Марат Агафуров. Шанхай, 1937

Aug 04, 2013 13:39

Из книги - Олег Штифельман. Крошка из Шанхая, или Маленький человек по пути в Царство Советское.
Часть первая.
1937...
"Вторым важным событием стало вторичное замужество матери. Марат Агафуров был статным мужчиной, работал клерком в английской фирме Jardin & Matcheson. Я не знаю как и где он познакомился с мамой. Они поселились в самой верхней комнате квартиры, которая в то время была свободна. Помню, нас навещала его мать Мариам Султановна, старуха суровая, которую Марат видимо побаивался.
1938...
Я был единственным русским мальчиком среди более чем двухсот учащихся. Впрочем, кажется, в параллельном классе учился мальчик татарин по фамилии Дюзеев. Его отец владел сетью меховых магазинов в Китае. В школе я был записан по фамилии отчима «Агафуров», так что можно сказать, было два татарина.
Проучился я во французском колледже три года. Я быстро освоился и уже через месяц болтал со своими сверстниками по-французски. Первая половина дня отдавалась занятиям в классах, а после обеда дети выполняли домашние занятия. Аналог нашей продленки.
Сказать, что я проявлял прилежание в первом классе, так нет. Мать была занята своим вторым мужем и мало интересовалась как идут у меня дела".
...
В 1943 году в жизни Евгении Лаврентьевой появился новый мужчина Юрий Николаевич Мишель. А Марат Агафуров, видимо, никакого глубокого следа в памяти мальчика не оставил.
Но после 1938 года об Агафурове Штифельман не пишет.
Пожалуй, и всё...

Примечание.
Об авторе.
Мать - Евгения Лаврентьевна Лазарева, за Маратом Агафуровым - второй брак, общих детей не было.
Отец - Валентин Николаевич Штифельман.

Агафурова-Шагиахметова Мариам Султановна (1881-1953), Уфа, сестра Салии Султановны, жена Садритдина Камалетдиновича Агафурова, пожизненный член Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества. Эмигрировала. Жила с мужем в Шанхае, после его смерти в 1943 г. переезжает в Японию. Умерла и похоронена на токийском кладбище в 1953 г. (фото от Л.Усмановой).
Дети: младшая дочь Разия вышла замуж в Шанхае за Шехвели (Ильдара) Кляули, довольно известного шанхайского поэта, писателя, публиковавшегося как в татароязычной газете "Милли Байрак", так и русскоязычной эмигрантской прессе, с которым она уехала из Шанхая (где они жили с 1933 по 1935 г.? - см.прим. из Черниковой) после войны в Турцию - по данным Ларисы Усмановой (почему я не оставил ссылку? - Р.Б.); Фатима - была замужем 2 раза, первый муж умер по дороге в Японию, 2-й раз вышла замуж в Японии; Иш-Мурат.



Татарское кладбище в Токио. Мерьям Агафур. 17.11.1881 - 9.02.1953.
фотографии предоставила Лариса Усманова - http://tashlar.narod.ru/photo/yapan/tokio/agafur-meriyam.htm

Лариса ЧЕРНИКОВА. Тюрко-татарская колония в Китае.
По страницам «Шанхайской зари». - http://belsk.ruspole.info/node/2315
(ссылок нет - Р.Б.)
В марте 1935 года в честь самых активных и талантливых участников (артистов) литературно-художественного кружка Кляули и Арсланбека [так в русской редакции «Шанхайской Зари» - Л. Ч.], отъезжающих в другой район, был устроен прощальный банкет-бал тюрко-татарской общины. «Шанхайская Заря» сообщала об этом: «...Отъезжающие артисты и члены общества «Идель-Урал» Кляули и Арсланбек... за 2 года пребывания в Шанхае все время работали на пользу общества. Несмотря на малообеспеченное материальное положение, они находили время руководить хором, сценой, писать пьесы, проводить их постановку и самим в них участвовать... В знак признательности культурно-просветительного общества тюрко-татар г. Шанхая отъезжающим были поднесены серебряные жетоны с надписью. Отъезжающие, тронутые многочисленными приветствиями-пожеланиями, заверяли своих земляков, что будут продолжать культурное дело, где бы они ни находились...

Банкет открылся приветственным словом председателя общества Ш. Ахмади, который указал на заслуги отъезжающих и выразил сожаление, что такие нужные для общества люди покидают их, но в то же время он рад, что они едут в более многочисленную татарскую колонию, где принесут больше пользы... На банкете присутствовало более 40 человек. Во время банкета подавались исключительно национальные татарские блюда...».

1938, Агафуровы, 1937, Шанхай

Previous post Next post
Up