опыт учёного Джил Боулт Тейлор. (видео + изложение)»

Pre-scriptum: первоначально данный пост должен был иметь не только другое название, но и, как мною предполагалось, должен был быть сопровождён моим комментарием, дабы дополнить исключительно узко-научное ви́дение вопроса до более широкого - эзотерического ви́дения проблемы. Однако позже я нашёл более целесообразным сначала предложить материал «как он есть» - без каких-либо его интерпретаций.

Ввиду этого, должен предупредить читателей о том, что отсутствие каких-либо комментариев с моей стороны НЕ означает моего полного согласия с тем, что изложено в данном ролике - в частности, это касается терминологии, семантики и, в целом, представленной здесь и преобладающей на данный момент научной парадигмы.

Вместе с тем, должен отметить, что с учётом, как указанных оговорок, так и с учётом условного принятия заданных в видео определённых рамок восприятия и осознания, у меня имеется достаточно полное согласие с тем, о чём говорится в этом сугубо научном обсуждении.

Что же касается моих комментариев к этому материалу, которые предполагались, то они, должно быть, будут в одной из моих следующих записей.

… в целом, нельзя сказать, что «видео очень увлекательное», поэтому мною сделан фрагментарный конспект тех моментов обсуждения, которые могут представлять интерес с точки зрения определения различий между левополушарным и правополушарным мышлением и восприятием жизни.

Два мозга.

image Click to view


Приглашённые гости:
Черниговская Татьяна - доктор биологических наук.
Анохин Константин - доктор медицинских наук.

---------------------------------------

… так, вот, они делают операцию - удаляют иногда целиком левое полушарие у детей … а ребёночек, тебе, правым полушарием умудряется выработать речь - речь, которую, конечно, если мы навалимся на этого ребёнка настоящими хорошо продуманными лингвистическими тестами, то, понятно, мы оттуда вынем все ущербы, но если мы без изысков будем к этому подходить, то это вполне речь человека, миллионы которых ходят по улицам.
...

… создавалось впечатление, которое держалось очень долго, во всяком случае, много десятилетий, что левое полушарие является носителем ВСЕХ высших психических функций … и было даже, как бы, непонятно, зачем, собственно говоря, нам правый мозг - ну, в конце концов, не для равновесия же его туда положили, чтобы, так сказать, налево нас не заваливало; … но на это абсолютно никто не обращал внимания, за исключением, может быть, из известных, по крайней мере, лиц - британского невролога Хьюлиуса Джексона, … который прямо тогда не только увидел, пожалуй что, основные функции (правополушарные), но даже, более того, их описал …


… потом … тут мы перескакиваем через некоторое количество десятилетий … появились работы американца Спери …


… можно было «обращаться» отдельно к правому, отдельно к левому мозгу и смотреть, что они умеют …


… в результате разного рода наблюдений и специальных экспериментов оказалось возможным вывести … некоторые «списки», что ль, умений левого и правого полушарий …


… получалось так, что левое полушарие связано с речью, а правое полушарие связано с эмоциональной сферой и со сферой … опознания сложных зрительных образов, то есть не просто зрения, а СЛОЖНОЙ … когнитивно-зрительной … работой …


… если мы возьмём такую виртуальную ситуацию, когда человек, как бы, отделён … от одной из своих «половин», то мы видим гиперфункцию соответствующего полушария.

… «левополушарный» человек - это будет человек, который очень много и очень сложно говорит, и эта сложность - это НЕ сложность смысла, а сложность структуры - это будет очень сложный синтаксис … это ГИПЕРсложный синтаксис - такого синтаксиса НЕ должно быть …


… это будут правильные, или даже ГИПЕРправильные (что тоже плохо) синтаксические образования, … либо лишённые разумного смысла, либо лишённые, вообще, какого-то ни было смысла. Ещё … характерной чертой чисто левополушарного сознания будет непорядок с эмоциями - например, этот человек будет плохо продуцировать собственные эмоции в речи, и уж, что абсолютно точно, он будет практически НЕ понимать эмоции в речи других, он не будет понимать выражение лица других, он не будет понимать прагматики ситуации, он не будет понимать шуток, он не будет понимать иронии, он не будет понимать ни каких иносказаний … ну, скажем, если такому человеку сказать - за столом сказать: «Вы не могли бы передать мне соль», то он скажет: «Да. Конечно, мог бы» … при этом он не передаст соль.


… клиника говорит нам о том, что люди с нарушенными функциями правого полушария очень плохо ориентируются в пространстве … человек может забыть, как ему дойти не только что до работы … - он может запутаться в собственной квартире …


… а «правополушарный» человек … у него будет, конечно, гораздо более бедная речь (с токи зрения ФОРМЫ этой речи), но, зато, он скажет всё, что нужно. Он понимает сюжет, он вычленяет из этого сюжета … идею; он понимает шутку, он понимает метафору, он помнит идиомы; и, если, уж, так, совсем подойти к такому завершению, то правое полушарие являет собой гештальтное и метафорическое сознание, то есть восприятие мира целостно - без анализа деталей, без анализа структур, но зато … правое полушарие понимает мир ПРАВИЛЬНО - такой мир, какой он есть на самом деле …


… происходят и очень кратковременные срывы, которые нельзя объяснить, видимо, сдвигами фона - например, когда человек говорит, что «я понимаю, что произошло что-то ужасное, но это ещё меня не задело» - это вещь, которая левополушарная, а не правополушарная; а, если человек говорит, что «мне кажется, что здесь что-то не так, но я не понимаю, почему» - вот, эти вещи - они могут быть связаны тоже с вовлечением больше одного или другого полушария.

Известно, например, когда нарушается левое полушарие и остаётся правое - при различных инсультах, то больные эти переживают гораздо более тяжело, потому что правое начинает доминировать - со всеми эмоциями - переживанием своей патологии; и, наоборот, бывают ситуации, когда при тяжёлой патологии, повреждающей правое полушарие с сохранностью левого, восприятие-оценка страдает …

Как говорит одна моя норвежская коллега: … (нейро-лингвист) … «не понимаю я, чему так радуются родственники людей - ну, пациентов, у которых нарушено правое полушарие, а не левое» - да, они радуются понятно чему: что нет речевых нарушений … и человек находится не в депрессии … но, … зато, человек с нарушением левополушарных функций и, соответственно, с нарушением речи, по крайней мере - та же личность.

Я почему привожу этот пример - потому что мне кажется, что она очень точно ухватила: да, у него большие проблемы коммуникационные, и, естественно, это требует иногда лет многих и так далее, но по крайней мере, он возвращается из этой болезни - он возвращается тем же человеком. А, вот, в противоположной ситуации он, как раз, говорит, но он говорит так, что лучше бы и не говорил - то есть остановить нельзя … при этом совершенно выпадает прагматика … вся - он абсолютно не ориентируется в ситуации … то есть это, именно, сдвиг личностный - это какой-то другой человек.


[текст конспектирован и форматирован - re_el]

эмпатия, психология, мышление, "нормальность", интуиция, хомо нормалусы, наука, расширение сознания, эмоции, реальность, восприятие, сапиенс, разум, психолого-аксиомы, логика

Previous post Next post
Up