Оригинал взят у
persian_music в
Возвышенность и духовность иранской музыки. Ведущий Вадим ВольфсонТрактат «Рай души» - один из древнейших музыкальных трактатов в мире, содержащий в себе поучительные откровения мистико-духовного характера. Тайны музыки древних персов в программе «Музыкальный переплёт» раскрывают руководитель Центра «Музыкальные культуры мира» Маргарита Каратыгина и историк музыки Анастасия Новоселова…
Маргарита Каратыгина: «Мы говорим сейчас не только о старейшем трактате, но и об уникальном памятнике иранской культуры. Это издание называется радиф: если мы откроем его страницы, то увидим, что тут европейскими нотами записаны некие фрагменты мелодий, которые сопровождаются пояснительными словами на персидском языке. Что это - сборник нот или некая единая партитура? На самом деле перед нами - чрезвычайно специфическое явление мировой музыкальной практики. Несколько лет назад ЮНЕСКО включило радиф в список нематериальных сокровищ человечества. Почему? Потому что то, что мы видим, как записанное европейскими нотными знаками, на самом деле создавалось многими-многими поколениями иранских музыкантов. В определенной степени здесь можно провести параллель с системой русского знаменного распева. Каждый из музыкантов, приложивших руку к созданию радифа, обрабатывал мельчайшие интонационные зерна для того чтобы в этих мелодических моделях выразить всю суть своего народа - его характер, его чувства, его историю, его картину мира. В этих мелодических моделях закодирована вся иранская культура.
Но не надо обманываться и думать, что достаточно это просто сыграть. На самом деле это даже не считается музыкой, и предназначено не для исполнения, а для учебных целей. Сначала музыкант осваивает мелодию, называемую гуше, и потом уже никогда не исполняет ее также - а создает на основе данного каркаса все новые и новые творения. Цель изучения трактата - усвоить изначальный звукоряд, все законы соединения между звуками и законы перетекания одного мелодического зерна в другое. Эта система куда более гибкая, развитая и сложная, чем привычная нам тонально-гармоническая система, разработанная в европейской практике…»
Традиционная музыка Ирана основана на радифе, который представляет собой сборник старых мелодий, передававшихся на протяжении веков из поколения в поколение от мастеров ученикам. С течением времени у каждого мастера сложилась своя индивидуальная интерпретация, что добавило новые мелодии в эту коллекцию. Каждая такая мелодия может носить имя мастера - своего «отца-создателя».
Радиф содержит несколько различных макамов, которые отличаются друг от друга характером мелодии в каждом макаме. Каждый макам представляет собой специфическое звуковое пространство. В иранской традиции макамы делятся на семь основных, часто называемых дастгяхами. Дастгях может содержать примерно от десяти до тридцати гуше (мелодий). Принцип гуше в дастгяхе - это указать различные гакамы в данном дастгяхе. Нота, на которой основана гуше и которая часто является центром гуше, называется шахед. Шахед играется, когда мы переходим из одной тональности в другую между принципом гуше, и эта игра создает новое звуковое пространство. Ритм в этих мелодиях принимает три различные формы: симметричную, асимметричную (ланг), и свободную форму. Ритм мелодий в значительной степени зависит от ритма и метра персидской поэзии. Инструментальный и вокальный радифы отличаются с точки зрения ритмики, однако, их мелодические структуры одинаковые. Радиф является традиционным репертуаром иранской классической музыки и отражает культурную и национальную идентичность иранского народа.
Гости программы - Маргарита Каратыгина и Анастасия Новоселова знакомят радиослушателей с тонкостями прочтения радифа и некоторыми вариантами исполнения его гуше…
Возвышенность и духовность иранской музыки
ФЗ N436
© РГМЦ
№ ФС 77-20800
http://www.muzcentrum.ru/orfeus/programs/issue3726/ © Вадим Вольфсон. Возвышенность и духовность иранской музыки