Необязательно углубляться в историю, чтобы заметить, что основными занятиями татар являлись земледелие и торговля, они не только не представлены ни в науке, ни в управлении, ни в промышленности, но не так-то просто найти и повод поговорить о выдающихся достижениях в ремёслах.
Удручающие данные о невежестве и косности татар и башкир в 20-30-х годах освещать даже как-то и неприлично, но когда ты сталкиваешься с невежественным и беспринципным высокомерием выскочек особенно в политике или в торговле, то говорить об этом просто необходимо.
Большевики боролись не только с национализмом. В партийных документах вопросы невежества - актуальнейшая проблема, а вот в печати негативные явления освещаются избирательно, принято говорить о достижениях, "от обратного" мало кто читал эти материалы.
Нынешняя татарская элита - от сохи, чем и обусловлен, видимо, столь активный поиск дворянских корней и древности высокоразвитой культуры. Освещать тёмные стороны истории? Помилуйте! Да Казань древнее Москвы! Но Бог с этим, а вот высокомерие по отношению ко вчерашним братьям по Союзу - явление отвратительное, тем более, что Россия действительно ответственна за судьбу некогда покоренных ею народов, Советский же Союз, пытаясь сделать "братские народы" равными, оставляет ведущую роль за русской культурой, что и понятно. Развал привёл к тому, что появилось несколько полуколониальных (а, может, уже колониальных?) образований, у каждого из которых свои особенности, но никто не знает, чьё будущее мрачнее... Упрекать Имперскую Россию или имперский Союз?
Заглянем в недалёкое прошлое одного из самых культурных народов России.
Интеграция в становящуюся промышленность происходит медленно и происходит благодаря отрыву от национальных традиций, представлений и по сути культуры. О том, насколько внутренняя логика, структура и функциональность знаковых или смысловых единиц татарского языка вообще приспособлены к освоению новых технологий, - вопрос особый, шрифт был заимствован у арабов, формирование абстрактно-понятийного аппарата - вопрос и запутанный и малоизученный, язык был перенасыщен заимствованиями из арабского и фарси. Татароязычная реальность точно замкнута на самой себе и, похоже, топчется на месте. Татарской средней и высшей светских школ не существовало (и фактически не существует до сих пор). На Урале о развитии как таковой татарской культуры в русскоязычной среде говорить в принципе не приходится. В силу этих обстоятельств именно русский язык является в этот период ключом к освоению более передовых технологий, в самом Татарстане арабизмы и фарсизмы достаточно быстро изживаются, понятия, связанные с развитием промышленности и соответственно механизации сельского хозяйства заимствуются из русского языка, которые в свою очередь были заимствованы из западных языков. Строительство промышленности в СССР происходит при привлечении огромных масс рабочих и на основе тяжелого ручного труда, не требующего высокой квалификации. В этом отношении показателен пример горнодобывающей промышленности на Урале.
Особый вопрос - сезонники и приток рабочих из других регионов. В некоторых местах сезонники превышают по численности постоянный состав: Надеждинск - 70% сезонники. В целом количество сезонников в промышленности Урала доходит до 60%. Это малоквалифицированные кадры, используемые на участках, где преобладает тяжёлый физический труд: это - шахты, лесозаготовки, строительство крупных комбинатов и железных дорог. Что касается нацмен, то в одной из статей, посвященных этой проблеме, тавтологически красиво отмечается: «слабые запросы нацмен молодежи и безучастное отношение к своей участи».
[1] В марте 1926 года происходит 1-е Областное Совещание работников среди татар и башкир Союза горнорабочих. Приведем несколько выдержек из статьи заведующего культотделом Облкома Союза Горнорабочих А.Красносельских.
"Организация профтехкурсов с обучением на татарском языке в горной промышленности Урала практически невыполнима..." - звучит как приговор. Тем не менее, "учитывая крайне острую нужду в поднятии квалификации для рабочих татаро-башкир", участники совещания пытаются проанализировать ситуацию и найти возможные пути решения этих задач.
"Включение подростков татаро-башкир в школы тормозится главным образом слабым знанием русского языка, поэтому союзные организации перед комплектованием школ должны обратить внимание на организацию краткосрочных подготовительных курсов для подростков татаро-башкир исключительно с целью пополнения знаний в области грамматики на русском языке" (ГАСО, Ф.303,оп.1,д.375, л.49).
"Среди рабочих, занятых в горнодобывающей промышленности по Уральской области, 1/5 составляют татаро-башкиры. Большая часть среди рабочих татаро-башкир не грамотны не только на русском языке, но и на татаро-башкирском" (и далее тот же документ, л.54).
Из документов Урал Обкома Союза горнорабочих от 20 мая 1926 г.:
«По числу членов Союза из татаро-башкир (оставляю терминологию того времени - Р.Б.) Союз Горнорабочих является типичным именно потому, что татаро-башкиры в абсолютной своей массе, не будучи квалифицированными рабочими, находят применение своему труду легче всего в горной промышленности, в которой, имея хорошее здоровье, крепкие мускулы, скоро можно стать квалифицированным рабочим (забойщики 9 разряда, катали и др. рабочие 7, 8 разрядов). Подтверждением сказанному служит то, что в одном каменноугольном районе из 1494 рабочих татаро-башкир 918 человек является забойщиками и каталями, т.е. 61,4% числятся в разряде квалифицированных рабочих.»
«Всего в горной промышленности Урала, объединяемой Союзом Горнорабочих, на 1 января 1926 года трудящихся 29672, из них 3550 татаро-башкир, или 11,9%. (…) но он в некоторых местах понижается, а в других повышается и доходит в зимнее время даже до 68% (Усьвенские копи Кизелтреста, где на 582 рабочих - 399 татаро-башкир).»
Проценты по копям от общего числа рабочих: Кизелкопи -1494, или 23%, Егоркопи -298, или 27,2%, Троицкий округ - 300, или 20%, Челябкопи - 363, или 13,2%, Асбесткопи - 520, или 14,6%. (Из женщин только в Кизелтресте работает 39 татарок.)
Далее. «Вся эта трехтысячная масса рабочих по своему составу неоднородна. Среди нее по приблизительному подсчету половина рабочих уже «осевших» на предприятии, т.е. безвыездно, круглый год с семьями проживающих на рудниках и приисках. Эти рабочие в своем большинстве в сравнении с сезонными достаточно развиты, чувствуют себя на предприятии «своими людьми», прошли суровую школу гражданской войны, голода, разрухи и из них выходит теперь тот активный слой работников, на который и опираются союзные организации. Вторая половина рабочих татаро-башкир, это сезонные, прибывающие на заработки (из Татарской и Башкирской Республик преимущественно) на заработки в определенное время года, больше в зимний период. Они уже на предприятии чувствуют себя иначе. Живут не с семьями, а одиноко, но вместе с другими татаро-башкирами в казармах-общежитиях. Они слабо поддаются профсоюзному влиянию. Средний процент охвата профсоюзами рабочих татаро-башкир - 63%.»
Что касается грамотности татар.
«По 4-м союзным организациям, объединяющим 2391 рабочего из татар и башкир, неграмотных - 415, или 17,3%, в то время как у русских - 8,64%.» «Ликвидация неграмотности проходит на татарском языке. Учителя жалуются на плохое посещение, и причины оказываются в том, что рабочие татары говорят: «Зачем мы будем учиться по-татарски, когда везде и всюду говорят больше по-русски, а потому и нас русской грамоте учи». Поэтому Союзом Горнорабочих взят курс на то, чтобы путем разъяснения, убеждения заставить рабочего татарина учиться в первую очередь по-татарски, и уж потом, при желании, будем учить и по-русски (параллельно или после учить на русском языке - дело методики).
Жена рабочего татарина совершенно не втянута в пункты по ликвидации неграмотности, а неграмотных женщин татарок почти 100%. Причины тут две: первая, у Союза нет средств, а органы Наркомпроса денег на это не отпускают, вторая - татарки в большинстве своем еще суеверны и пребывание их там, где мужчины, «законом ограничено». Выводы отсюда просты: изыскать средства и обучать татарок отдельно, ибо, если этого не сделаем, невозможно говорить о работе по культурно-бытовым вопросам в семье рабочего татаро-башкира».
1931 год.
В 1931 году под руководством члена ВКП(б) Авзянова С.Х. исследуется состояние подготовки кадров для промышленности среди национальных меньшинств. Исследовано 21 хозобъединение и предприятие Урала с количеством рабочих нацмен 65520 человек, вне поля зрения оказались Востоксталь, дирекция пермской железной дороги, Березники, Молотовский завод и др. мелкие предприятия. Квалифицированных рабочих 7540 человек, или 11,5%, остальные 57981 чел., имея 5-10 лет производственного стажа заняты неквалифицированным трудом. На 1 апреля 1932 года подготовкой и переподготовкой по курсовой сети на Магнитогорском металлургическом комбинате из 5095 охвачено 433 человек, на Уралугле из 7,5 тысяч - 139, на Уралосновхим из 1086 - 104, Уралторфотресте из 740 - 22, на ЧТС из 1,5 тысяч - 15, на Ураласбесте из 692 - 11, такое же состояние дел и на других предприятиях.
С вовлечением в ФЗУ, рабфаки и техникумы дело обстоит несколько лучше. 10 марта 1931 года Бюро Обкомом принимается решение о наборе в учебные заведения 3350 человек. План перевыполнен - принято 3463 человека, из них в ФЗУ и ШУМПы 2845 чел., или 5,5% к общему количеству принятых, на рабфаки 618 человек. Но решение выполнено большей частью за счет Казахстана, Башкирии и главным образом за счет западных культурных нацмен (евреев, украинцев, белоруссов и др.), что составляет 1500 человек, или 43,7%. Цифр о том, сколько человек нацмен подготовлено ФЗУ и рабфаками, нет.
Решение же Бюро Обкома об открытии нацменотделений при ФЗУ и техникумах и рабфаков выполнено формально, за исключением Магнитогорска и Асбеста, т.к. преподавание ведется на русском языке, хотя возможность вести ряд предметов на родном языке, например, сам родной язык, обществоведение, математику, в таких городах, как Надеждинск, Кизел, Челябинск, Алапаевск и др. есть. Решение Обкома о выпуске учебных пособий для нацмен отделений не выполнено. ОГИЗ отмахнулся от выполнения решения, ссылаясь на книгоцентр, книгоцентр, в свою очередь, снял с себя ответственность, ссылаясь на то, что занимается только распространением учебников, но не их изданием.
Плохо ведется вообще учет нацмен кадров, на многих предприятиях нет плана подготовки нацкадров. Отсутствие учета предприятия часто объясняют отсутствием такой графы в формах статотчета.
План по промкадрам нацмен Уральской области составлен на основе планов по кадрам, разработанным самими хозобъединениями и при активной помощи посланных товарищей. Основное в плане - это курсы повышения квалификации. Учитывая низкую прослойку квалифицированных рабочих среди нацмен, в плане по курсам повышения квалификации берется несколько завышенный процент охвата нацмен по сравнению с общим процентом, с расчетом, чтобы в ближайшие годы подтянуть нацмен до общего уровня в вопросе производственной квалификации.
В счет дополнительной потребности рабсилы на 1932 год нацмены составляют 19% к общему количеству потребности, а женщины нацменки 18% к общему количеству нацмен рабочих, вовлекаемых в счет дополнительной потребности.
Цифры о нацменах по дополнительной потребности взяты с учетом наличия национальной прослойки в прикрепленных к предприятиям районов для организованного набора рабочей силы, данных нарядов в нацреспубликах и др. Цифры о женщинах нацменках по дополнительной потребности взяты с учетом наличия базы (домохозяйки), характера производства в смысле емкости женского труда и т.д.
Удельный вес нацмен рабочих к общему количеству имеющихся рабочих по этим хозобъединениям и предприятиям с 15,1% на 1 апреля 1932 года повысится до 16,6% к началу 1933 года, т.е. на 1,4%, а удельный вес работниц нацменок к общему количеству рабочихнацмен повысится с 20,4% до 22,1%, т.е. на 1,7%.
В связи с этим Авзянов предлагает расширить сеть профессионалных учебных заведений для представителей национальных меньшинств.
Приложение №3. Верх-Исетский завод.
В Свердловский горком ВКПб.
Докладная записка.
О результатах проверки выполнения указания тов. Сталина о кадрах и о состоянии политико-воспитательной работы среди рабочих-нацмен в В.Исетском заводе им.Кабакова.
На заводе на разных работах работает около 150 рабочих нацмен.
Преобладающее большинство рабочих нацмен (татары) В.Исетского завода им.Кабакова живет в двух бараках №11 и №21. Состояние этих бараков, в смысле санитарии, культуры, освещения и т.п. из рук вон плохо. Для того, чтобы боле конкретно показать факты косности, невнимательности и бездушного отношения к живому человеку, остановимся на состоянии двадцать первого барака. В бараке №21 имеется 14 жилых комнат. В них живут исключительно нацмены - рабочих семейных 21 семья, одиночек 11 человек, а всего рабочих, живущих в этом бараке, 42 человека, без их семей. По квалификации бригадир 1 чел., пожарников 2 чел. И остальные почти все чернорабочие, из них ударников 11 человек (Дускаев, Кузаев, Миразаев, Азилов с женой, Кескова и др.), которые выполняют производственную программу на 130-140%. Среди этих рабочих и их семей имеется грамотных лишь 12 чел., т.е. окончившие неполностью средние и начальные школы и школы малограмотных. Например, Дауров окончил СПШ, Казанбаева окончила 6 классов, неграмотных 28 человек, малограмотных 2 чел. Однако из 12 чел. Грамотных ни один не выписывает и не читает газеты, даже не используется газета «Социализм Юлы», выписанная для рабочих данного барака № экземпляра. Коллективная читка газет не организована. Полученные газета сторожиха Садыкова передает кому попало или использает, как растопку печей. Из 42 рабочих бывали в кино один или два раза всего лишь 7 чел. В центральном клубе завода ни один рабочий ни разу не бывал. Кроме одного Доутова (пожарник), ни один рабочий нигде не учится.
Среди рабочих в этом бараке никакая политико-воспитательная работа не проводилась. Рабочие в этом отношении предоставлены самим себе. Отсюда не случайно, что классовый враг орудует в этом бараке, является организатором систематической пьянки, дебоша, хулиганства, - фактически безнаказанно продолжает терроризировать всех рабочих сын кулака Иманаев Миргалим, примазавшийся в завод. Возмутительный факт - - июня в 2 ч. ночи Иманаев напился и начал бродить по коридору, стукать по каждой двери и делать сильные удары по стене (а стены сделаны из теса, очень слабые); его приостановить никто не мог, его все боятся. Рабочим не давал спокойного отдыха после работы, даже ночью. От сильных ударов стены растрескались, и посыпалась штукатурка.
Об этом сам Иманаев не отрицает, что он сознательно сделал. Этот факт не единичный, а систематического порядка. До сих пор продолжается безнаказанно. Как иначе расценивать систематические пьянки среди рабочих не только мужчин, но даже и женщин (покупают денатурат литр 3 руб., разводят на ведро воды и все пьют), дебош, разврат и др., как результатом отсутствия политико-воспитательной работы среди рабочих, как результат притупления классовой бдительности, как влияние классового врага на отсталые части рабочих, где не чувствуется работа и руководство парт. И профсоюзных организаций. По ночам в барак собираются всякие уголовные элементы (Соснов. Рабочие).
В комнату №8 к рабочему Мандиеву Шафику (личность Шафика не выяснена) и у него ночуют, утром расходятся. Рабочие боятся, что эти проходимцы дали узнать, что они намечают утащить домашние вещи у двух рабочих. Этот барак находится безнадзорно.
Санитарное состояние барака отвратительно плохое. Хотя этот барак посещает санитарный врач Делидов, однако, после его посещения никакого улучшения в бараке нет. Умывальник ветхий, воду не держит, весь обмотан веревкой, грязно. Кипятильник грязный, очень сильно ржавленный, ветхий. Часть рабочих остается без кипятка, воду в кипятильнике надолго оставлять нельзя, ибо сильная ржавчина, невозможно пить. Клопов много, в комнатах рабочих одежда грязная развешана на стене, где попало. Цветов ни в одной комнате нет, целые декады бараки без освещения - огня нет, зимой, говорят, бывает очень холодно в бараке. На кухне варят обед и тут же белье стирают, прачешной нет.
В комнате №4 живет работница Модярова с 2 детьми, одна из них дочь 6 лет в течение 5 месяцев болеет глазной болезнью, один глаз совершенно сгнил, ослепла и другой тоже не видит и гниет, ребенок страдает беспомощно, ей никто не помогает лечиться.
(…) В таком антисанитарном состоянии барака «баба» (дедка знахарь - обрезание), его фамилию установить не удалось, делает обрезание мальчиков без всякого соблюдения гигиены и санитарии и берет за каждого мальчика по 15 рублей.
Состояние барака №11 также не отличается от 21 барака в санитарно-культурном отношении.
В этом бараке живут: рабочих-нацмен семейных человек 20, одиночек 15, всего работающих 42, из них ударников 13.
В бараке имеется красный уголок, в данное время в красном уголке абсолютно никакой работы не ведется, необорудован, ничем не отличается от остальных жилых комнат. В связи с увольнением массовика все книги, лозунги и плакаты убраны и сданы в Завком. В красном уголке ничего не осталось.
При красном уголке выпускалась стенная газета «Шторм», однако со стороны Парткома, Завкома и Редакции заводской газеты «Трансформаторная сталь» никакого руководства над этой газетой не было, в результате чего газета выпускалась без контроля, людьми непроверенными и случайными. Благодаря чему газетой воспользовались классово-чуждые элементы в своих интересах. Приведу факт - в передовице газеты «Шторм» от 23 февраля 1935 года за №2, выпущенной ко дню Красной Армии, допущено контрреволюционное толкование о роли тов. Сталина. Очень тонко и хитро перефразировано слово вставлением вместо буквы «Н» - «У», получается вместо слова «вперед» - «обман» («алдан» - «алдау»). Редактировал газету бывший массовик» Галимов, исключенный из техникума. По неточным данным Галимов в настоящее время находится в Березовке.
В бараке №11 у рабочего ударника Баширова заболела дочь туберкулезом, которая до болезни работала в крупносортном цехе зольщицей в течение 13 месяцев. В результате бездушного отношения медработников ВИЗовской поликлиники, не оказавших своевременную помощь больной и не принявших ее в больницу, Баширова уже заболевшая в 3-й стадии туберкулеза, до сих пор находится в бараке. Рабочие, живущие в этом бараке, возмущаются и боятся распространения туберкулеза среди остальных жильцов.
О количественном составе рабочих нацмен ни партком, ни завком не знают. Не интересуются их культурно-бытовыми условиями, их теоретической подготовкой, квалифицированностью и запросами. Например, по линии ликвидации неграмотности Завком дает в Уральский рабочий сводку о том, что выпустили по ликвидации неграмотности 58 чел., а на самом деле - 15 человек.
Гостехминимум сдали на отлично 2 человека (Муратов и Садыков) и на хорошо (Валитов, Юсупов, Хуснутдинов и Муталлапов, однако этими людьми не интересуются, их не изучают, не имеют представления о том, как они росли, в каких условия добились сдачи техминимума на отлично и хорошо, не показывается их опыт работы среди остальных рабочих-нацмен.
8-го числа проводилось собрание рабочих-нацмен по проработке речи тов. Сталина, несмотря на предупреждение, партком и завком на это собрание представителей не послали.
(…) Членов и кандидатов партии из нацмен имеется 3 человека. Все охвачены партучебой (со слов т. Симбирцева). Мы лично беседовали с кандидатом партии т.Касымовым. Тов. Касымов переведен в кандидаты ВКП(б) во время чистки партии в 1933 году, членом ВКП(б) состоял с 1932 года. На заводе работал с 1928 по 1930 год кочегаром, с 1930 года до настоящего времени работает слесарем по 4 разряду в 4 доме горсовета.
По родному языку неграмотен, по русскому языку малограмотный, не посещает технический кружок. Учится в кандидатской школе, читает газеты - Уральский рабочий. На международные темы ориентируется неплохо. Речь тов. Сталина усвоил хорошо. Партнагрузок не имеет, а по линии профсоюза имеет нагрузку сборщика членских взносов. Однако, при повседневной помощи со стороны парткома т. Касымова можно было бы использовать по работе среди рабочих-нацмен.
В комсомольской организации имеется 3 комсомольца-нацмен, но таковые по линии комсомола не используются среди рабочей молодежи-нацмен. Например, комсомолец Садыков - работает комсоргом в электроцехе, в то время как его можно было бы использовать масовиком среди молодежи.
При наличии этих коммунистов и комсомольцев партийный комитет и завком пытаются объяснить причину отсутствия политико-воспитательной работы среди рабочих-нацмен неимением подготовленых работников из нацмен. Однако, причина кроется не в том, а в неумении использовать парткомом имеющиеся силы, отсутствием повседневного внимания и заботы о живом человеке.
13 июня 1935 года
Бригадир Горкома (подпись) Рахматуллин.
[2] Продолжение следует.
[1] Гибер. Массовая работа среди рабочей молодежи нацмен. - Уральский рабочий, 1927, 11 мая.
[2] ГАСО, ф.р-88,оп.5,д164,л.103-109.