Татаро-башкирский театр. Свердловск. 1937-1939 гг.

Jun 02, 2012 22:24


Начало. Продолжение: 1937-1939 гг.. (Фотографии размещу позже)
1937 год.
9 марта 1937 года в Свердловский Облисполком поступает докладная записка от заведующего Отделом нацмен Облисполкома Рахматуллина и начальника Управления по делам искусств Виницкого о неудовлетворительной работе Домпроса, бесплановой и безнадзорной, о необходимости реорганизации театра, предоставления ему помещения (в этот период театр находится в помещении дома на ул.Шейнкмана 18, которое требует ремонта и наполовину заселено жильцами) и передаче его с 1 апреля 1937 года в ведение Свердловского Управления по делам искусств. [1] Наконец в 1937 году театр переезжает  в здание по ул. Ленина, 54.

1938 год.

В сентябре 1936 года по постановлению Президиума Облисполкома при Свердловском Отделе искусств создается Областное Объединение Передвижных театров, с нацеленностью на хозрасчет без государственных дотаций. В апреле 1938 года татарский драматический театр находится в подчинении этого Объединения.  Деятельность театра не окупается, напротив, требует дотаций.

27 сентября 1938 года в культпросветотдел обкома поступает докладная записка о состоянии работы областного татарского театра и клуба нацмен г.Свердловска. («27/IX» - подписано карандашом. Путаница в числах. Записка, похоже, составлена в конце 1938 года. - Р.Б.)

«Татарский театр организован 18 февраля 38 г. на базе агитбригады клуба нацмен. К моменту организации в нем было 5 чел. Сейчас состав театра состоит из 17 чел. (из них 11 чел. профессионалы и 6 чел. кружковцы) актеров и 3 чел.административно-хозяйственного персонала. В начале театр работал над одноактными постановками «Юбилей» Чехова, "Счастливый дозор» Арбузова и давал концертную программу.

5 июня была впервые поставлена на сцене Свердловского драмтеатра пьеса Карасева «Огни маяка», затем была поставлена музыкальная комедия азербайджанского писателя Хаджибекова «Аршин мал Аллан» и 27 сентября была поставлена драма Шиллера «Коварство и любовь». (1*)

Надо сказать, что театр до сентября месяца работал без репертуарного плана и артисты, кончая ставить одну вещь, не знали над какой они будут работать в дальнейшем. До конца 38 г. театр должен дать еще 3 постановки: «Гальям Азу» (вероятно, «Галья бану» - Р.Б.), «Славная эпоха» и «Без вины виноватые».

«Славная эпоха» должна быть поставлена к 5 XI в основном она подготовлена, но поставлена быть не может, т.к. у театра не хватает артистов. Театр в ведении управления передвижными театрами обл.отделения искусств.

По смете театр должен иметь 160 т.руб.привлеченных средств (от постановок и концертов) и должен получить дотацию от обл.отдела Искусств.

Плана выездов хотя бы на квартал, театр не имеет и потому режиссер не может составлять своего плана работ над пьесами, т.к. театр не знает когда и куда он должен делать выезды. Договора на выезды должно заключать управление передвижными театрами и дирекция театра. Но управление своевременно и в достаточном количестве не обеспечивает театр постановочными площадками, как в городе, так и в районах.

Для того, чтобы театр выполнил финплан (160 т.р.) он должен дать около двухсот концертов и спектаклей, на 29 октября театр дал только 91 концерт и спектакль, получив от них 70 т.руб.

Ввиду того, что театр не дал нужного количества постановок и потому, что управление передвижными театрами плохо финансирует театр (из 107 т.руб. дотации получена незначительная сумма и театр находится в большом финансовом затруднении, достаточно сказать, что актеры за сентябрь м-ц не получили еще заработную плату и в остальные месяцы зарплата выдавалась неаккуратно, а давались авансы по 5-10 руб.

Театр не имеет своего счета и все деньги от постановок поступают на счет управления передвижными театрами, которое распоряжается этими средствами по своему усмотрению. Например Обл.отдел Искусств недавно перевел на счет управления передвижными театрами 3 т.руб. на погашение задолженности по зарплате по тат.театру, но эти деньги Обком Союза Рабис снял со счета управления, т.к. последнее имеет задолженность Обкому Рабис по соцстраху в 9 т.руб., несмотря на то, что тат.театр этой задолженности не имеет.

Бытовые условия артистов театра плохие, артисты живут на плохих частных квартирах или в гостинице «Б-Урал» и не имеют возможности работать над ролями дома.

До сентября месяца в театре не было профорганизаций среди состава театра нет ни одного комсомольца, недавно в состав  театра влились 2 члена ВКП(б), один из них т.Ахметов сейчас избран председателем МК, массовой работы среди сотрудников никакой не ведется, политучебы нет.

Бывший директор театра Беляев (сейчас снят за развал работы театра) работу театра развалил. В результате всего этого в театре царит нездоровая атмосфера, частые склоки между артистами, «премьерство», не советские настроения и разговоры - все это мешает театру быть спаянным и дисциплинированным коллективом.

Предложения по работе театра.

Обкому ВКП(б) направить в театр в качестве директора хорошего партийного работника, способного наладить дисциплину среди сотрудников театра.

Объединению передвижных театров создать нормальные бытовые условия работникам театра обеспечить их квартирами теплой одеждой на период зимних выездов в районы (это объединение обязано сделать по колдоговору). Дать театру твердый план выездов и репертуарный план. Укрепить коллектив театра квалифицированными актерами.

МК театра наладить массово-политическую работу с членами союза.

Театру при выезде на местах помимо постановок вести массовую работу и оказать материальную помощь кружкам художественной самодеятельности, чего театр до сего времени не cделал.

Клуб нацмен. [2]

В 1937 г. для клуба нацмен решением президиума Облисполкома отдано здание по ул.Ленина 52, ранее занимаемое Обл.домом художественного воспитания детей.

Сейчас здание хорошо отремонтировано, выглядит чисто и уютно. Здание имеет зрительный зал на 350 мест, библиотеку, в которой имеется 7 т.книг, биллиардную, читальный зал, 1 комнату для духового оркестра, 2 небольших комнаты занимает директор и канцелярия клуба.

При клубе работают кружки: драматический - 30 чел., в течение 38 г. кружок поставил пьесы [3] «Галья Бану», «Маску долой», «Сажида», «Колхозная бригада», «Пограничники», сейчас кружок работает над пьесой «Осмашев». Кружок ставит спектакли не только в клубе, но и на предприятиях города (ВИЗ, УЗТМ, СУГРЭС и др.). В октябре кружок поставил 2 спектакля, один в клубе, один на УЗТ, охватив ими около 700 человек. В струнном кружке занимаются 9 чел., в балетном 8 чел.взрослых и 8 чел.детей (отдельная группа). Кружок готовит танцы: белорусский, лубок татарский.

Духовой кружок - 28 чел. для кружка клуб приобрел 16 новых инструментов, руководят всеми кружками платные руководители. Всего штат клуба 29 чел.

Актив клуба состоит из 15 чел.агитаторов и беседчиков на предприятиях и 6 чел.красноугольцев, силами актива в октябре на предприятиях проведено 9 бесед на антирел.и международные темы, кроме того в клубе проведено 3 лекции.

Отсутствие комнат для кружковой работы заставляет директора клуба т.Сухангуллова (правильно Субханкулова - Р.Б.) 8-10 дней в месяц зал клуба занимать под массовые мероприятия, а остальные дни отдавать для работы кружков и вечера 2-3 в месяц занимает тат.театр.

Решением Облисполкома № 999 от 15 VI - 38 г. было предложено директору клуба т.Сухангуллову, предоставить бесплатно помещение для репетиционной и постановочной работы обл.тат.театру и выделить в его распоряжение 2 комнаты для декоративной и костюмерной мастерских. Выполнив это клуб должен закрыть читальный зал и библиотеку. Кроме того в этом же решении записано чтобы клуб передал в распоряжение театра реквизит ранее принадлежащий передвижному театру. Проверкой выяснено, что клуб этого реквизита не принимал. Театр расформировался в г.Саратове и реквизит там же был продан в погашение задолженности театра. Несмотря на это театр предъявляет требования к клубу чтобы последний отдал имеющийся у него реквизит, который клуб приобретал из своих средств, на что имеются соответствующие оправдательные документы в бухгалтерии клуба. Облотдел искусств не имеет никаких приемосдаточных актов, говорящих о том, что реквизит действительно был передан клубу.

План работ театра не согласован дирекцией клуба и поэтому были срывы плановой работы клуба. Например 17/Х в лубе была сорвана лекция.

Кроме того театр занимая здание клуба ежедневно с 1 ч.дня до 8 час.веч. мешает развертыванию клубной работы с детьми.

По смете клуб должен получить 16 900 руб.спецсредств в том числе от аренды помещения этого он сделать не может, т.к. здание занимает театр бесплатно.

На содержание клуба отпущено 16 671 руб. (кроме спецсредств) финансирование проводит аккуратно.

Надо отметить, что ГорОНО, в ведении, которого клуб находится абсолютно не руководит работой клуба. (…)

Обследование проводили инструктор Облметодкабинета ОблОНО … Пономарев

Преподаватель тат.педучилища Аросланов. (без подписей)». [4]

Что касается 1938 года. Некоторый период режиссером театра работает  Коновалов Сергей Александрович. Небольшая характеристика, найденная мною в архиве, имеет следующее содержание: «рождения 1898 г., сын генерала царской армии, проживал и учился в г.Варшаве, б/анархист. Морально разложившийся, исключенный из партии, как чуждый элемент». [5]

1939 год.

В августе 1939 года, ввиду отсутствия возможности работать без дотаций, театр расформирован. [6] О последнем периоде деятельности татарского театра рассказывают следующие документы.

Приложение № 5.

Докладная о состоянии Передвижного Татарского драматического театра.

14 июля 1939 г.

Бригада отдела искусств в составе тт.Маркеловой, Колесовой и Королькова, обследовала национальный татарский театр по письму профорга театра т.Ахметшина. Анализируя состояние театра, комиссия пришла к следующему выводу:

Татарский драматический театр в течение года не имеющий крепкого художественного и политического руководства стоит на чрезвычайно низком уровне. В составе театра 22 творческих работника. Половина из них люди малограмотные, пришедшие в театр из самодеятельных клубных кружков. В труппе есть артисты совершенно неграмотные. Разумеется к такому составу невозможно предъявлять требования высокого мастерства, идейной целеустремленности и понимания тех задач, которые ложатся на театр в деле воспитания масс.

В составе театра два члена ВКП(б) - директор театра Шарипов и профорг Ахметшин. Тов.Шарипов - молодой работник, еще не освоивший театрального дела, незнакомый с ним. Ахметшин артист и профорг. Он имеет специальное образование, но в коллективе авторитетом не пользуется. Ахметшин - артист среднего положения. Как профорг он не популярен, потому что никакой политической воспитательной работы в коллективе он не проводит.

Отсутствие какой бы то ни было воспитательной работы в труппе привело к тому, что в коллективе театра процветают склоки, раздоры и т.п. Большинство артистов, преимущественно первого положения не терпят, например дублерства. Этим они противодействуют выдвижению молодых актеров и способствуют всяческим ссорам и склокам внутри коллектива. Так мелкое самолюбие отдельных артистов подчиняет себе задачу огромной важности - воспитание молодых кадров на театре.

В театре нет авторитетного художественного руководства. В настоящее время коллектив работает даже без опытного режиссера. Культурный артист, переводчик т.Бахтиаров назначен директором театра режиссером. Но до последнего времени это не было подтверждено приказом по театру. Выдвижение артиста на руководящую художественную работу вызвало протесты со стороны отсталых элементов театра. Молодому режиссеру не подчиняются, во время репетиций устраивают скандалы и т.д. Как пример, можно привести случай происшедший во время репетиции 3 июля. В ответ на требования Бахтиарова заниматься работой молодой артист Хайрутдинов заявил буквально следующее: «Я тебя собаку никогда слушать не буду».

Артист Хайрутдинов способный актер. Но он малограмотный, некультурный человек, нередко допускающий явно хулиганские выпады против руководства театра. Таких как Хайрутдинов в коллективе немало. Дисциплина в театре расшатана. Отсутствие воспитательной работы привело к тому, что зачастую актеры, работая над спектаклем, не знают своих задач, политических задач своей роли. А это влечет за собой безыдейность спектакля.

В коллективе театра положение явно неблагополучное. Характеризовать его можно хотя бы тем, что в театре нередки кражи костюмов, материалов, реквизита. Ни дирекция, ни профсоюзная организация театра не принимают мер к ликвидации краж, к привлечению к ответственности лиц, уличенных в кражах. Материальной ответственности за утерю вещей ни костюмерша, ни реквизитор не несут.

Что касается вопросов поднятых письмом т.Ахметшина, то комиссия, расследовав их, пришла к следующему выводу:

Тов.Ахметшин утверждает, что в театре существует группа разложившихся людей, которые разваливают коллектив. В группу эту по его мнению входят артисты Бахтиаров, Кимова, Сейфуллин и Мясагутов.

Комиссия познакомилась с этими людьми, с их положением в театре и нашла утверждение т.Ахметшина неверным.

Тов.Бахтиаров молодой театральный работник артист и режиссер. Он автор нескольких переводов пьес идущих в театре. Это единственный грамотный литературно человек в коллективе. За свою работу он получает самую минимальную оплату, например за перевод пьесы «Огни маяка» Бахтиаров получил 200 рублей. Бахтиаров ведет кроме того и финансовую часть театра. Общий его заработок в месяц составляет 500-550 рублей. Эта сумма по мнению т.Ахметшина незаконно велика.

Тов.Кимова квалифицированная артистка, занимающая в театре ведущее положение. Она окончила Казанское театральное училище, имеет опыт работы на театре. Работая с неквалифицированными артистами она иногда позволяет себе делать им замечания по творческим вопросам. Это вызывает у многих недовольство, порождает скандалы. С Кимовой также, как и со всем коллективом театра надо проводить большую воспитательную работу.

И Бахтиаров и Кимова относятся к тем людям на которых лежит вся работа театра. Они больше, чем кто-либо заняты в репертуаре, в концертах и т.д.

Фактов бытового разложения в театре комиссия не обнаружила. Обвинение в этом Бахтиарова, Кимовой и других неосновательно. Отношение к ним со стороны дирекции театра ничем не отличается от отношения ко всему коллективу.

Факт задержки декораций на гастроли в Анжерск, указанный т.Ахметшиным, подтвердился. Виновен в этом администратор Объединения передвижных театров Ганич, на которого наложено за это взыскание.

Тов.Ахметшин указывает на то, что администратор Черняева за время поездки в Сибирь растратила 1000 рублей. Это неверно, так как 1000 рублей были подотчетной суммой, в которой Черняева отчиталась по приезде в Свердловск.

Уход из театра артистов Кумельского, Марат, Ядкарской и других, был вызван отнюдь не плохо проведенными гастролями в Сибири, как утверждает т.Ахметшин, а тем, что их не удовлетворяет обстановка сложившаяся в театре, где они не имели достойного творческого окружения творческой среды.

Объединение Передвижных театров в лице художественного руководителя Сметанина, плохо руководило театром. Представители Объединения бывали в театре редко, творческим и моральным состоянием его не интересовались. На театр смотрели только как на хозяйственную единицу, которая должна перевыполнять планы, давать прибыли. Этим и объясняется тяжелое состояние коллектива театра, отсутствие в нем квалифицированного руководства.

Комиссия считает необходимым в самое ближайшее время провести следующие мероприятия по укреплению театра:

Укрепить руководство театра квалифицированными людьми, членами ВКПб, которые могли бы вести политико-массовую, воспитательную работу в коллективе, укрепить трудовую дисциплину.

Укрепить административно-хозяйственное руководство театра.

Дать театру крепкого художественного руководителя, который бы своим авторитетом сумел спаять коллектив, сделать его более работоспособным, монолитным, целеустремленным.

Очистить театр от людей мешающих его движению вперед, заменив их квалифицированными опытными актерами.

Комиссия считает совершенно необходимым создание партийно-комсомольской группы, которая была бы центром всей политической и творческой работы в театре.

Бригада: подписи Маркеловой, Колесовой, Королькова. [7]

Приложение № 6.

Областное Объединение Передвижных театров.

Справка Отделу искусств Облисполкома о Татарском театре.

2 октября 1939 г.

Татарский театр организован до разделения Свердловской области в апреле 1938 г. и начал свою работу с мая 1938 года.

В текущем 1939 году он провел 106 спектаклей, причем из них по Свердловской области всего 17 спектаклей, работая преимущественно вне области. Обслуживая Пермскую область, Омск, Новосибирск, Прокопьевск, Ленинск, Кемерово, Анжерку, Судженск, Томск и Сталинск.

Посылка театра вне области вызвана тем, что с разделением Свердловской области на Свердловскую и Пермскую, ¾ нацменовского населения отошло последней и наличие нацменовского населения нашей области не могло оправдать годовую, бесперебойную работу театра.

За истекший период 1939 года театр работал с разрывом и на содержание его до момента ликвидации израсходовано дотационных средств в размере 63623 руб.

Таким образом эти средства пошли почти исключительно на худож. обслуживание других областей. Ликвидировав театр, Объединение передвижных театров в будущем намечает проводить художественное обслуживание нацменовского населения Свердловской области путем приглашения на 1 или 2 месяца гастрольного татарского театра (из Казани Татреспублики) могущего за этот срок обслужить гор.Свердловск и единственный нацменовский район - Манчажский. Это мероприятие будет стоить около 20 тысяч руб. Считаю необходимым сообщить, что на момент ликвидации в составе татарского театра было всего 5 человек художественного состава, причем всем желающим обеспечена дальнейшая работа. Директор Объединения подпись (Болотников) [8]

Попытка применения метода примитивной реконструкции.

Сказать, что меня не удовлетворяет то, что было мной написано, - ничего не сказать. Я читал собственный текст и изнывал от скуки. Да, некая историческая информация в нем содержится, но как все выглядит безнадежно, тягостно… Нет, - говорю я себе, - театр несомненно жил, а порою и весьма полнокровной жизнью. О чем сами по себе могут говорить даты? Да ни о чем. А фамилии артистов, которых никто не помнит? А спектакли тех или иных драматургов, имена многих из которых сейчас плохо помнят. Театр был детищем своего времени, так и не возмужавшим и не оставившим потомства. Нет, лучше назвать его лесами (неплохо, вспомнился «Лес») при строительстве некоего здания. Здание было построено, леса разобраны…

Конечно, о театре писать так не следует. Я хочу попробовать пойти на поводу у совершенно неожиданно посетившей меня блажи. Хотя бы сделать некоторые наметки возможной реконструкции не спектаклей, конечно, а мыслей, чувств и обстоятельств, побудивших в свое время делать те или иные постановки. Попытаюсь рассказать хотя бы о драматургах с точки зрения актуальности их произведений в тот или иной период существования театра.

Конец.
Дополнительные материалы:
Интересно сравнить: Смирнова Т. Татарский театр на берегу Невы. (Татарский мир, №9 (2003)

[1] ГАСО, Ф.р-88, оп.1, д.4419, л.14
[2] Я решил не выделять клубную работу, татарский театр постоянно балансировал на границе профессиональной труппы и драматического кружка или клубной агитбригады. - Р.Б.
[3] Так в оригинале.
[4] Копия. ЦДООСО, ф.4, оп.33, д.322, лл.81-86
[5] ЦДООСО, ф.4, оп.33, д.324, л.65.
[6] ЦДООСО, ф.4, оп.34, д.248, л.14,15
[7] ЦДООСО, ф.4, оп.34, д.248, л.90-91а.
[8] ЦДООСО, ф.4, оп.34, д.248, л.89.

1*. Интересно порассуждать о Шиллере в постановках национальных театров. Найти перевод-адаптацию на татарском.
Наиболее яркими постановками считаются спектакли К.Марджанова и С.Ахметели. Выдающиеся режиссёры - Станиславский, Немирович-Данченко, Мейерхольд, Таиров, Вахтангов - прошли мимо произведений Шиллера. (Иванов Вл. Люди и идеи в драмах Шиллера. - Театр, 1980, №2. - сс.35-42.) Можно предположить, что именно пафос привлекал национальных режиссёров: или идея или поэзия... Иванов (а пишет он о спектаклях, поставленных уже в 70-х годах) замечает, что "Достоевский с усмешливой горечью дразнил своих героев "шиллерами", когда хотел уличить их в преувеличенной восторженности и бездумной доверчивости к высокому..."
...

Театр, Свердловская область, Свердловск, Татары и башкиры Среднего Урала

Previous post Next post
Up