Булгаковская Москва. Булгаковский дом. Часть 1

Sep 07, 2016 09:05

Речь идёт о Доме-музее Михаила Булгакова, описанном в романе как Садовая 302-Бис, современный адрес - ул. Большая Садовая, д. 10.
Не все знают, что по этому адресу находятся два музея Булгакова - "Верхний", на четвёртом этаже, в котором, собственно, и происходили события романа, и "Нижний", на первом этаже, где не происходило ничего. И хотя тут ничего и не происходило, очень легко представить обратное.



Дом имеет статус объекта культурного наследия, сегодня под его крышей располагается «Музей М.А. Булгакова» (называемый в простонародье "Нехорошая квартира") и культурно-просветительский центр «Булгаковский дом». Сегодня мы идём во второй. Когда-то на его месте находился домком или жилтоварищество, в котором заседали люди, всю жизнь гнобившие писателя.



Дом на Большой Садовой, ставший первым московским приютом Михаила Афанасьевича Булгакова, был построен в 1902-1903 годах. Он принадлежал известному московскому купцу и меценату Илье Давыдовичу Пигиту, владельцу табачной фабрики «Дукат».



Здесь в свое время располагалась мастерская известного театрального художника Георгия Якулова, друга Есенина, Мейерхольда, Таирова. Именно в его квартире №38 3 октября 1921 года Есенин познакомился с Айседорой Дункан.



Во дворе видим экскурсионный автобус, который курсирует по Москве по булгаковским местам. А ещё есть такой же трамвай.



В этом же доме в квартире номе пять жила Фанни Каплан. Именно отсюда она пошла убивать Ленина. 3 сентября матрос Мальков расстрелял Каплан и сжег ее в бочке с бензином в Александровском саду. При этом присутствовал прототип Ивана Бездомного стихотворец Демьян Бедный.



Считается, что дом Пигита стал первым после революции домом в Москве, откуда новые власти выселили богатых жильцов и устроили коммуналки для рабочего класса.



В маленьком аппендиксе двора расположен Булгаковский театр. Все актёры как один утверждают, что для того, чтобы играть в нём, необходимо получить разрешение самого Михаила Афанасьевича. Те, кто его не получил, умирали при самых загадочных обстоятельствах. А у одного режиссёра перед премьерой случился инфаркт, и он просто отменил премьеру.



Некоторые, не получившие разрешения, отделались легче - они просто попали в психушку. Я не знаю, каким образом Булгаков выдаёт эти "разрешения", может, во сне, или посылает какой-то явный знак, но играть в этом театре просто так нельзя.



Вот в этот ящик посетители опускают письма для Мастера. Кто их читает, и отвечают ли на них, я не знаю.



В доме постоянно творится чертовщина. Например жильцы дома говорят, что часто по ночам они просыпаются от громкого цокота копыт во дворе, но при этом двор совершенно пустой.



Многие из жильцов, и тех, кто приходят сюда посетить музей утверждают, что у них возникает твёрдое чувство, что за ними кто-то наблюдает, и взгляд этот не добрый.



А сотрудники музея, которые совсем не производят впечатления ненормальных, вспоминают, как в музее периодически по ночам включаются противопожарные и охранные сигнализации, причём эти сигнализации не подключены к электричеству.



За лестницей небольшой коридор. Справа две комнаты, слева комната и буфет, впереди туалет. Тут слишком темно, а вспышку не включить. Перед нами довольно редкий для музея экспонат - трамвай. Под его колёсами гипсовая голова. Эту голову нашли под землёй, когда что-то копали во дворе дома. Рядом с головой откопали старый трамвайный рельс.



Под статуэткой недавно поставили знаменитый "ящик любви". Есть поверье, что если влюблённые приедут сюда и каждый опустит в этот ящик письмо с признанием в любви, они никогда не расстанутся, и жизнь их будет долгой и счастливой.



В обоих музеях огромное количество пианино, часов, примусов, книжных шкафов и печатных машинок. И ещё почему-то швейных.



Обратите внимание - пианино, часы, шкаф.



Только есть отличие. На картинке сверху часы со стрелками, а в реальности без. И это правильно. Такие часы никогда не покажут неточное время. И вообще они означают, что времени не существует.



Некоторые шкафы в этой квартире с секретом. Они отодвигаются в сторону, и за ними обнаруживается проход в другое помещение. Ну или в другое измерение.



Вот с этого телефона можно позвонить Мастеру, Булгакову, Богу и Ленину. Остальным - нельзя, не сработает. Мы, правда, не звонили.



В этом доме всё имеет какой-то тайный смысл. Например, номер дома (дом 10 по Садовому) становится номером 302 бис. Три + ноль + два это пять, "бис" означает "второй" (корпус два) , пять умножаем на этот "бис" и получаем настоящий номер - десять. Правда лично мне всё это кажется высосанным из пальца.



Булгаков эту квартиру, как и этот дом, будет сжигать неоднократно. Это, к примеру, рассказ «Дом Эльпит-Рабкоммуна №13». Там Аннушка решила печь потопить паркетом, к сожалению, сгорел дом.



Мне понравился сериал "Мастер и Маргарита" Владимира Бортко, пожалуй, лучше снять невозможно. Единственный персонаж, который мне не очень симпатичен, это сам Мастер, которого сыграл Александр Галибин. Я привык, что он - Пашка-Америка.



А вот эта статуя совершенно уникальна. Создатель её, скульптор Наталья Базюк, работала не опираясь на рисунки и фотографии писателя, а исходя из воспоминаний тех людей, которые хорошо знали Булгакова лично.



Фото на память - троица, моя суженая, Булгаков и охранник музея в форме донского казака чина есаула. С этим есаулом интересно поговорить, он очень много знает, и даже имеет свою собственную теорию "мысленного привлечения счастья".



Представилось, что именно здесь Воланд предложил Лиходееву похмелиться, так сказать, "лечить подобное подобным".
"Единственно, что вернёт вас к жизни, это две стопки водки с острой и горячей закуской".



Хотя чуть позже водкой, да и закуской, воспользовались уже другие персонажи.



Далеко не отходите, продолжение следует!

Босой, Лиходеев, Воланд, Мастер, Азазелло, Базюк, Бездомный, Берлиоз, примус, Бедный, Булгаков, Маргарита, Каплан, Садовая, Патриаршие, Горький, Пигит, Галибин, Бегемот, Нехорошая квартира, Аннушка, Коровьев, Булгаковский дом

Previous post Next post
Up