Башкирские и мещеряцкие деревни бывшего Екатеринбургского уезда. Часть 5. Проект.

Jun 29, 2012 14:21

Окончание. (4 часть)
Караболку рассматриваем отдельно.

Расположение на карте.(См. также: Приложение к Обращению (вопрос о заражении территории после аварии на "Маяке") Карабольцев Губернатору Челябинской области Сумину П.И. Татарская Караболка: от прошлого к настоящему. Составлю отдельную заметку.)
Караболка (Татарская Караболка, жители Русской Караболки, находившаяся в 5 км, были переселена после аварии, деревня ликвидирована), Куяшский сельсовет Кунашакского района, в северо-западной части района на реке Караболка. До села Кунашак 59 км, до села Куяш - 19 км.
По ЭЧО [1] основана в 18 веке. Есть на плане Каслинского завода 1782 года.
Топоним Караболак тюркского происхождения. Кара - в тюркских гидронимах не только «черная, темная», но и «чистая» вода; болак, булак - «приток», «рукав реки», иногда «река», то есть Караболка или Караболак - значит «тёмная или чистая река».
«..Караболка-Татарская, весьма большая деревня в Екатеринбургском уезде, на речке Караболке, по левую сторону тракта, ведущего из Екатеринбурга в Челябу. По сведениям 1869 года жителей 2,027 (в том числе 1,008 муж. и 1,019 женск. пола); дворов 270. Мечеть. Волостное правление. Хлебные базары. Жители Мещеряки-магометане…»
- Н.Чупин, Географический и Статистический словарь Пермской губернии, 1873 г.

Крупнейший населенный «мусульманами» [2] пункт в Екатеринбургском уезде и в Пермской губернии к 1870 году - деревня Караболка (ныне Челябинская обл.): 1876 жителей, 930 мужчин и 946 женщин. Деревня находится на горнощитском тракте, который связывает Екатеринбург с Оренбургской губернией - Челябинском и Троицком. Естественно предположить первоначальное накопление «мусульманских» капиталов на этом направлении. Но вот что поразительно - я ничего не могу найти по истории этой деревни.

25 сентября 1870 года в Екатеринбургскую Земскую Управу поступает письмо от инспектора народных училищ Пермской губернии Парамонова:
В сентябре также собираются сведения от волостных правлений уезда. [3] И только в отчете Карабольского правления мы обнаруживаем первые сведения о башкирских училищах: «…в деревне Караболка с 15 ноября 1864 года учреждена русская деревенская школа [4], в которой до 23 апреля 1865 года обучались башкирские мальчики, от 5 до 15 человек. Школа та была учреждена на пожертвованную сумму 2000 руб. мякотинскими башкирами [5], в расходовании которой руководил по распоряжению начальства, волостной старшина, из суммы этой 650 рублей находилось в процентах у башкир Карабольской волости и деньги эти сбирались по частям вместе с процентами и расходовались на содержание школы и мальчиков, 1350 руб.находятся у приращения процентов в Екатеринбургской конторе Государственного банка; по исрасходовании [6] же первых и неразрешением получить из банка денег, обучавшиеся мальчики уволены от занятий и распущены по жительствам; учебные же руководства первоначально хотя и есть, - но уже не все в целости, потертые и маранные, однако к первоначальному приступу грамотности еще служить могут.
Жители-башкиры Карабольской волости, в существовании русской школы и отдаче на учение некоторых мальчиков, на готовую сумму, хотя и не препятствовали, но сами на содержание оной, за неимением средств и источников, желания не изъявляют, - присовокупляя к этому, что по быту их дети, бесплатно более обучаются грамоте татарской.
Обязанность учителя нести, в случае существования школы, в настоящее время никого не имеется». [7]
Это самая первая попытка создания русско-башкирской школы.В середине XIX века причислена к Куяшской волости, в 1883 - к Каслинскому земскому управлению Екатеринбургского уезда.В 1887 году торговую лавку в деревне имеет Зайнетдин Хисаметдинович Агафуров. Но здесь появляются разночтения. В 1889 году лавка у Зайнетдина Агафурова в Карабоке не отмечена, зато отмечена лавка у Абдрашитова Нур-Мухамета. В 1890 году лавка в Караболке принадлежит Камалетдину Агафурову, о лавке Абдрашитова ничего не сказано. В 1891 году эта лавка вновь принадлежит Зайнетдину. [8]

1896 год.
Из отчета члена Екатеринбургской Земской Управы, Коллежского Советника Е.Подосенова от 10 ноября 1896 года.
(…) В одном доме, в деревне Караболке, я встретил целую толпу девочек в возрасте от 8 до 12 лет, вступил с ними в разговор, видя, что их очень заинтересовало мое посещение; к моему крайнему удивлению оказалось, что они довольно свободно и бойко говорят по-русски (это объяснилось потом тем, что некоторые из них жили с родителями в городе [9]); на вопросы мои они давали толковые ответы. Я спросил, будут или нет они учиться, оин с видимым удовольствием выразили желание учиться и по русски, и я уверен, что эти девочки были бы достойными ученицами и русской школы.
(…) В Караболке существует два медресе, по числу приходов, в первом учится около 50 мальчиков, а во втором около 30. Для одного медресе, около мечети, Агафуровы построили ныне особый дом, но дом этот не большой, в одну избу всего».

1897 год.
13 декабря 1897 года Подосенов присматривает место для русско-башкирской школы, которую Земство планирует открыть в 1898 году. [10]
Назначенный учителем Карабольской русско-башкирской школы Мухаммед Рахим Терегулов (воспитанник Казанской татарской школы) 25 августа прибывает в Караболку. В правлении волости об открытии школы не знают - ни помещения, ни денег.
Сельский сход в итоге отказывается от услуг учителя и от создания школы в деревне. «…общественники единогласно объяснили, что открыть русско-башкирскую школу в дер.Караболке они совсем не желают, квартиру для ней и приговора о неприятии школы никто из них не дает», - рапортует волостной старшина Исмагилов. Процессом, похоже, руководят муллы. В деревне имеется 2 мечети и две школы-мектебе (сентябрь 1898 года).Воспоминания Апанаевой Айсулу Камиловны. Записала Корепанова Светлана.
Вот дословная запись Светы: «Бабушка Бедельниса (жена Камалетдина Хисаметдиновича Агафурова) была из д.Кара-булак....»
Но вот метрик за 1915 год по Екатеринбургу в ГАСО нет. Метрики по Караболке: 1890 (по двум мечетям) и 1904 год.
...
Население: 1956 - 2800, 1959 (вероятно, после аварии) - 2638, 1970 - 1934, 1983 - 986, в 1995 - 717, в наст.вр. (ЧОЭ, 2006) - 578 человек. [11]

Очень интересная серия фотографий сделана Гаяром Искандяровым (Gayar Iskandyarov). Фотографии новой мечети.

Я не скажу, что в восторге от репортажа Ирины Мусиной, но подобных репортажей ни до, ни после я не встречал. Спасибо, что сделала этот репортаж и загрузила его в своё время. Загружено пользователем musinairina, дата:22.10.2007 - Karabolka-50...

image Click to view


Подборка материалов, касающих судеб деревень, попавших в зону аварии: УРАЛЬСКИЙ ЧЕРНОБЫЛЬ: ТРАГЕДИЯ ТАТАР. На youtube плейлист "Маяк".
[1] Челябинская область:Энциклопедия.
[2] Указаны как башкиры-магометане. «Списки инородческих селений Казанского учебного округа». - 1870.
[3] В отчетах также представлены сведения о медицинском обслуживании, но это уже отдельный вопрос, хотя от «уровня культуры» населения непосредственно зависит и его благосостояние и его здоровье. Через некоторое время именно по башкирским деревням особенно сильно ударит голод, хотя, казалось бы, номинально башкиры богаче русских…
[4] Я полагаю, имеется в виду - русско-башкирская школа. - Р.Б.
[5] Мне не совсем понятна «схема» подобной организации, поэтому и привожу столь пространную цитату, очень похоже на денежную махинацию, показавшуюся выгодной самим башкирам, но в итоге приведшую к «банкротству» школы. Ниже мы познакомимся с другими случаями несколько странных «коммерческих» операций, после которых сами башкиры оказывались в весьма затруднительных обстоятельствах.
[6] Я полагаю - «израсходовании». - Р.Б.
[7] ГАСО, ф.18, оп.1, д.340, л.95.
[8] ГАСО, ф.62, оп.1, д.115, лл.65-311.
[9] Челябинск ближе Екатеринбурга - Р.Б.
[10] ГАСО, ф.18, оп.1, д.355.
[11] Поздеев В.В./ ЧОЭ. Т.6. с.408. Очень скупые и нечленораздельные сведения.

Образование, Мещеряки, Агафуровы, Челябинская область, Метрики, Деревни, Екатеринбургский уезд, Мечети, Ислам в местечках, Школы, Мишари, Татары и башкиры Среднего Урала, Башкиры

Previous post Next post
Up