1941-1956. Мусульманские общины Свердловской области.

Jun 03, 2012 09:10


Несколько небезынтересных фактов...


С началом Отечественной войны власти до 1 сентября в области поспешили закрыть 9 церквей и 2 часовни. [1] Можно догадываться, не имея фактического материала, об отношении к мусульманам. 17 сентября 1941 года в Постановлении «О закрытии ряда церквей в области в период военного времени» Бюро Свердловского Обкома признает ошибку. [2] К концу года отношение к верующим меняется. В свет выходит обращение Областного Совета Союза воинствующих безбожников к председателям райсоветов СВБ, подписанного Председателем Союза Козловым. Вот несколько выдержек из него.

«Партия большевиков никогда не скрывала и не скрывает своего отношения к религии. Но призывая к борьбе против религиозных пережитков, она всегда предостерегала против преследования религии, против административного произвола по отношению к ней и боролась за свободу совести, что нашло яркое выражение в статье 124 Сталинской Конституции, полностью обеспечивающей свободу совести в СССР.

Это не значит, что надо отречься от антирелигиозной пропаганды. Но сейчас от нас требуется сугубо осторожный подход к вопросам антирелигиозной пропаганды и агитации. Всякое оскорбление религиозного чувства в данный момент является опаснейшей ошибкой, выгодной только врагам нашей Родины. Антирелигиозники должны проявить максимум гибкости и политического такта в деле антирелигиозной пропаганды.

Согласно указания ЦС СВБ СССР, что в настоящий момент в обстановке Отечественной войны необходимо изменить содержание работы СВБ, перестроить тематику антирелигиозной пропаганды и агитации, всецело подчинив ее задачам военного времени, делу разгрома германского фашизма.» [3]

После потрясения, испытанного советским народом, вернуться к прежней политики в отношении религии - об этом не могло быть и речи.

В 1945 году на территории Свердловской области, как казалось, действовала только одна мечеть в д.Новый Бугалыш, где насчитывалось 170 верующих с муллой Сафиным, назначенным ЦДУМом. Во второй половине 1945 и в 1946 году самовольно открываются еще две мечети в д.Контуганово Бисертского района и в д.Ср.Бугалыш Сажинского района, их деятельность была приостановлена, верующим объяснили порядок открытия молитвенных домов. В этот же период с ходатайством от открытии мечетей обращаются мусульмане д.Шокурово Нижне-Сергинского р-на, д.Гайны Ачитского р-на и д.Татрахмангулово Красноуфимского р-на. Ходатайства не приняты, что объяснено неправильным оформлением бумаг. Вторичной попытки не последовало. За разъяснением порядка открытия мечетей также обращались 2 представителя мусульман города Свердловска и представитель д.Уразаево Бисертского р-на. Уполномоченный Совета по делам религиозных культов при Совмине СССР по Свердловской области Ф.Березин отмечает, что «сдерживающим фактором к подаче ходатайств об открытии молитвенных зданий служит отсутствие лиц, имеющих достаточное духовное образование и пригодных в муллы, а также недостаток среди пожилого населения грамотных лиц, которые сумели бы надлежаще оформить ходатайства». В конце своего отчета Березин делает прогноз, что стремление к открытию мечетей будет нарастать. [4]

В 1946-47 г. поступило 10 ходатайств об оформлении и открытии мечетей: из Серова, Свердловска, Н.-Сергинского р-на, Бисертского, Красноуфимского, Манчажского, Ачитского, Сажинского. Все они отклонены по причине отсутствия свободных помещений. [5]

В 1950 году во многих населенных пунктах, где проживают татары отмечается курбан-байран, без нарушения трудовой дисциплины. В д.Татарская Еманзельга Сажинского р-на забили 4 баранов из личного скота. Придраться было не к чему. [6]

1947 год. Какое постановление?

В 1947 году 21 января зарегистрировано единственное мусульманское общество в д.Новый Бугалыш Сажинского района Свердловской области. В деревне сохранилась мечеть на 300 человек площадью около 150 кв.м. Муллой с самого открытия мечети к 1954 году был Габдрахман Сафин, родившийся 1886 года, в 1916 году закончивший медресе. Муллой был с 1920 года. Мечеть обслуживала деревни Новый Бугалыш, Средний Бугалыш, Усть-Бугалыш, Татарская Еманзельга. Попытки мусульман открыть мечети в своих деревнях, в каждой из которых их насчитывалось от 60 до 80 человек, встречали простое возражение. Достаточно мечети в Новом Бугалыше. В зарегистрированной общине насчитывалось 200-300 мусульман, хотя татар проживало 2300 человек. Вот таблица посещаемости мечети, составленная Рупасовым:

1948

1949

1950

1951

1952

1953

1954

Ураза

120

120

125

150

150

215

185

Курбан

130

130

140

165

160

190

140

Пятница

18

11

24

20

20

25/30

20/25

Наречение имени

3

5

6

6

5

6

8

Венчание

1

4

3

3

3

4

6

Похороны

3

8

11

14

12

9

10

Отношения Сафина с колхозом складывались довольно непросто. Уполномоченному докладывали следующее: будучи колхозником (плотником), он мало вырабатывал трудодней, без разрешения правления колхоза заготовил на колхозной земле 2 воза сена, которые благополучно были изъяты; уклонялся от уплаты подоходного налога и самообложения, часто ездил в Свердловск, Ревду, Первоуральск для продажи продуктов со своего личного хозяйства, при этом попутно совершал религиозные обряды. Рупасов, излагая эту версию, уверен, что подобная личность чуть ли не полезна, ибо способна дискредитировать в глазах односельчан Ислам. Правда к концу года выясняется, что председатель Бугалышского сельсовета допускал грубости по отношению к мулле и предъявил ему требование об уплате самообложения в размерах больших, чем допускалось законом.

13 апреля 1954 года Сафин встречается с Рупасовым, прося его помочь в строительстве ограды вокруг мечети. Ответ прост: нет средств.

25 мая, в связи с приближением праздника «ураза-байрам», Рупасов ставит перед председателем горисполкома вопрос о необходимости предотвратить сборище верующих мусульман 2 июня на городском мусульманском кладбище. Председателю горисполкома возможный резонанс кажется, вероятно, невероятным. Мер не принято, по докладу уполномоченного. В итоге 2 июня на мусульманском кладбище г.Свердловска ураза-байрам праздновало более 1000 человек. Это действительно, кажется невероятным.

Не могу воздержаться от оценочного суждения. Рупасов выглядит личностью достаточно ничтожной, в плане каких-либо решений, с другой стороны, образцовым чиновником - безответственность и некомпетентность. Ноябрьское постановление замечательно в силу того, что, позволив выявить незарегистрированные религиозные общины, ибо их представители сами приходили с надеждой зарегистрироваться, позволяло их не регистрировать.

24 августа Рупасов пишет докладную записку о деятельности мусульман города и лично вручает ее первому секретарю Свердловского горкома партии. Вскоре выходит постановление горисполкома «О незаконных действиях групп верующих на Шарташском и мусульманском кладбищах». Деятельность мусульманской общины в катаверне запрещена. 25 ноября Сайфутдинов Гарей и Зиганьшин Ахмет просят Рупасова пересмотреть вопрос. У него один довод: помещение используется не по назначению. Это не первая попытка что-либо изменить. До этого они пытались найти понимание у уполномоченного по части регистрации свердловской общины, в чем им неоднократно отказывал горисполком., равно как и в строительстве мечети, равно как и в покупке барака (разговор состоялся 30 марта) для справления службы, равно как и в возвращении старого здания мечети. Рупасов, похоже, очень методично и доходчиво объяснял им порядок возбуждения ходатайства и рекомендовал обратиться с этим вопросом в исполком городского Совета. Остается не без оснований предположить, что там ссылались на уполномоченного Совета по делам религиозных культов при Свердловском облисполкоме. [7] 10 ноября 1954 года выходит постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения». В отчетах уполномоченного выражена мысль о том, что религиозные деятели в целом приветствуют постановление.

В декабре 1954 года Рупасов - осуществляет поездку в Сажинский район с целью проверки деятельности зарегистрированной общины, при этом выявляет, что жизнь не стоит на месте - и в других деревнях района действуют незарегистрированные мусульманские общины: в д.Средний Бугалыш руководит общиной Сиражев Маннаф, в д.Усть-Бугалыш - Хабибуллин Нажар, в д.Татарская Еманзельга - Мухаматулин Габдулхар и Низаметдинов Зиатин. «Эти данные мною сообщены в Облфинотдел для установления у этих служителей культа доходов от исполнения религиозных обрядов и обложения их подоходным налогом», - завершает свои выкладки Рупасов.

К концу года в области насчитывалось 50-55 незарегистрированных религиозных общин, среди них около 20 мусульманских: в Сажинском районе, Манчажском, Ачитском, Красноуфимском, Нижне-Сергинском, Бисертском, в городах Свердловске (более 2000 мусульман), Красноуфимске, Серове, Карпинске (от 60 до 200 верующих).

В 1956 году происходит новое оживление религиозной жизни татар области, что уполномоченный объясняет деятельностью вернувшихся из мест заключения служителей культа и лиц религиозного актива. Но вот эпизод, который не может не вызвать удивления. В городе Кушва по улице Кузьмина 128 стояла мечеть построенная в 90-х годах прошлого века. Площадь помещения была 8,5Х5,6 м, вместимость 100 человек. Помещение было инвентаризовано и поставлено на учет 1 января 1936 года и оценено в сумму 13300 рублей. Землепользователем числилось общество нацмен, причем договора на пользование зданием заключено не было. Райфинотдел, начиная с 1952 года облагает это общество местными налогами в размере 224 р. 80 к. в год, в эту сумму входит 97 р. налога на строение и 127р. 80к. на земельную ренту. Староста мечети Ахметзян Ахмадеев рассказал уполномоченному о том, что при советской власти здание мечети не закрывалось и мечеть действовала все время, здание содержалось за счет добровольных пожертвований верующих, молитвенные собрания проводились по большим праздникам - Курбан-байрам и Ураза, а летом - и по пятницам. Чтобы не платить налог за муллу, общество приглашало его только в большие праздники. Муллой в тот период был Ибрагим Исмагилов. Общество представлено в основном пожилыми, уже не работающими людьми, но есть и среднего возраста с Гороблагодатского рудоуправления, и объединяет до 70 дворов или от 100 до 200 человек. Есть мусульманское кладбище. До приезда уполномоченного руководство райисполкома и Кушвинского горисполкома даже не знало о существовании и деятельности мусульман города и об использовании предоставленого татарам здания.

17 февраля 1955 года Постановлением Совета Министров за №259 «Об изменении порядка открытия молитвенных зданий» Совету по делам русской православной церкви при Совмине СССР и Совету по делам религиозных культов при Совмине СССР предоставлено право зарегистрировать фактически действующее, но не зарегистрированное религиозное общество, имеющее свое молитвенное здание. Уполномоченный предлагает обществу подать заявление о регистрации на имя Облисполкома и о передаче ему здания мечети в бессрочное и бесплатное пользование, при этом необходимо свидетельство техкомиссии о пригодности здания и наличие остальных законно оформленных документов. [8]

Вот что происходит дальше. 1 марта 1956 года Совет по делам религиозных культов разрешает регистрацию общества. 23 марта уполномоченный регистрирует его. Но, по словам Рупасова, кушвинское мусульманское общество почему-то не приняло от кушвинского горисполкома молитвенное здание и культовое имущество, не произвело обусловленный ремонт, не избрало исполнительные органы и не нашло муллу, о чем он и уведомляет Совет. Совет на это отвечает, что «до приведения в порядок здания мечети, избрания исполнительного органа и назначения служителя культа на руки регистрационную справку не выдавать, а если последняя уже выдана, потребовать ее возвращения». И регистрационная справка возвращена. До 1958 года кушвинские мусульмане делают ремонт в мечети. И 15 апреля 1958 года 150 человек приходит на открытие мечети.  О дальнейшей истории Кушвинской мечети расскажут другие историки. [9]

В том же 1956 году незарегистрированных мусульманских обществ уже 35 с количеством около 4000 человек. [10] Свердловчане вновь пытаются добиться возвращение здания мечети, в чем им вновь отказано, здание давно занято детским садом. А 28 ноября 1956 года Зиганшин и Сайфутдинов вновь пытаются убедить уполномоченного пересмотреть решение - безрезультатно. Ко всему прочему 10 декабря того же года на имя уполномоченного поступает жалоба от группы мусульман города, под которой 14 подписей. Жалоба на то, что избранные обществом в 1951 году уполномоченные Зиганшин и Сайфутдинов злоупотребляют полномочиями, не отчитываются в расходовании собранных средств, наносят оскорбления верующим. Жалобщики просят лишить полномочий этих товарищей, произвести ревизию расходования собранных с верующих средств и выбрать новых уполномоченных, на что Рупасов резонно отвечает, что сам не уполномочен вмешиваться во внутренние дела общины, свои разногласия они должны решать сами, а в случае необходимости обращаться в судебные органы или в прокуратуру. [11]

Я надеюсь, что когда-нибудь более удачливый и молодой талант расскажет нам более подробно о жизни татарской мусульманской общины во времена Советского Союза. Позже приведу таблицу из отчета Рупасова: Недействующие молитвенные здания мусульманского культа по Свердловской области на 1-е мая 1954 года.

Из опубликованных в сети документов:
М. А. Федорова. О ВЕРУЮЩИХ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ: ОТЧЕТ УПОЛНОМОЧЕННОГО В СОВЕТ ПО ДЕЛАМ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТОВ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ СССР (1954). Оп.: Документ. Архив. История. Современность: Сб. науч. тр. Вып. 5. Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2005. 438 с.
...
[1] ЦДООСО, ф.4, оп.37, д.170, л.33.
[2] ЦДООСО, ф.4, оп.36, д.86, л.19.
[3] ЦДООСО, ф.4, оп.37, д.170, л.31.
[4] ЦДООСО, ф.4, оп.43, д.154, л.135,139.
[5] ЦДООСО, ф.4, оп.44, д.153, л.112.
[6] ЦДООСО, ф.4, оп.47, д.129, л.123.
[7] ЦДООСО, ф.4, оп.53, д.111, л.63-85
[8] ЦДООСО, ф.4, оп.54, д.103, л.102.
[9] ЦДООСО, ф.4, оп.55, д.116, л.73.
[10] то же, л.78.
[11] то же, л.81-82.

Переписка правительственных органов, Мусульмане Урала, Мусульманское духовенство, Статистика, Свердловская область, Свердловск, Татары и башкиры Среднего Урала

Previous post Next post
Up