Эмпатия или Разум - сенситивность или бесчувственная рассудочность? (подпост к "Горькая Правда ...)

Dec 25, 2010 16:21

Note: это подпост к посту "Горькая Правда о Сладкой любви" - сам пост размещен с более близкой датой, то есть смотреть его надо "к позднему" или "Следующая запись".

**********************************



----------------------------------------------------------------------------------
Животные - чувствуют. А, люди? …

Провозгласив себя Венцом Творения, человек-сапиенс приписал себе единственному наличие сознания, способности сопереживать и сострадать Другим; прощать несправедливость и жестокость, совершенную другими по отношению к себе.

Между тем, качества эти, в той или иной степени, присущи всем живым существам; и даже в большей степени, чем "человеку Разумному" - вспомним хотя бы дельфинов, которых рыбаки испокон веков считали "добычей" и нещадно уничтожали. А те, несмотря на это, спасали людей на всех широтах, во всех морях и океанах ...

-----------------------------------------------------------------
"Ах, эти мерзкие крысы!"

Показательным является эксперимент, который был поставлен и многократно повторен на крысах, которым, казалось бы, меньше всего, согласно общепринятым стереотипам, присуща эмпатия (способность чувствовать то, что чувствует другой; сопереживать).

Группу крыс научили нажимать на рычаг, чтобы в ответ на это они получали пищу. Когда те освоили процесс, опыт усложнили: нажимая на рычаг, крыса всякий раз, кроме того, что получала пищу, причиняла другой крысе сильную физическую боль. Она слышала ее писк и видела, как ее соплеменница корчится от боли. …

Как только крысам стала понятна эта связь, бОльшая часть их перестала нажимать на дарующий пищу рычаг. Другая, тоже многочисленная группа, перестала нажимать на роковой рычаг только после того, как сама побывала в положении тех, кому причиняет боль. И лишь небольшая часть крыс, несмотря ни на что, продолжала давить на рычаг, чтобы получать пищу ценой страдания соплеменников. Поведение их, исследователи квалифицировали как отклонение от нормы.

Как известно, нормой считается поведение большинства. Поэтому нормальные крысы - те, которые готовы терпеть голод, но не причинять боли другим.
Хотелось бы верить, что большинство людей поступило бы также.

Однако …

В 1963 году психолог Стэнли Милграм из Йельского университета провел следующий эксперимент:

В опыте участвовали три человека, назовем их: "экспериментатор", "испытуемый" и "ученик". Ученика привязывали к креслу, к которому были подведены электрические провода. Экспериментатор предлагал испытуемому давать ученику простые задачи на запоминание.

Всякий раз, когда ученик ошибался, экспериментатор просил испытуемого нажать на кнопку и ученик получал удар тока в 45 вольт. За каждую последующую ошибку удар тока увеличивался еще на 45 вольт.

По мере возрастания напряжения ученик просил прекратить эксперимент. Но экспериментатор всякий раз убеждал испытуемого продолжать опыт, заверяя, что ничего страшного не происходит. Испытуемый продолжал задавать ученику вопросы и каждый раз после его ошибки нажимать на кнопку. Напряжение тока все увеличивалось, ученик начинал орать и дергаться в конвульсиях.

Если испытуемый, видя мучения ученика, не хотел продолжать опыт, экспериментатор убеждал его в том, что все идет как надо, а всю ответственность он (экспериментатор) целиком берет на себя. Так продолжалось до тех пор, пока ученик, получив разряд в 450 вольт, вовсе переставал подавать признаки жизни. "Ученик", разумеется, не получал никакого разряда - его играл актер, испытуемому, естественно, об этом не сообщалось.

Было проверено, что в результатах испытаний не играли никакой роли пол, возраст, национальная принадлежность и умственные способности испытуемых.

Тем не менее, результат опыта Милгрэма превзошел все ожидания: 65 процентов испытуемых либо соглашались с рассудочными доводами и увещеваниями экспериментатора, либо просто полностью подчинялись указаниям экспериментатора и нажимали последнюю "критическую" для ученика кнопку в 450 вольт.

Испытуемые не были садистами, не было у них и каких-либо иных отклонений.

Опыт показал, что большинство добропорядочных и законопослушных граждан способно замучить других людей, если посредством рассудочных аргументов их можно убедить в "нормальности" совершаемых ими действий, тем более, когда ответственность за них берет на себя кто-то другой.

----------------------------------------------------------------------------------
"Птицы не люди и им не понять ... "

Множество наблюдений свидетельствует о том, что животные, в том числе и птицы с готовностью приходят на помощь друг другу. Вороны и сороки с криком летят выручать своих раненых и попавших в беду сородичей. Сурки никогда не бросают раненых, а, рискуя собой, стараются затащить их в норы. Всегда помогают своим раненым дельфины и обезьяны. Последние, убегая от хищника или охотника, несут на себе тех, кто не может передвигаться сам, хотя это уменьшает их шансы на спасение. Так же поступают в минуты опасности и слоны - они с двух сторон поддерживают плечами раненых товарищей.

Возможно, кому-то захотелось бы приписать это инстинктам животных - например, "инстинкту сохранения своего биологического вида". Однако именно инстинкты заставляют спасать, прежде всего "свою шкуру", а не беспокоиться о судьбе других - инстинкт самосохранения на порядок сильнее других инстинктов у особи любого биологического вида.

Тем более, - как инстинктами животных можно было бы объяснить случаи, когда те приходят на помощь попавшим в беду существам другого вида?

Чайки, например, нередко оказывают помощь даже своим врагам - воронам, которым тоже хочется порой половить рыбку. Единственно, чего не хватает воронам, чтобы стать отменными рыболовами - ловкости и мастерства чаек.

На Волге был случай, когда ворона, пытаясь повторить маневр чайки, спикировала с высоты на мелькнувшую в воде рыбку. Тут ее захлестнула волна, и птица стала тонуть. Прекратив охоту, чайки бросились ей на помощь: одна за другой они подныривали под ворону, выталкивая ее из воды. Это продолжалось до тех пор, пока вороне не удалось взлететь. Аналогичный случай был замечен на Дунае.

А вот история из далекой Замбии про ворону, жившую вместе с собакой на ферме. Как говорится, жили они себе и жили, но тут вдруг собака пропала, а с вороной стало твориться что-то странное: птица стала невероятно прожорливой - схватив кусок пищи, она куда-то улетала с ним, а, вернувшись, громким карканьем требовала добавки. Хозяину пришло в голову проследить за ненасытной птицей.

Отправившись за ней, он обнаружил собаку, которая, оказывается, попала в капкан. Рядом с ней сидела ворона и смотрела, как та ест принесенную ей пищу.

-------------------------------------------------------------------------------------------
"Чего хорошего ожидать от обезьян?"

Исследователи, работающие с шимпанзе, рассказывают о своих питомцах удивительные истории, среди которых есть и такие.

Однажды ученый, придвигая к клетке с обезьяной стул, сильно занозил руку. Он попытался вынуть занозу и тут заметил, что шимпанзе, придвинувшись к нему, с состраданием наблюдает за его усилиями. "В следующее мгновение", - рассказывал ученый, - "сам не могу понять, как это произошло, я протянул ей руку, она схватила ее и сунула мой палец в рот. Потом, нажимая ногтем своего большого пальца, умело выдавила занозу".

В другой раз, когда исследователь никак не мог заставить шимпанзе слезть с дерева, он притворился, будто ушиб руку. Обезьяна тут же соскочила вниз и принялась сочувственно поглаживать его по руке.

И также можно вспомнить лошадей, кошек и собак, прекрасно чувствующих, когда хозяину становится плохо, и стремящихся, по мере сил и возможностей, облегчить его страдания. Вспомним дельфинов, которые, по мнению ученых, еще чаще стали приходить на помощь людям после того, как позорная охота на них была запрещена почти повсеместно.

Все это может вселять надежду на то, что человек не исключен из великого кольца эмпатии, которое, в той или иной степени, связывает все живое. Надежда эта, возможно, не беспочвенна - ведь и звери, и птицы обращаются порой к человеку за помощью; стало быть, видят в них не только своих палачей и убийц; во всяком случае - не во всех.

-------------------------------------------------------------------------------
Эмпатия присуща всему живому.

Фактов, свидетельствующих о дружбе животных, об их способности сопереживать друг другу, накопилось так много, что, как просто людям, так и ученым, стало трудно это не замечать. И некоторые сделали соответствующие выводы.

"Ошибка некоторых исследователей поведения животных и человека заключается в том, что они не хотят видеть пагубных последствий категорического разделения всего живого мира планеты на две общности: собственно человека и животных", - пишет доктор медицинских наук Л. Фирсов.

С этим согласятся все те, кто знаком с миром Животных не понаслышке и не с позиции самодовольных, самовлюбленных и самопровозглашенных "венцов творения"; а те, кто осознает, что все мы, в конечном счете - братья, близкие или дальние родственники - жители одного, и не такого уж большого, "дома" - Земля.

Тех же, кого Эго через Разум и увещевания всевозможных авторитетов и "авторитетных источников" убеждает и заставляет мнить себя "венцами" или хотя бы считать себя более ценным по сравнению со "всякими другими", конечно же, с этим не согласятся - живут они по другому "закону" - по "закону превосходства". Начало их - превосходство над существами других видов, закономерное следствие - превосходство над любыми Другими.

И приводит это их к другому итогу …

В 1971 году американский психолог Филип Зимбардо провел эксперимент на кафедре психологии Стэнфорда. Отобрав 24 добровольца, Зимбардо по жребию разделил их на "охранников" и "заключенных". Охранники получили инструкцию "следить за заключенными", помещенными в условную тюрьму. Охранникам было запрещено применять физическое насилие, и поставлена цель - обеспечить порядок среди заключенных - соблюдать режим тюрьмы.

Эксперимент был рассчитан на 2 недели, но его пришлось прекратить уже на 6-й день. Все охранники проявили садистские наклонности, начали изощренно издеваться над заключенными, особенно ночью, когда, по их мнению, камеры наблюдения были выключены.

Заключенные даже пытались устроить бунт и побег, который был жестоко пресечен охранниками. Охранники имели выходной, но многие добровольно приходили на неоплачиваемые "дежурства".

Когда эксперимент был преждевременно прекращен, охранники были очень расстроены. Заключенные были в очень плохом состоянии, многие на грани нервного срыва. Двоих даже пришлось заменить еще в ходе эксперимента.

В 2001 году Оливер Хиршбигель снял фильм "Эксперимент" с Морисом Блайбтролем в главной роли. В этом фильме тоже очень наглядно показано превращение "охранников" - простых людей, набранных в проект по объявлению в газете за небольшой гонорар - в закоренелых садистов. Также как и у фильма "Волна", у "Эксперимента" более трагичная концовка, чем в эксперименте Зимбардо.

-------------------------------------
Резюме.

Таким образом, если быть последовательными и согласиться с тем, что "нормой" считается поведение большинства, мы приходим к следующему:

нормальный человек-сапиенс - тот, у кого низкая сенситивность, то есть тот, для кого естественно причинять боль и страдания другим взамен на собственное благополучие;

нормальная крыса - та, уровень эмпатии которой, не позволяет ей причинять боль и страдания другим взамен на собственное благополучие.

Парадокс?

Нет.

Скорее закономерность: у животных, в отличие от людей, нет Разума, то есть они НЕ рассуждают и НЕ принимают рассудочных аргументов для того, чтобы оправдывать свое поведение.

Животных можно лишь насильственным образом выдрессировать (причиняя им боль) и заставить (опять же, через их собственные муки) причинять боль другим, но их нельзя "просто уговорить".

А человека - можно.

Для подавляющего большинства людей слова, убеждения и господствующие на данный момент стереотипы - более весомы и "реальны", чем то, что они способны чувствовать.



-------------------------------------------------------------------------------
За основу данного поста взяты материалы сайтов:
"Тайны Мира"
"Школа Жизни"
[updated - 16.062012]

не люди, эмпатия, психология, животные, мышление, "нормальность", хомо нормалусы, расширение сознания, восприятие, видовой фашизм, сапиенс, разум, двойные стандарты, логика

Previous post Next post
Up