Из жизни Челябинска в начале XX века.
Почему я позволяю себе выйти за географические рамки своего исследования? Казалось бы, об этом уже писали челябинские исследователи, на которых я обязательно дам ссылки.
Частности, конечно, интересны и бессмысленно о чём-либо рассуждать, не привлекая конкретный фактический материал.
Но по екатеринбургскому или пермскому материалу я не могу отследить прямую связь между благотворительностью, поддержкой мусульманской общины и выборами, победа на которых открывает более широкие возможности для укрепления и расширения торговли. Политические, меркантильные и личные интересы не отрицают наличие и некоторых форм человечности, и я ни в коем случае не собираюсь отрицать их весьма сложную взаимосвязь, но не понимаю, почему исследователи не решаются затрагивать этот немаловажный аспект проблемы: исследование превращается в перечисление фактов, которыми мы должны восхищаться, или сегодняшние разбогатевшие татары откажут им в спонсировании?.. Конечно, необходимо будет найти более веские подтверждения этой версии или гипотезы. Предлагаю заметку только на правах гипотезы.
"Урал", 1906, 26 октября (ЦДООСО).
Челябинск. (без подписи автора заметки, что было обычным делом - Р.Б.)
"Мусульманские интеллигенты взялись за устройство мектебе, библиотеки, второй мечети. Мектебе и библиотека уже готовы к открытию, библиотека будет открыта для всех и книги на татарском и русском языках. В прошлом году в первые выборы в Государственную Думу агитация среди татар велась очень оживленно и сознательно".
"Уральская жизнь", 1907, 22 сентября (ЦДООСО).
Челябинск. (без подписи - Р.Б.)
"16 сентября, при многочисленной публике, состоялось открытие и освящение вновь построенной при мечети школы-медресе. На средства попечителя мечети и медресе З.Г.Галеева. Открывая медресе, г.Галеев заявил, что он на содержание мечети и медресе дарит недавно купленный им за 10 тыс.руб. у торгового дома бр.Яушевых на Соборной площади магазин, который ежегодно приносит дохода 1200 руб. Кроме того, в этот же день на содержание мечети и медресе поступило пожертвований от разных лиц около 200 рублей".
Насколько это связано с предвыборными делами, сказать не могу, лишь поделиться ещё одной заметкой, но от 1 февраля, т.е. за полгода до описыванных событий. Выписку сделал скупую, тема была побочная:
"... от рабочей партии (?) Габдулласанов Имамутдин Хасанович,
... от октябристов - Галеев З.Г."
(Выборы в Челябинске. - "Урал", 1907, 1 февраля)
Заметка в "Уральской жизни" от 18 марта 1910 года - Галеев в городской Думе Челябинска на 2 срок.
И несколько отвлекаясь от темы:
"Мусульманская труппа в Челябинске". - "Уральская жизнь", 1910, 12 мая.
О какой труппе идёт речь из статьи непонятно. Мусульманское культурное движение растёт, - пишет корреспондент.
"Мусульманские сцены нечто новое и довольно симпатичное. Надо знать обособленность мусульманского мира, его замкнутость, религиозный фанатизм, семейный деспотизм, насколько велики..." и т.п.
После отступления корреспондент возвращается к теме о спектаклях неизвестной нам труппы. Залы переполнены, на спектакле были и женщины-мусульманки.
Местная мусульманская молодёжь - 40-50 человек - вступила в Челябинский музыкально-драматический кружок, задумала сама ставить любительские спектакли. Выбрана пьеса, ведутся репетиции...
Фотографии, кроме 2-й, из журнала
humus -
Дореволюционная Россия на фотографиях. Челябинск. Часть 1.
Заметка Рустема Ахунова, касающаяся истории челябинских татар:
ГАРИФ ФАТЫХОВИЧ БУРНАЕВмусульманский общественный деятель, основатель татарского театра в Челябинске, уроженец Казанской губернии одноимённого уезда и его знаменитая родственники. Фотография (отсканированная В.С.Боже) мечети и библиотеки с сайта
Рустема Ахунова:
"Улица Сибирская (ныне улица Труда). Здание современной картинной галереи принадлежало известному и именитому купцу в Челябинске Яушеву, в нем располагался его великолепный магазин, далее - двух этажный магазин купца Галеева, а за ним - сгоревший в 1920 году магазин Шакира Ахметова. На месте магазинов Ахметова и Галеева теперь построено здание челябинской филармонии, которое сейчас бесконечно строится и реставрируется". (С открытки фотографа В.Г.Половникова, 1912 г.) - информация с сайта
«Фотоклуб 74»О магазинах Яушевых - блестящий материал
ssgen -
Яушевы (Труда, 92 и 92а).
...
...
...
...
От
humus Дореволюционная Россия на фотографиях.
Челябинск. Часть 2.
Позже я нахожу у
gayaz_samigulov более подробный рассказ о магазине Валеева -
Дом Валеева и Грибушиной - Молодежная мода.
...
Примечания.1. Более подробная информация о "мусульманском" Челябинске - на сайте
Ислам и Челябинск.
2. ГАЛЕЕВ Закир Галеевич [1856 - 12(25).04.1919, Челябинск], предприниматель, гор. и общест. деятель, купец 2-й гильдии. С 1886 представлял в Чел. интересы троицкого торг. дома “Братья Яушевы” (см. Яушевых братьев магазин). С 1906 вел самостоят. торговлю хлебом, бакалейными и мануфактурными товарами. Имел 5 домов с надворными постройками и 2 лавки в Гостином дворе. Г. принадлежал один из паев мельницы Чел. мукомольного т-ва. Недвижимое имущество оценивалось в 500 тыс. руб. (1918). Входил в учетные структуры чел. отделений Рус. торг.-пром., Соедин. и Государственного банков. Состоял чл. учетного к-та врем. отделения Гос. и частных Сиб., Волжско-Камского банков на Ирбитской ярмарке. Был известен благотворительностью. С 1901 являлся попечителем мечети и действовавшего при ней медресе. Пожертвовал на их содержание один из магазинов на ул. Сиб. (см. ул. Труда), дававший ежегодный доход в 1200 руб. Был почетным чл. правления Чел. мусульм. библиотеки-читальни (см. Библиотека башкирской и татарской литературы), с 1899 - и. о. гласного городской думы (см. Дума городская), чл. попечительского совета женской гимназии (с 1912) и торговой школы (с 1914).
В. С. Боже
Лит.: Дегтярев И. В. Купола над городом: Ист. судьбы челяб. церквей / И. В. Дегтярев, В. С. Боже. Ч., 1992; Боже В. С. Ак-Масит // Автограф. Челябинск-Арт. 2000. №4. -
Электронный источник.
3. БИБЛИОТЕКА БАШКИРСКОЙ И ТАТАРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ им. Ш. Бабича. Осн. в февр. 1906. Первонач. размещалась на ул. Азиатской (см. ул. Елькина), рядом с Ак-Мечетью, и наз. мусульм. библиотекой-читальней. Создавалась на деньги купцов-меценатов и частные пожертвования. Предлагала читателям лит-ру на араб., тат., башк., рус. яз. Непосредств. организаторами были Гафур Суюндуков, Хуснутдин Аюпов и сын муллы Шакир Салимов. Поначалу библиотека работала на общест. началах. Через 3 года после открытия книжный фонд составил более 1000 экз., а читателей насчитывалось более 1200 чел. После рев-ции библиотека переименована в татаро-башк. - им. башк. поэта Шайехзады Бабича, трагически погибшего в 1919. В 1920-е гг. библиотека, имея в фонде 3189 книг, способствовала ликвидации безграмотности среди татар и башкир города. В 1930-40-е гг. библиотека объединилавокруг себя тат. и башк. певцов, поэтов, писателей; тесно сотрудничала с тат. школой № 47. В воен. годы располагалась на 2-м этаже Белой Мечети; чл. библиотеч. совета З. Мусина, Н. Юнусов, М. Ишмурзина носили книги в госпитали, на заводы, в воинские части. В нач. 1960-х гг. при библиотеке открылось лит. объединение им. М. Джалиля, в к-рое вошли тат. и башк. писатели и поэты. С дек. 1979 влилась в централизованную библиотечную систему г. Чел. Тат.-башк. библиотека - крупный нац. культ.-просветительский центр. Ее фонд насчитывает 116 238 книг, кол-во читателей составляет 4913 чел. В структуре библиотеки абонемент рус. лит-ры, абонемент нац. лит-ры, чит. зал и отдел внестационарных форм обслуживания, имеющий 20 пунктов выдачи книг. Библиотека тесно сотрудничает с гос. и общест. орг-циями республик Татарстан и Башкортостан, Чел. обл. При библиотеке работают курсы араб. языка и основ ислама, клуб друзей библиотеки “Уралым” (“Мой Урал”), проходят семинары преподавателей тат. и башк. языков, библиотекарей, встречи за “круглым столом” по вопросам нац. политики и культуры.
А. М. Усманова
Лит.: С в е р ч к о в И. Челябинская татаро-башкирская центральная библиотека // Красный библиотекарь. 1927. № 6; Он же. Как мы организовали татаро-башкирских женщин вокруг библиотеки // Просвещение на Урале. 1929. № 3; Шмаков А. Очаг просвещения // ЧР. 1966. 26 янв.; Челябинская татаро-башкирская библиотека // Край наш южноуральский, 1976: Рек. библиогр. указ. Ч., 1975; Библиотеки Челябинска: Справ. / Сост.: Л. П. Кутлина, В. Н. Якубец, Ч., 1987. -
Электронный источник....
Интересно.
Святая тора. 10 мая в 3 ч. вечера состоялось шествие перенесения святой торы из дома Курчевских и Бруслевских в еврейскую синагогу для освящения. Тора переносилась под большим балдахином, украшенным цветами. Шествие окружали конные казаки. Из синагоги тора была перенесена обратно в дом Кручевских, где в честь ее состоялось празднество. (Голос Приуралья. - Челябинск, 12 мая, № 99, 1909)