Интерпретация характеристической кривой фотоплёнки параметрами RPP

May 13, 2010 18:27

Разбираясь с тем, как работают параметры в RPP (а работают они совсем не так, как мы привыкли это видеть в ACR/LR и других RAW-конверторах), я проявил наглость помучать расспросами sail2ithaki. Он, хоть человек и занятной, но отзывчивый - дал мне столько информации, что я чуть не захлебнулся :) Но всё же предпринял попытку её осознать и даже визуализировать. Вот картинка, которую я нарисовал для демонстрации действия ключевых параметров RPP.



Прежде всего важно понимать, что по своей концепции RPP является аналогом проявочного бачка. Это заключается не только в том, что он направлен на получение в первую очередь качественной заготовки (аналогия с проявкой фотопленки) для последующей обработки (аналогия с печатью). Кстати, получить практически готовый к печати результат можно и непосредственно в RPP. Но и в том, что сама логика работы движка базируется на характеристиках фотоплёнки. Параметры конвертации, соответственно, манипулируют основными точками именно характеристической кривой фотоплёнки.

На картинке приведена типичная характеристическая кривая фотоматериала после проявки. Не важно какого, в данном случае речь идёт о кривой для фотоэмульсии - то есть как ч/б, так и отдельных слоёв цветной. Применительно к цифровой фотографии уместно говорить об аналогии плотности D (Density) с каналом L (Lightness). Наш график представлен в привязке к более понятным цифровому фотографу единицам. По оси X отсчитываются стопы экспозиции, регистрируемые матрицей камеры (нулю соответствует «правильная» экспозиция 18%-серой плашки), по оси Y - значения яркости в генерируемом RPP файле.

Для начала давайте разберемся с тем, какие зоны определяют отмеченные на этой кривой точки (применительно к фотоматериалу).

0-1: fog, вуаль (увеличение экспозиции в этой области не вызывает роста плотности)
1-2: toe, стопа (зона «недодержек»)
2-5: straight, прямолинейный «рабочий участок»
5-6: shoulder, плечо («зона передержек»)
6-7: highlight cliping, вылет светов
7-8: solarization, соляризация

Теперь, собственно, о параметрах RAW-конвертации RPP.

Black Point задается в процентах динамического диапазона для каждого из RGB-каналов (после установки баланса белого) и по сути сдвигает точку 2 по горизонтали (в зависимости от знака) на соответствующую величину. Положительные значения приводят к увеличению контраста в тенях, но НЕ к потере (!) информации в глубоких тенях. Понятно, что если для Black Point задать чрезмерно большие значения, детали в тенях всё же начнут терятся, но это не отменяет бережливость этого параметра к теням. Чтобы полностью их загубить, надо хорошо постараться. При том, что параметр выполняет свою основную функцию и делает черные точки темнее, а всю картинку в целом контрастнее.

Вспомним, что в ACR/LR аналогичный параметр является аналогом левого ползунка инструментом Levels и тупо отрезает лишние уровни, отсчитывая их количество от левого края гистограммы вправо. Что, в случае наличия информации в тенях, приводит к её потере.

Contrast увеличивает (положительные значения) или уменьшает (отрицательные значения) крутизну кривой вокруг некой точки, находящейся на «рабочем участке» в диапазоне точек 2-5. На приведённой картинке условно обозначена точка 2, хотя на самом деле эта точка «плавает» в зависимости от того, как экспонирован кадр (около 2-х стопов сверху от точки насыщения) и от других параметров конвертации.

В ACR/LR аналогичный параметр крутит кривую всегда вокруг центральное точки (50% композитного RGB-канала).

Brightness «тянет» нашу кривую за точку 3 вверх (положительные значения) или вниз (отрицательные значения). Точка 3 находится вблизи центра рабочего участка.

Действие в ACR/LR аналогично.

Exposure не обозначено на графике, но суть его действия очень проста. Каждая точка кривой сдвигается вверх (положительные значения) или вниз (отрицательные значения). Соответственно, начиная с определенного момента информация в светах начинает теряться, вылетая за пределы яркостного диапазона получаемого изображения.

Действие в ACR/LR аналогично правому ползунку инструмента Levels. То есть отрезаются лишние уровни, от правого края гистограммы влево. В обоих случаях положительные значения Exposure могут приводить к потере информации в светах.

Compressed Exposure действует аналогично Exposure, но сдвигаются только точки 0-5 включительно. А вот информация в диапазоне точек 5-6 (зоны пересветов) либо компрессируется, либо растягивается соответствующим образом (точка 6 зафиксирована). При этом величину плеча компрессии задаёт вспомогательный параметр Rg. Для наглядности на графике зелёным цветом приведена разница (на данном графике условная, т.к. по вертикали отсчитываются не стопы, а значения L, но суть от этого не меняется) между параметрами (Rg - Compressed Exposure), демонстрирующая, почему значение Rg должно быть больше Compressed Exposure. Разработчики советуют, чтобы диапазон для сжатия Rg превышал значение величины компрессии Compressed Exposure не менее чем на 0,5 стопа.

В ACR/LR аналогичного параметра нет. В ACR/LR есть параметр Recovery, но он занимается другими задачами (восстановлением информации в светах для пробитых каналов на основе «живых»).

Другие параметры

Информация по некоторым другим, не обозначенным на графике параметрам. Чтобы было понятно, о чем речь, приведем скрин-шот интерфейса RPP.


Кнопка A (Auto) автоматически устанавливает Exposure в такое значение, при котором самая светлая точка зелёного канала становится максимально светлой. Грубо говоря, подрезает гистограмму справа максимальным образом так, чтобы не происходило потери информации в канале G. Комбинация клавиш Opt(Alt)-A позволяет осуществить такую обрезку не по каналу G, а по самому сильному (защита от обрезания любого канала). Разработчики советуют после использования кнопки «А» уменьшать значение на 0,5-0,3 стопа, чтобы создать пространство для работы Compressed Exposure.

Blur Chroma устраняет цветовые шумы за счет размытия каналов a и b. Только происходит это не в пространстве Lab, а в модифицированном, более корректном с точки зрения восприятия UP Lab (Uniform Perceptual Lab).

Saturation повышает насыщенность с помощью увеличения крутизны кривых каналов a и b. Опять-таки, в пространстве UP Lab, за счет чего повышение насыщенности производится более деликатно и с минимизацией потерь информации в зонах высокого насыщения.

Local Contrast увеличивает локальный контраст с помощью метода HiRaloAm (High Radius, Low Amount - большой радиус, маленькая сила воздействия) через Unshurp Mask по каналу L в UP Lab.

Cold/Warm смещает RGB-каналы относительно друг друга таким образом, чтобы воздействие было максимально приближено к воздействию конверсионных фильтров при съёмке. Соответственно, происходит это в диапазоне от холодных голубых до тёплых жёлто-оранжевых оттенков.

Sharpnes управяет силой воздействия Unsharp Mask.

Дополнения

1) Оперируя с кривой, RPP работает с чистыми поканальными данными RGBG до демозаики. А не с битмэпом после демозаики и применения цветового профиля, как это сделано ACR/LR, где это «ускорение» оборачивается цветовыми сдвигами и по сути обесценивает профиль камеры.

2) При любом изменении параметров RPP пересчитывает экранное представление снимка начиная от raw-данных, используя для этого математические операции высокой точности (с плавающей точкой). В то время как ACR/LR применяют накладные коррекции для однажды считанной из raw-файла информации - причем не только для экранного представления, но даже в момент генерации итогового файла).

3) В RPP гамма-приводка осуществляется в момент дебаеризации с учётом ВСЕХ параметров конвертации, кроме:

- Local Contrast
- Satiration
- Blur Chroma

4) Для последующей обработки файлов в Adobe Photoshop рекомендуется устанавливать значения Local Contrast и Sharpness в ноль, или как минимум вполовину от значения для файлов, предназначенных для печати сразу после конвертора.

5) Остальные параметры не являются ключевыми, в задачу этой статьи не входит их подробное описание.

6) Информацию о том, как работают ползунки в ACR, можно найти вот в этой статье:

Базовые настройки параметров RAW-конвертации на примере Adobe Camera RAW

P.S. Большое спасибо Илье Боргу и Андрею Твердохлебу за помощь в подготовке этого материала.
Previous post Next post
Up