Из истории провинциальных аттракционов. Часть 3. 1907-1908 гг.

Jan 11, 2013 09:00

Наконец я кое-что нахожу и в своих записях:
Заметки в газете "Уральский край".
1 марта 1907. Заголовок "Порнография", речь идёт о синематографе господина Паттэ (Пате). Придется возвращаться к заметке, ибо, кроме заголовка, не потрудился выписать ни слова.

18 марта 1907. В моих черновиках имена Паттэ (Пате) и Люмьер упоминаются с вопросительным знаком, понять, что бы это значило, сегодня я не в силах, нужно возвращаться к газетам. Делюсь с надеждой, что мне не придется это делать, надеясь, что молодые историки местного кинематографа подскажут мне, скрывалось ли что-нибудь интересное за вопросительным знаком...
"Спрос на киноаппараты и ленты растет так стремительно, что в 1904 году (здесь некоторая путаница, см.ниже - Р.Б.) Пате открывает в Москве свое генеральное представительство, которое способствует дальнейшей популяризации кинематографа в России и распространению в ней продукции «Братьев Пате».
В течение ряда лет Пате остается почти неограниченным монополистом русского кинорынка. Марку фирмы Пате (галльского петуха с гордо поднятым клювом) можно было видеть на всем, что имело какое бы то ни было отношение к кино: на проекционных аппаратах и коробках с лентами, на рекламных фотографиях и афишах, в титрах каждого фильма...
Подавляющее большинство этих лент отличалось исключительным убожеством, пустотой, пошлостью. Торгаши и спекулянты, завладевшие гениальным изобретением с первых лет его появления, рассматривали кино главным образом в качестве занятной игрушки, способной приносить большую прибыль, и в погоне за барышами превратили его в орудие дешевого развлечения и оглупления масс. В оправдание этой практики была изобретена версия о якобы специфической тупости посетителей кинотеатров.
«Сила кино в том, что оно популярно,- писал автор одной из первых французских книг о кинематографе Эрнст Кустэ.- Популярно не только потому, что доставляет самое дешевое удовольствие, но и потому, что доступно пониманию самых ограниченных людей. А так как необразованная и не ищущая образования толпа составляет большинство посетителей кинематографа, то и полные сборы гарантируются не инсценировкой научных и художественных зрелищ, а приспособлением к экрану величайших безделиц и умопомрачительных драм». - Источник, конечно, кондово-советский: Н.А. Лебедев. Очерки истории кино СССР. Немое кино: 1918 - 1934 годы.

Итак, необходимо "развести" братьев Пате, чтобы понять последующее. Братья Эмиль и Шарль занимаются производством и фонографов и синематографов.
Emile et Charles Pathé, à la conquête du monde... Affichette d'Adrien Barrère, 1906.
Отправились завоевывать мир... с помощью великих иллюзий звука и изображения. Не потеряйтесь на этом сайте Pathé.
                                                                 

В 1907 году представляют патефон (в словарях - переносная версия граммофона от фирмы Пате, на деле всё сложнее и интереснее, а в России намного позже будут записывать на "костях", но уводит нас в сторону от темы, иначе мы запутаемся в разборках "Пате" и "Граммофона").
Где вы могли бы купить патефон и грампластинки к нему в Екатеринбурге? Конечно, в магазине Братьев Агафуровых! Посмотрите на конверты с рекламой торгового дома О рекламе. Т.Д.Бр.Агафуровы: "Диски Бр.Пате и принадлежности для граммофоновъ".
Итак, рынок для кинопродукции Пате как в России, так и в Екатеринбурге был уже подготовлен.

"В России первое представительство фирмы появилось в 1903 году в виде небольшого склада "Генеральной компании фонографов, синематографов и точных аппаратов братьев Пате.
Оценив все перспективы деятельности на просторах Российской Империи, в 1907 братья открывают в Москве цех по производству грампластинок, вскоре студии и филиалы Пате появляются во многих городах Росии. Выходит целая серия пластинок с записями популярных артистов русской эстрады - Вари Паниной, Саши Давыдова, Надежды Плевицкой, Анастасии Вяльцевой и др." - Автор: RusNasledie. Французская фирма "Пате". Из истории звукозаписи и киноиндустрии.

Именно в 1907 году Шарль Пате вместо свободной продажи фильмов отдает их владельцам кинотеатров в прокат - во временное пользование, начинает высылать на ярмарки своих киномехаников, строить свои удобные кинозалы. (Андрей Капетский. История Кинематографа Франции (1895 - 1928) На основе работ профессора Комарова С. В. «История зарубежного кино» и Ежи Теплица «История киноискусства 1895 - 1927»)

1907 год.
19 (06) апреля. Газета "Русское слово": Московскiя вѣсти. Синематографы. Администрация решила не разрешать впредь открытия новых синематографов, находя, что в столице их и без того слишком много, так что надзор за ними становится затруднительным. - Сайт "Газетные старости".
- 25 (12) июля. Газета "Русский голос": Синемотографы. С 1 июля, по распоряжению высшей столичной полиции, устроен особенно строгий надзор за картинами в синематографах. Надзор вызван в высшей степени безнравственными картинами, развращающими публику. - Сайт "Газетные старости".

1908 год.
- 15 (28) февраля. Москва. «Порнография и синематограф. В приказе по градоначальству снова подтверждается необходимость следить за тем, чтобы на улицах и в магазинах не продавались различные произведения печати, противные общественной нравственности. Особенно обращается внимание на то, что порнографическую литературу приобретают главным образом учащиеся. Вместе с тем, полиции предписывается следить за тем, чтобы малолетние не посещали синематографов, предназначенных исключительно „для взрослых“. Администрация обратила внимание на появление в синематографах картин безнравственного содержания. Ввиду этого предполагается произвести ревизию всех синематографов». - В. М.: «Голос Москвы», 1908, 15 февраля.
28 (15) февраля. Газета "Русское слово": Московскiя вѣсти. Градоначальник в приказе по полиции обращает внимание на необходимость усиленного надзора за продавцами печатных произведений, и, главным образом, фотографических снимков, открыток и пр. в виду непрекращающейся торговли порнографией. В том же приказе предписывается полиции наблюсти за тем, чтобы учащиеся не проникали в кинематографические театры в те часы, когда там даются представления «специально для взрослых».
Осмотр синематографов. Администрация предполагает произвести осмотр синематографов для проверки и удаления из репертуара картин чересчур легкого содержания. - Сайт "Газетные старости".
- 24 февраля (8 марта). По распоряжению московского градоначальника запрещена демонстрация картин «парижского жанра». Наиболее «смелые» картины приказано конфисковывать. - А. Д.: «Сине-фоно», 1908, № 8, с. 8.
- 16 (29) марта. Губернатор Уфимской губернии разослал циркуляр: «За последнее время разными содержателями театров-кинематографов устраиваются разные порнографические зрелища. Запретить в Уфимской губернии подобные сеансы». - Р. Я.: «Вести Уфы», 1908, 16 марта.
- 3 (16) апреля. «Санкт-петербургский градоначальник приказом от 3 апреля возложил на обязанность классных чинов участковой полиции цензуру картин, предназначенных для демонстрирования в синематографах. Кроме того, приставам предложено не допускать к демонстрированию в синематографах явно соблазнительных изображений, а равно картин, несовместимых с требованиями об учреждении общественной нравственности. Лица, виновные в нарушении этих правил, будут привлекаться к ответственности в административном порядке». - А. Д.: «Сине-фоно», 1908, № 12, с. 10.
- 27 апреля (10 мая). Москва. «С 27 апреля во всех театрах прекратилось демонстрирование картин из так называемой „парижской жизни“. На основании Положения о государственной охране московский градоначальник сделал распоряжение 27 апреля о закрытии театра „Мефистофель“ (на Петровке) вследствие демонстрирования в нем картин „парижского жанра“. Владелец театра К. Эрнст подал заявление градоначальнику о том, что программы сеансов были известны участковому приставу и картины демонстрировались с его разрешения. Назначенное градоначальником дознание подтвердило заявление г. Эрнста, вследствие чего 8 мая и было снято запрещение с театра „Мефистофель“, который, таким образом, был закрыт в течение 10 дней. Участковый пристав подвергнут аресту на 7 суток». - В. М.: «Сине-фоно», 1908, № 13, 15 мая.
- 9 апреля (12 мая). Газета «Голос Москвы»: «Арест пристава. Градоначальник распорядился подвергнуть трехдневному аресту на гауптвахте пристава 3-го участка Тверской части Эрна за то, что он допустил в синематографе „Мефистофель“ демонстрацию картин порнографического содержания». - В. М.
- 24 августа (6 сентября). Москва. «После злопамятного случая с закрытием театра за показ порнографических картин информации об электротеатре „Мефистофель“ долгое время не было. 24 августа - электротеатр „Мефистофель“ - любимец московской интеллигенции. Сегодня: „Охота на медведей в России“ (эта картина удостоена золотой медали на Гамбургской выставке), „Цеппелин № 4“ и др.». - В. М.: «Голос Москвы», 1908, 24 августа.
02 октября (19 сентября). Газета "Голос Москвы": Московская жизнь. В одном из синематографов по распоряжению администрации запрещена демонстрация картины, изображающей смертную казнь. - Сайт "Газетные старости".
- 15 (28) октября. Журнал «Сине-фоно»: «Пять владельцев электротеатров в Москве приглашают владельцев таковых театров как в Москве, так равно и в провинции принять участие в совместной покупке картин, что обойдется очень недорого, дешевле всякого проката, но самое главное, что каждый из участников может иметь последние новости без повторения, а следовательно, работать вне конкуренции, чего никогда нельзя получить, беря картины на прокат. Подробности у владельца электротеатра И. П. Хазова. Продажа подержанных картин. Лично от 11 часов утра до 1 часа дня»; - «Кто хочет иметь хорошую программу, должен брать НА ПРОКАТ КАРТИНЫ у К. И. Алксне или покупать у него поддержанные ленты от 8 коп. за метр. 200 000 метров на складе. Всегда есть новинки. Пишите или приходите лично по адресу: Москва, „Современный электротеатр“, Карл Иванович Алксне».
- Наконец, журнал уделил внимание цензуре в кино: «…По существующим у нас в Москве правилам просмотр картин программы синематографического театра производится соответственным полицейским чиновником, чаще всего помощником пристава в самом театре. Просмотрев назначенные к сеансу картины, он дает позволение ставить их и исключает по тем или иным причинам картину неподходящего содержания. Принимая во внимание, что у нас функционируют 65 театров, мы видим, что таких осмотров производится по меньшей мере 65 раз в неделю, а так как многие театры меняют программу по 2 раза, то число осмотров, соответственно, увеличивается. Сколько даром теряется времени при этом - легко себе представить.
Если к том еще в одном участке скопилось несколько театров, то помощнику пристава этого участка, помимо своих прямых обязанностей, исполняющему роль цензора картин, приходится убить массу времени на этот непроизводительный труд. Мы не будем здесь поднимать вопроса, нужна или не нужна эта цензура! Укажем еще на следующие отрицательные стороны существующего порядка просмотра картин. Представьте себе, что какая-нибудь фабрика выпустила интересную картину, картина идет на просмотр, и на нее налагается вето. Если это случилось, когда картина куплена всеми театрами, убыток терпят владельцы театров. Если же картину купил только один владелец - и вето наложено на картину у него в театре, - остальные владельцы воздерживаются от покупки ее, то убыток терпит фирма, выпустившая картину. Так было, например, с картиной „Отец и сын“ Ханжонкова, когда фирма поплатилась тем, что у нее осталось 20 экземпляров картины.
Как выход из этого положения, мы предложил бы следующий способ просмотра картин, сопряженный с наименьшей потерей времени у чинов полиции и с наименьшим риском для фирм. Пусть просмотр картин производится не в театрах перед сеансом, когда программа уже составлена и картина куплена, а в демонстрационных залах фирмы, продающей картины. Фирмы получают с фабрик только по одному экземпляру лент для образца. По этому образцу даются заказы фабрике, причем число заказываемых картин зависит от степени интересности картины. Картины поступают в продажу лишь по получении этого заказанного числа. Мы и предлагаем, чтобы во время просмотра этих образцов и присутствовал полицейский чиновник и давал бы разрешение на пропуск картины или клал бы на нее свое вето.
Данное им разрешение на картину под известным названием и номером должно остаться в силе навсегда. Когда это будет сделано, сама собой отпадет необходимость просмотра программ в отдельных театрах. Фирма, получавшая на выпуск картины разрешение, дает соответствующий номер купившему ее, и демонстратор указывает в своих программах эти номера. То есть будет происходить то же, что происходит в натуралистических театрах, где при выдаче разрешения на постановку спектакля канцелярия градоначальника дает его по имеющимся у нее спискам пьес, разрешенных драматической цензурой». - В. М.: «Сине-фоно», 1908, № 2.
- 27 ноября (10 декабря). В Москве назначен первый кинематографический цензор - статский советник, старший чиновник особых поручений при московском градоначальнике Б. Б. Шереметев. (28 октября 1914 года переведен на работу в Петроград.). - В. М.: «Сине-фоно», 1914, № 3, 15 ноября.
- 13 (26) декабря. «От московского градоначальника.. 8. О синематографах. За последнее время в Главное управление по делам печати весьма часто поступают запросы, какими именно основаниями надлежит руководствоваться при разрешении публичного демонстрирования картин при помощи синематографа.
Ввиду сего Главное управление считает необходимым разъяснить, что при разрешении публичного демонстрирования при помощи синематографа картин необходимо всякий раз сообразовываться как с сюжетом разрешаемых к демонстрированию картин, так и теми основными указаниями, кои содержатся в действующих узаконениях. Исходя из сего, не могут быть разрешаемы, например, к демонстрированию картины, противные нравственности и благопристойности (Ст. 45 Устава о наказании и Ст. 1001 Уложения о наказаниях), картины кощунственные (Ст. 73-74 Уголовного уложения), возбуждающего к учинению бунтовщического или иного преступного деяния (Ст. 129 Уголовного уложения) и согласно Ст. 138 о предупреждении и пресечении преступной картины, публичное демонстрирование которых будет признано неудобным по местным условиям. 13 декабря 1908 г.». В. М.: «Вся Москва», 1910.
- 14 (27) декабря. «Петербургская газета» писала, что городские кинематографы демонстрируют «то зарезанную женщину в запачканном кровью платье; то ревнивого мужа, сбрасывающего за борт лодки любовника жены; то хулигана, который душит за горло малолетнюю девушку; то Стеньку Разина, кидающего персидскую княжну в Волгу; то отравленного молодой женой старика…». - Р. Я.

Примечания.Итак, мы можем предположить, что и в Екатеринбурге на лето кинотеатры закрывались, а режим работы был таким: будни с 18-00 до 22-30 (или до 23-30), в праздники - с 14-00 до 24-00. Другой вопрос - это контроль над денежными потоками.
- Май. Большинство московских кинотеатров закрылось на летний сезон. - В. М.
- 19 августа (2 сентября). Из «Обязательных правил об устройстве и содержании театров-кинематографов», утвержденных московским градоначальником 19 августа 1908 года: «Кинематографы могут быть открыты в будни от 6 часов дня, а в праздники - от 2 часов дня до 12 часов ночи. Освидетельствование кинематографов должно заключаться не только в осмотре его устройства, но и в проверке правильности установления хода сеансов». - В. М.: ЦИАМ, ф. 179, оп. 21, д. 1546, л. 197.
- 23 августа (5 сентября). «Г. Градоначальник подтвердил, чтобы синематографические театры закрывались непременно в 10 1/2 часов вечера. Таким образом, в 9 3/4 вечера уже должна быть закрыта касса. Между тем только к этому времени и начинается особый наплыв публики. Понятна та тревога, которую возбудило в сердцах демонстраторов это распоряжение. Тревога не безосновательная, так как такое раннее закрытие кассы грозит им уменьшением сборов почти на 1-3 обычного дохода». - В. М.: «Сине-фоно», 1908, № 20, с. 3.
- 27 августа (9 сентября). Владельцы московских электротеатров обратились к градоначальнику: «Мы не можем указать ни одного случая за все время существования театров, который потребовал бы вмешательства полицейских чинов. Людей нетрезвых мы вежливо, но настойчиво не впускаем в театр, скандалов по поводу содержания картин никогда не было, да они и быть не могут, так как, повторяем, программы состоят из картин чисто научных, видовых, путешествий, драм или комедий, ни в коем случае не возбуждающих те или иные страсти. Почтительнейше позволяем себе указать Вашему Превосходительству, что в свое время нами всеми была дана подписка о строгом соответствии, под страхом закрытия театров, картин, показываемых во время сеансов, с картинами, просмотренными и утвержденными полицейским надзором». - В. М.: «Сине-фоно», 1908, № 21, с. 3-4.
Московский градоначальник учел просьбу владельцев электротеатров и отменил свое прежнее запрещение вечерних сеансов, дозволив работу кинотеатров до 11 1/2 часов вечера. - В. М.: «Сине-фоно», 1908, № 1.
- Август. «Г. Московским Градоначальником издан циркуляр о нумерации входных билетов на представления в театрах: „Содержатели разных синематографических театров должны вести на входных билетах печатный последовательный номер, особый по каждому разряду мест с 1 января или со времени открытия театра до 31 декабря данного года“. Вследствие такого постановления в градоначальстве будут всегда иметься точные сведения о числе посетителей каждого театра. Это требование, надо полагать, вызвано контрольными соображениями в области оплаты билетов марками в пользу благотворительного сбора Императрицы Марии, а также и тем соображением, что эта мера будет препятствовать чрезмерному переполнению театра». - В. М.: «Сине-фоно», 1908, № 20.
- 9 (22) сентября. Владельцы московских кинотеатров повторно обратились к градоначальнику: «К сожалению, наша публика не может приходить в театр раньше 9 часов, так как хотя мы и открываем театры с 5 часов вечера, но к этому времени посетителями наших театров является весьма ограниченный контингент публики, состоящий преимущественно из детей. Мы не можем ожидать в это время большого наплыва публики благодаря особому укладу жизни московского населения, которое в огромном большинстве бывает занято вплоть до 8-9 часов, так как на 6-7 часов приходится обеденное время, после которого не все идут тотчас же гулять, а отдыхают и могут выходить лишь к 8 часам. Огромный контингент нашей публики бывает занят на службе в конторах и магазинах до 7-8 часов, после чего они обедают, и настоящий отдых у этого контингента публики начинается опять-таки только с 9 часов».
"Расходы наши выражаются в среднем следующими цифрами: за наем помещений мы платим от 3 400 руб. (на Арбате) до 8 000 руб. («Континенталь») и даже 12 000 руб. («Модерн»). На устройство театра в зависимости от места потрачено от 3 тысяч до 20 тысяч руб. Аппаратура стоит в зависимости от системы от 500 до 30 000 руб. При театрах штаты служащих от 10-15 человек до 40, считая механиков, пианистов, оркестры и прислугу. Ввиду стоимости ленты по 50 коп. за метр каждое обновление программы, для которой уходит до 8 900 метров, стоит около 4 500 руб. Программы меняются 1-2 раза в неделю.
Открывая наши театры с 5 часов, мы до 11 1/2 часов успеваем дать в среднем 5 сеансов. Таким образом, закрытие театров в 10 1/2 часов уменьшает число сеансов на одну пятую, и доходность нашу ввиду того, что первые сеансы до 9 часов проходят при почти пустом зале - больше, чем на треть. При наших громадных расходах уменьшение на одну треть очень чувствительно и сильно отражается на нашем благосостоянии.
Синематограф - не балаган. Одним из местных владельцев театра-синематографа был заявлен в Управу протест против обложения его 3%-ным сбором. При этом приводится тот мотив, что синематограф следует отнести к типу балаганных увеселений, а не к промышленным учреждениям. Управе предстояло, таким образом, разрешить принципиальный вопрос, решение которого в том или ином смысле должно было определить отношение городской Управы к театру-синематографу. На днях этот вопрос обсуждался, и Управа признала протест упомянутого демонстратора неосновательным, отказав ему в его просьбе освободить его от сбора. Какими бы мотивами ни руководствовалась Управа, ясно, во всяком случае, то, что она не считает театр-синематограф балаганом, вопреки желанию одного из демонстраторов, убеждавших ее в том". В. М., А. Д.: «Сине-фоно», 1908, № 21, с. 3-4.
- 1 (14) октября. Журнал «Сине-фоно»: «Прошение владельцев театров о продлении времени продолжения сеансов до 11 1/2 часов, поданное на имя Градоначальника, получило частичное удовлетворение. Г. Градоначальник разрешил заканчивать сеансы в 11 часов вечера, отменив, таким образом, в предыдущее свое распоряжение о закрытии театров-синематографов не позже 10 1/2 часов. Увеличение продолжительности сеансов на полчаса, разумеется, явилось крупным облегчением, однако надо надеяться, что в недалеком будущем администрация найдет возможность донести это время до 11 1/2 часов»; - «Московским Градоначальником воспрещена демонстрация картин, изображающих смертные казни посредством гильотины. Не разрешен также показ картины „Мария Стюарт“». - В. М.: «Сине-фоно», 1908, № 1.
12 ноября (30 октября). Газета "Голос Москвы": Московская жизнь. Особые нищие.
За последнее время наблюдается оригинальный вид попрошайничества. Около некоторых синематографов терпеливо ждут кучки оборванных детей и назойливо пристают к прохожим, требуя милостыню на... удовольствие. На Арбате малыши так избалованы публикой, что не пропускают случая проводить прохожего до тех пор, пока тот не откупится какой-нибудь мелкой монетой.
- Ба-а-арин, дайте пятачок театр посмотреть, ба-а-рин, ба-арин... - так все время. Но хуже всего то, что бывают случаи, когда за отказ в милостыни дети стараются оскорбить проходящих, да еще как-нибудь почувствительнее. Изощряются: кто словом кто делом.
Пора бы все-таки обратить на это внимание и прекратить безобразия. - Сайт "Газетные старости".

Из истории провинциальных аттракционов. Часть 2. 1910-1913 гг.
Из истории провинциальных аттракционов. Часть 3. 1914-1919 гг.

1908, 1907, Кинематограф, Цензура

Previous post Next post
Up