Из книги -
Олег Штифельман. Крошка из Шанхая, или Маленький человек по пути в Царство Советское.
Часть первая.
1937...
"Вторым важным событием стало вторичное замужество матери. Марат Агафуров был статным мужчиной, работал клерком в английской фирме Jardin & Matcheson. Я не знаю как и где он познакомился с мамой. Они поселились в самой верхней комнате квартиры, которая в то время была свободна. Помню, нас навещала его мать Мариам Султановна, старуха суровая, которую Марат видимо побаивался.
1938...
Я был единственным русским мальчиком среди более чем двухсот учащихся. Впрочем, кажется, в параллельном классе учился мальчик татарин по фамилии Дюзеев. Его отец владел сетью меховых магазинов в Китае. В школе я был записан по фамилии отчима «Агафуров», так что можно сказать, было два татарина.
Проучился я во французском колледже три года. Я быстро освоился и уже через месяц болтал со своими сверстниками по-французски. Первая половина дня отдавалась занятиям в классах, а после обеда дети выполняли домашние занятия. Аналог нашей продленки.
Сказать, что я проявлял прилежание в первом классе, так нет. Мать была занята своим вторым мужем и мало интересовалась как идут у меня дела".
...
В 1943 году в жизни Евгении Лаврентьевой появился новый мужчина Юрий Николаевич Мишель. А Марат Агафуров, видимо, никакого глубокого следа в памяти мальчика не оставил.
Но после 1938 года об Агафурове Штифельман не пишет.
Пожалуй, и всё...
Примечание.
Об авторе.
Мать - Евгения Лаврентьевна Лазарева, за Маратом Агафуровым - второй брак, общих детей не было.
Отец - Валентин Николаевич Штифельман.
Агафурова-Шагиахметова Мариам Султановна (1881-1953), Уфа, сестра Салии Султановны, жена Садритдина Камалетдиновича Агафурова, пожизненный член Екатеринбургского мусульманского благотворительного общества. Эмигрировала. Жила с мужем в Шанхае, после его смерти в 1943 г. переезжает в Японию. Умерла и похоронена на токийском кладбище в 1953 г. (фото от Л.Усмановой).
Дети: младшая дочь Разия вышла замуж в Шанхае за Шехвели (Ильдара) Кляули, довольно известного шанхайского поэта, писателя, публиковавшегося как в татароязычной газете "Милли Байрак", так и русскоязычной эмигрантской прессе, с которым она уехала из Шанхая (где они жили с 1933 по 1935 г.? - см.прим. из Черниковой) после войны в Турцию - по данным Ларисы Усмановой (почему я не оставил ссылку? - Р.Б.); Фатима - была замужем 2 раза, первый муж умер по дороге в Японию, 2-й раз вышла замуж в Японии; Иш-Мурат.
Татарское кладбище в Токио. Мерьям Агафур. 17.11.1881 - 9.02.1953.
фотографии предоставила Лариса Усманова -
http://tashlar.narod.ru/photo/yapan/tokio/agafur-meriyam.htm Лариса ЧЕРНИКОВА. Тюрко-татарская колония в Китае.
По страницам «Шанхайской зари». -
http://belsk.ruspole.info/node/2315(ссылок нет - Р.Б.)
В марте 1935 года в честь самых активных и талантливых участников (артистов) литературно-художественного кружка Кляули и Арсланбека [так в русской редакции «Шанхайской Зари» - Л. Ч.], отъезжающих в другой район, был устроен прощальный банкет-бал тюрко-татарской общины. «Шанхайская Заря» сообщала об этом: «...Отъезжающие артисты и члены общества «Идель-Урал» Кляули и Арсланбек... за 2 года пребывания в Шанхае все время работали на пользу общества. Несмотря на малообеспеченное материальное положение, они находили время руководить хором, сценой, писать пьесы, проводить их постановку и самим в них участвовать... В знак признательности культурно-просветительного общества тюрко-татар г. Шанхая отъезжающим были поднесены серебряные жетоны с надписью. Отъезжающие, тронутые многочисленными приветствиями-пожеланиями, заверяли своих земляков, что будут продолжать культурное дело, где бы они ни находились...
Банкет открылся приветственным словом председателя общества Ш. Ахмади, который указал на заслуги отъезжающих и выразил сожаление, что такие нужные для общества люди покидают их, но в то же время он рад, что они едут в более многочисленную татарскую колонию, где принесут больше пользы... На банкете присутствовало более 40 человек. Во время банкета подавались исключительно национальные татарские блюда...».