Головина О.С. Русская фотографическая периодика (1858-1918 гг.)
Источник: Росфото. Журнал "Сборник Фотография. Изображение. Документ". Выпуск 1. - 2010. -
http://rosphoto.org/ru/rosfoto/itemlist/category/2-fid 1880-1903гг.
8. «Фотограф». 1880-1884 гг. (
оцифровано РНБ)
Подзаголовок: Орган V отдела Императорского Русского Технического Общества по светописи и ее применениям. Ответственные редакторы: Ф.Н. Львов, Н.П. Аловерт, П.П. Андреев. Специальный редактор В.И. Срезневский. Издание Императорского Русского технического общества. Ежемесячный журнал. Санкт-Петербург.
Первый номер - июнь 1880 г., последний - апрель 1884 г.
Во вступительной статье, помещенной в первом номере, редакторы рассказывают, что их журнал продолжает дело фотографа-любителя А.Б. Фрибеса, издававшего в С.-Петербурге журнал с одноименным названием с 1864 по 1866 гг.
«Цель журнала - знакомить со всеми успехами фотографии и ее применений и способствовать ее развитию в истинном направлении в России»(37). Кроме того, задачей журнала было установить связь V отдела ИРТО с фотографами, работающими в провинции. Структура журнала четко определена: 5-8 полноценных статей, библиография, обзор выставок, отчеты о действиях V отдела ИРТО, позднее появился раздел «Смесь», реже публиковались обзоры заграничных фотожурналов, мелкие заметки. Статьи рассказывали о технической стороне фотографии (главным образом, о фотосъемке и фотохимии), иногда печатались исторические очерки, публицистические статьи.
В 1884 г. вышло лишь четыре номера, уже в апреле «Фотограф» прекратил свое существование. В одном из выпусков следующего журнала, издаваемого V отделом («Труды V-го отдела Императорского Русского технического общества», 1888-1894 гг. - см.ниже), объяснение этому дает В.И. Срезневский: «"Фотограф" остановился из-за малого количества подписчиков, число которых не превышало 140. <…> Читатели "Фотографа" находили, что статьи его часто слишком серьезны и специальны, да и к тому же сами члены, за исключением немногих, не принимали участия в составлении статей»(38). Журнал действительно был изданием, предназначенным лишь для узкого круга специалистов, поэтому не смог объединить вокруг себя и профессионалов, и любителей. В издании уделялось много внимания разработкам и усовершенствованиям бромжелатинного процесса, но совсем не освещались вопросы практического применения фотографии.
9. «Труды V-го отдела Императорского Русского технического общества».
Не нашёл в каталоге.
Отд. оттиск из «Записок И. Р. Технического Общества». 1888-1894 гг. Издание Императорского Русского технического общества. Фамилия редактора, В.И. Срезневского, обозначена только на титульном листе журнала за 1890 г. (в номерах за другие годы редактор не указан). Санкт-Петербург.
«Труды» за 1887 г. напечатаны в 1888 г. (вышло 12 выпусков); за 1888 г. - изданы в том же году (6 выпусков); за 1889 г. - в 1890 г. (6 выпусков); за 1893 г. - в 1894 г. (номера выпусков не обозначены, но согласно внутренней пагинации книгу можно разделить на 3 выпуска). В 1890-1892 гг. «Труды» не выходили в свет.
Первые два года (1887-1888) журнал выходил без титульного листа и именовался собственно «Трудами V-го отдела». В издании 1890 г. (за 1889 г.) появляется титульный лист с новым названием: «Сборник статей по фотографии, извлеченных из трудов V-го Фотографического Отдела Императорского Русского Технического Общества за 1889 г.» У издания 1894 г. на титульном листе новое заглавие: «Сборник статей по фотографии и ее приложениям: Труды V-го Отдела. За 1893 г. Извлечено из Записок Императорского Русского Технического Общества».
Редакция специально не анонсировала цели издания, но, судя по характеру публикаций, можно сделать вывод, что задачи журнала сводились к обнародованию трудов V отдела ИРТО, а также сообщению хроники заседаний и финансовых отчетов. Кроме того, издание включало множество сообщений о последних достижениях фотографии, научных статей и практических советов.
Журнал выходил нерегулярно, не имел общей программы. Выделить единую структуру для всех номеров не представляется возможным, поэтому мы остановимся на перечислении тех разделов и направлений, которые появлялись в журнале. Кроме «сообщений» членов V отдела и «Бесед в заседаниях V-го отдела», публиковались «Обзор новостей в фотографии», «Заметки по фотографии» (объединявшие краткие разрозненные научные сообщения), а также ряд научно-технических статей, не включенных ни в один из разделов. Статьи часто сопровождались чертежами и рисунками, реже - научными фотографиями. Художественных светописных приложений не было. Еще одна особенность журнала - полное отсутствие рекламы и объявлений. Все то, что говорил В.И. Срезневский о серьезности и специальности статей в «Фотографе», можно смело отнести и к этому новому изданию V отдела ИРТО.
В целом издание носило нерегулярный, непродуманный и крайне непоследовательный характер, но, тем не менее, содержало весьма ценные в научном и техническом отношении статьи. Журнал отражал жизнь V отдела, объединившего многих талантливых фотографов, делавших на заседаниях интересные сообщения. К сожалению, журнал не использовал целиком те большие возможности, которые были у отдела как части ИРТО: драгоценное время заседаний зачастую тратилось на выяснение отношений между его членами и бюрократические прения.
10. «Фотографический вестник». 1887-1897 гг.
Подзаголовок: Журнал практической светописи для фотографов и любителей. Редактор П.М. Ольхин. Издатель Бруно Зенгер(39). Ежемесячный журнал. Санкт-Петербург.
Во вступительной статье к журналу редактор пишет: «<…> Мы желаем по мере наших сил содействовать развитию и совершенствованию искусства, равного которому по привлекательности, всеобщей доступности и полезности едва ли можно указать»40. Редакторы планировали обращать основное внимание «на практическую сторону дела, не упуская, конечно, из виду и сообщения известий о теоретических работах, имеющих важное значение для прикладной светописи»41. Еще одной целью журнала была попытка стать посредником между фотографами-профессионалами и любителями. Для достижения этих задач редактор призывает всех любителей светописи вносить свой вклад в составление журнала.
Уже с середины первого года издания деятельность журнала расширилась, и была заявлена следующая программа: «1. Успехи светописи в России и за границей; 2. Вещества, применяемые в светописи, проверка их качества; 3. Инструменты и приборы для светописцев, проверка их доброкачественности; 4. Применение светописи в науках, графических искусствах, на суде и т.д.; 5. История светописи; 6. Искусство в фотографии; 7. Обзор фотографической журналистики и сочинения о светописи;
8. Выставки; 9. Смесь; 10. Объявления».
Судя по характеру статей, представленных в издании, все поставленные задачи журнал старался выполнять, но преобладало «изложение практической стороны светописного дела»42. Номера журнала имели следующую структуру: от 8 до 20 статей, «Почтовый ящик» (вопросы читателей и ответы редакции, письма в редакцию), иногда - обзоры иностранной литературы и «Смесь». В некоторых номерах печатались отчеты о заседаниях V отдела ИРТО. Начиная с № 1 за 1896 г., к журналу прилагались иллюстрации.
В № 12 за 1897 г. издатель сообщал, что прекращает выпуск журнала. Когда «Фотографический вестник» только начинал свою деятельность (в 1887 г.), в России не было ни одного журнала, посвященного светописи, но со временем эта лакуна оказалась заполненной, и потребность в фотографических журналах на момент закрытия «Фотографического вестника» была удовлетворена. «По этой причине и ввиду того, что при издании "Фотографического вестника" мы не домогались материальных выгод, мы теперь предоставляем другим специальным журналам несколько большее поле деятельности в надежде, что они окажут желаемое воздействие развитию светописи в России»43. Однако на этом жизнь журнала не прекратилась - он возродился с тем же редактором и под тем же названием в 1904 г.
11. «Русский фотографический журнал». 1895-1898 гг.
Подзаголовок: Ежемесячное иллюстрированное обозрение фотографии и ее применений в искусствах, науках и технике. Редактор-издатель Е.П. Головин. С № 2 1898 г. редактор В.И. Срезневский, издатель П.И. Бабкин. Санкт-Петербург.
Каталог РНБ:
Шифр хранения: 2/1359. Русский фотографический журнал : Ежемес. илл. обозрение фотографии и ее применений в искусствах, науках и технике. - СПб : Е.П. Головин, 1895-1898 Цели издания не были представлены читателю, поэтому, попробуем определить их, исходя из содержания журнала. Номера издания включали в себя от 4 до 6 полноценных статей, посвященных техническим вопросам фотохимии, фототехники, различным видам фотографических процессов и т.п. Кроме того, были разделы, посвященные новым изобретениям в фотографии, обзору иностранной и русской литературы, «Сообщения», рассказывающие о жизни фотографических обществ, сведения о конкурсах и выставках, «Ответы редакции», «Объявления» и художественные приложения. На втором году издания у журнала появляется более четкая программа, посвященная «всестороннему изучению и разъяснению вопросов фотографии и ее применений в искусствах, науках и технике»44; в следующем, 1897 г., она стала еще определеннее. Кроме редактора Е.П. Головина (ассистента Императорской Военно-медицинской академии), в издании принимали участие Г.П. Анненков, Л.А. Берггольц, А.К. Ержемский, В.И. Срезневский и др. Начиная с № 2 за 1898 г. редактировать журнал стал В.И. Срезневский, издавать - П.И. Бабкин, но через два месяца издание прекратило свое существование. В 1898 г. вышло только 4 номера.
Следует отметить следующую особенность журнала: в течение тех трех лет, когда его редактировал Е.П. Головин, к каждому номеру прилагалась часть какого-нибудь руководства или книги, посвященных фотографии. Так, к подшивке за 1895 г. был прикреплен перевод книги И.М. Эдера «Лаборатория и павильон фотографа»; к номерам за 1896 г. - руководство А.К. Ержемского «Условия и приемы фотографирования портретов» и т.д. Цели издания не были полностью осуществлены: большинство статей касаются лишь той или иной стороны техники фотографии, мало затрагивая применения светописи в искусстве и науке, о которых журнал должен был повествовать в соответствии со своей программой. Но в выбранной области научно-популярных и специально-технических статей издание достигло редкой глубины и качества изложения.
Таким образом, «Русский фотографический журнал» представлял собой качественное и достойное издание, развивавшее, главным образом, научные и технические стороны фотографии.
12. «Труды Казанского фотографического общества». 1896-1897 гг.
Подзаголовок отсутствует. Редактор и издатель не указаны. Казань.
Каталог РНБ:
Шифр хранения: 2/1581. Труды Казанского фотографического общества : Т. 1. - Казань, 1896-1897.
В кратком вступительном слове дается объяснение причин публикации журнала: «В виду общего интереса, представляемого некоторыми рефератами, Правление Общества нашло возможным их печатать и настоящей брошюрой имеет честь представить г.г. членам Общества I-й выпуск Трудов Общества. Следующие выпуски будут выходить по мере накопления материала»(45). Первое собрание Казанского фотографического общества состоялось 6 октября 1895 г., о чем и сообщала публикация в первом выпуске «Трудов»46. Председателем нового общества был Н.В. Сорокин.
Журнал состоял из двух отделов: 1) публикации по технике фотографии (3 статьи в № 1 и 5 статей в № 2);
2) отчеты о работе Казанского фотографического общества (деятельность, финансы, сведения о составе и т.д.).
Всего вышло два выпуска журнала.
13. «Фотографическое обозрение». 1896-1903 гг.
Подзаголовок: Ежемесячный журнал по фотографии и ее применениям; с № 7 1898/1899 также: Орган Русского Фотографического Общества в Москве. Редактор П.В. Преображенский. Издатель А.Ф. Рейне. С № 4 1896 г. редактор-издатель А.Ф. Рейне. Москва.
Каталог РНБ:
Шифр хранения: 2/1672. Фотографическое обозрение : Ежемес. журн. по фотографии и ее применениям : Орган Русского фотографическ. о-ва в Москве. Г. 1-8. - Москва : А.Ф. Рейне, 1896-1903 Сформулировать цели издания можно исходя из структуры журнала, его названия и содержания статей, так как редакционная статья в первом номере отсутствует. Главной целью журнала, как и многих других, была техническая помощь фотографам при съемке, проявлении, печати и других фотопроцессах, но, кроме этого, журнал способствовал развитию эстетической мысли, печатая на своих страницах статьи об искусстве в фотографии, истории светописи и т.д. В силу того, что «Фотографическое обозрение» было органом РФО в Москве, журнал осуществлял связь Общества с «внутренней Россией» (т.е. провинцией). Номера имели следующую структуру: 1) обширные статьи, подробно раскрывающие технические вопросы и затрагивающие эстетику фотографии; 2) раздел «Среди Обществ», посвященный, в основном, деятельности РФО; 3) рецепты; 4) ошибки и неудачи при фотографических работах.
Журнал отличался разнообразием содержания; присутствовали художественные приложения. Значительная часть статей была переводной. Издание дает довольно интересный и разносторонний материал по множеству вопросов фотографического знания.
14. «Кругозор». 1897-1905 гг.
Подзаголовок: Ежемесячный художественно-фотографический журнал. Выходит без предварительной цензуры под редакцией Н.Ф. Мертца. Редактор-издатель Н.Ф. Мертц. Санкт-Петербург.
Каталог РНБ:
Шифр хранения: 2/832. Кругозор : Ежемес. художественно-фотогр. журн. Г. 1-9. - Санкт-Петербург : Н.Ф. Мертц, 1897-1905 Подписка - 8 рублей в год. Журнал один раз в год.
В № 1 за 1897 г. редактор подробно описывает программу журнала, включающую множество пунктов: 1) История живописи и фотографии; 2) Теория фотографических процессов; 3) Фотографическая химия; 4) Применение фотографии к наукам, искусствам, промышленности и технике; 5) Техника живописи и фотографии; 6) Обзор специальных, художественных и фотографических журналов; 7) Хроника. Отчеты о деятельности художественных и фотографических обществ и съездов. Художественные и фотографические выставки и конкурсы. Фотографические курсы и школы; 8) Автобиографии людей, имевших связь с фотографией; 9) Библиография. Разбор изданий и руководств по фотографии и соприкасающихся с нею искусств. Корреспонденция по предметам программы журнала; 10) Смесь. Фотографические рецепты и практические указания; 11) Почтовый ящик; 12) Специальные приложения по фотографии: руководства, сборники, указатели, лексиконы и пр.; 13) Рисунки, виньетки и художественные приложения: гравюры, фотоколлографии, фотоцинкографии, автотипии и пр.; 14) Объявления47.
Эта обширная и интересная программа включала едва ли не все, о чем мог бы писать фотографический журнал того времени. В некотором смысле она идеальна. Однако журнальная практика, начиная с первого номера, была совсем иной. Кроме программы журнала, № 1 за 1897 г. содержал всего две статьи и одно художественное приложение. Бóльшую же часть номера составляет перевод книги доктора Trutat «Фотоколлография. Практическое руководство для фотографов и любителей», сделанный Н.Ф. Мертцем. Книга опубликована целиком и занимает едва ли не весь номер.
Следующий номер (№ 1 за 1898 г.) вышел, как и прошлогодний, отдельной книжкой и, кроме четырех статей, содержал в качестве приложения перевод еще одного руководства по фотографии 48.
Остальные семь лет журнал выходил небольшими номерами (в среднем по 16 страниц каждый). Книги и художественные приложения более не публиковались. В каждом номере было от 2 до 5 статей, практически все они носили технический характер. В некоторых номерах появлялись разделы «Фотографические новости», «Смесь», «Рецепты». Выпуск 1904 г. полностью повторяет содержание журнала за 1900 г., а за 1905 г. - 1902 г.
Все статьи, кроме тех, что составлял сам Н.Ф. Мертц, вероятно, были переводными. Можно допустить, что Николай Мертц был единственным сотрудником журнала. Издание сохранило подписную цену в течение всего срока существования и, несмотря на крайнюю редкость выхода в свет номеров, наименование «Ежемесячный журнал». Содержание журнала полностью не соответствовало его программе.
15. «Фотографический ежегодник П.М. Дементьева». 1892-1898 гг.
Издатель Ф.Л. Веснер. 1896-1897 гг., издатель Г.Ф. Стейге. [1898 г. издатель П.М. Дементьев]. При участии: Н.А. Адрианова, Г.Н. Буяковича и др. Санкт-Петербург.
Каталог РНБ:
Шифр хранения: 19.118.3.1. Фотографический ежегодник П.М. Дементьева. - СПб : Ф.Л. Вёснер, 1892-1898 Выходил один раз в год.
В «Предисловии» автор «Ежегодника» перечисляет задачи издания:
«1) Систематический подробный обзор выдающихся новостей по фотографии за минувший год; 2) ряд сообщений по важным вопросам фотографии, вышедших из-под пера русских и иностранных авторов; 3) воспроизведения со снимков русских фотографов (любителей и профессионалов) и 4) сведения о выставках, конгрессах и т.п.»49
Издание осуществлялось при участии видных деятелей фотографии: Н.А. Адрианова, А.К. Ержемского, А.М. Лаврова, С.Л. Левицкого и т.д.
Журнал имел семь основных разделов, самый большой из которых - «Успехи фотографии за … год» - содержал всесторонний обзор усовершенствований в технической области фотографии. Далее, чаще всего, следовали разделы: «Статьи по различным вопросам фотографии», написанные специально для «Фотографического Ежегодника», конгрессы и выставки, привилегии, выдаваемые в России в области фотографии, а также краткая информация о российских фотографических обществах, библиография, описание приложений, алфавитный указатель, приложения.
В самом конце следовали рекламные объявления. Отдельной брошюрой выходила «Справочная книжка Фотографического Ежегодника» П. Дементьева, включавшая отдел таблиц и рецептов.
В «Ежегоднике» содержится множество сведений справочного, технического и, в меньшей степени, публицистического характера. Его с уверенностью можно рекомендовать для изучения и современным исследователям.
Подчеркнем основную особенность журналов рассмотренного периода: большинство изданий продолжают линию, начатую «Фотографом» А.В. Фрибеса, предоставляя читателям сведения научного, технического и практического характера и лишь иногда обращая внимание на эстетическую сторону фотографии, ее историю и т.п. Важной вехой в развитии русской периодической печати, посвященной светописи, стало издание «Фотографического Ежегодника П.М. Дементьева», в течение семи лет предоставлявшего всесторонний обзор фотографической жизни в России за истекший год. «Ежегодник», наряду с «Фотографическим обозрением» А.Ф. Рейне, по своему содержанию приближается к тематике журналов следующего периода, удачно объединяя черты технического журнала и публицистические статьи.
Примечания.
32. От редакции // Свет. 1877. № 1. С. III.
33. Свет. 1877. № 1. Титульный лист.
34. От редакции журнала «Фотограф» // Фотограф. 1880. № 1, июнь. С. 2.
35. [Фотографические новости] // Светопись. 1878. № 7. С. 26-28.
36. От редакции журнала «Фотограф» // Фотограф. 1880. № 1, июнь. С. 2.
37. От редакции журнала «Фотограф» // Фотограф. 1880. № 1, июнь. С. 3.
38. Беседа в заседании V-го Отдела 12 декабря 1886 г. // Труды V-го отдела Императорского Русского технического общества. 1887 (1888). Вып. 4-5. С. 11-12.
39. Владелец «Фотографического депо Бруно Зенгера и Компании» в С.-Петербурге.
40. Нашим читателям // Фотографический вестник. 1887. №1. С. 2 .
41. Нашим читателям // Фотографический вестник. 1887. №1. С. 2-3.
42. Нашим читателям // Фотографический вестник. 1887. №1. С. 2.
43. От издателя // Фотографический вестник. 1897. № 12. С. 265.
44. От редакции // Русский фотографический журнал. 1896. № 1. С. I.
45. От Правления Казанского Фотографического Общества // Труды Казанского фотографического общества. 1896. Вып. 1. С. 3.
46. Отчет о деятельности Казанского фотографического общества от 6 октября 1895 до 1 марта 1896 г. (По поручению правления составлен членом его А. Богородским) // Труды Казанского фотографического общества. 1896. Т.1. Вып. 1. С. 17-28.
47. Мертц Н.Ф. Программа иллюстрированного художественно-фотографического журнала «Кругозор» // Кругозор. 1897. № 1. С. 14.
48.Trutat, D-r. Фототипия. Практическое руководство к печатанию красками / Пер.и прим. Н.Ф. Мертца. СПб., 1898.