Раз уж мы тут все о Фёлькерзамах говорить начали…
borisakunin
korsfarer
В Биркинели, неподалеку от дома-музея Я. Райниса, на лютеранском кладбище, под большой каменной плитой покоится прах бывшего обладателя обширных Калкунско-Клопмановских владений (в том числе и фольварка Биркинели), мятежного правдоискателя, блестящего оратора и общественного деятеля, «освободителя крестьян», «Ливонского Мирабо», яркой, самобытной и противоречивой личности - барона Гамилькара Георгиевича фон Фёлькерзама. Прошло почти 200 лет со дня его рождения, но не иссякает благодарная память потомков - на его могиле часто можно видеть живые цветы, экскурсоводы приводят сюда многочисленные группы, перемежая исторические факты легендами и домыслами. Каким он был, Гамилькар фон Фёлькерзам, чем заслужил всенародное уважение? Что мы знаем еще об этом немецком дворянском роде?
Бароны Фёлькерзамы принадлежат к одному из древнейших дворянских фамилий Европы. Первые сведения о Фёлькерзамах относятся к середине XII века.
В немецких архивных документах XIII века упоминаются Фелькерзены Хенрикус (1244 г.) и Конрадус (1248 и 1251 гг.) как рыцари и вассалы епископа Хильдесхейма. Подтверждением этому служат их фамилия, герб (полуколесо на щите) и владения в поселке Фолкзена (на северо-западе от Хильдесхейма в провинции Ганновер).
Известно, что в 1304 году братья Иоханес и Хенрикус Фолкерзен, с согласия своей матери, отказываются от части собственности на землю в пользу монастыря святого Микеля в Хильдесхейме, в 1309 дарят дом в городе Халлермунде Локумскому монастырю. К этому времени родственные связи Фолкерзенов уже достаточно хорошо просматриваются, и можно хронологически проследить изменения их владений и социального статуса - от рядовых рыцарей до благородных и знатных.
В Ливонии Фёлькерзамы появились предположительно в первой половине XV века. 23 января 1432 года Рижский архиепископ Хеннинг предоставил в ленное владение Хенрикусу де Фолкерзене пахотные наделы в окрестностях Пиебалги, из которых и выросло Хоенбергенское крепостное поместье, остававшееся в собственности этого рода до 1816 года.
Вторым постоянным местом жительства де Фолкерзенов был Велкенхоф в окрестностях Валмиеры. В XVI веке число членов этой семьи настолько возросло, что их имена все чаще встречаются в Ронненбурге, Тербате, Ревеле.
Основателем Курляндского рода был Иоганн I, которого Динабургский комтур Вильгельм фон Финтерберг в письме в Любек от 24 августа 1544 года называет «уважаемым хорошим человеком, который с молодости жертвовал Видземским землям, верно и хорошо служил, также употреблен в вестях, вербовках и делах на благо этой земли». Около 1515 года он, как уполномоченный Ордена, поселял крестьян в окрестностях Динабурга. И уже в последующие 30 лет были созданы поместья Вец- и Яунгарсене.
В 1519 году магистр ордена Платенберг выдал ему в лен Калкуны (в окрестностях Динабурга). В 1543 и 1545 годах, как полномочный представитель ордена, он присутствовал при урегулировании пограничных споров между Курземе и Литвой. Еще при жизни Иоганн I отдал старшему сыну Мельхиору I в неделимую собственность Калкуны с условием выплаты определенной части остальным детям. Один их его сыновей, Фридрих, декан Рижского домского собора, пал в бою против русских войск в Тирзе. В юности Мельхиор I состоял на службе при дворе курляндского герцога, а потом капитаном в Сельбурге в качестве судьи и советника герцога Готхарда. Его сын Иоганн II, Динабургский судья, в 1596 году окончательно затвердил за собой Калкунские владения. В 1620 году он представлял свой род в Курземском рыцарском доме.
По итогам Северной войны Лифляндия и Эстляндия вошли в состав России, и только Курляндское Герцогство сохраняло относительную независимость. Именно в это время формируется класс наиболее богатых и влиятельных земельных собственников, которые и определяли экономическую и политическую жизнь Курляндии.
Уже 17 октября 1620 года Фёлькерзамы были внесены в матрикулы курляндского дворянства. Мы их видим не только на государственной службе в Курземе, но и при дворах Северной Германии, в саксонской армии, как высокопоставленных польских и датских генералов. Они уезжали на постоянное место жительство в Польшу, Мекленбург, Померанию, Норвегию и Лаузниц, создавали новые семьи, однако зарубежные ветви этого рода не приживались.
Старший сын Иоганна II Мельхиор III был человеком большого организаторского таланта, хорошо образованным, энергичным и служил советником, а затем канцлером герцога Курляндского Екаба в тяжелые времена польско-шведских войн. Как делегат Оливского мирного договора 1660 года, он с неутомимым старанием, храбростью, умом и красноречием добивался возвращения герцога из шведского плена. В 1662 году канцлер Курляндии Фёлькерзам принимал в Риге царского посла Желябужского.
Его род завершился около 1700 года, и его семья вскоре после этого потеряла калкунские владения.
Младшие братья Мельхиора III Иоганн III и Готхард Фридерик I начали новые Ниграндский и Лауцензенские роды, которые, многократно разветвляясь, приросли впоследствии значительными земельными территориями и поместьями.
В 1710 году умирает герцог Курляндский Фридрих Вильгельм. Его вдова Анна Иоанновна, дочь русского царя Ивана V, возводится на курляндский престол и способствует выдвижению и продвижению по службе курляндской знати. В первой четверти XVIII века Фёлькерзамы уже не только были знакомы с членами Императорского дома Романовых, но и состояли на весьма значимых постах в Российской империи. С 1730 года, когда Анна Иоанновна стала российской императрицей, представители курляндского дворянства начинают «осваивать» Санкт-Петербург.
К этому времени относится прошение вице-президента надворного суда Лифляндии Георга фон Фёлькерзама, из которого явствует о его назначении генерал-директором экономии на острове Эзеле (Саарема). Через пять лет Именным указом от 22 мая 1730 года ему пожизненно пожалованы земли в рижском уезде. Впоследствии Фёлькерзамы играли заметную роль в Российской Империи.
Определениями Правительственного сената 10 июня 1853 г., 28 февраля 1862 г. и Высочайше утвержденным 22 января 1868 г. мнением Государственного Совета за курляндской дворянской фамилией фон Фёлькерзам признан баронский титул.
К этому времени Фёлькерзамам принадлежали обширные земельные владения и лесные угодья, в том числе в Курземе и Пилтене: Калкуны, Беркенхаген, Свенте, Сусея, субатский приход Стаблитен, Лаусензее, Илзензее, Нигранде, Пикелн, Пинен, Беркхоф, Алажи, Даннхоф, Ионнанисхоф, Гросзене, Элерня, Лассене, многочисленные наделы в Видземе, в приграничье с Литвой и Польшей - Аигшлаузница и Лирса.
Среди приближенных к российскому императорскому двору можно отметить действительного статского советника барона Теодора Георгиевича фон Фёлькерзама, генерал-аншефа артиллерии Вилима Вилимовича фон Фёлькерзама, контр-адмирала Дмитрия Густавовича фон Фёлькерзама. В 1904 году, являясь младшим флагманом Второй тихоокеанской эскадры, он поднял свой флаг на эскадренном броненосце «Ослябя», который покоится с телом адмирала на дне Цусимского пролива.
Депутат Третьей и Четвертой Государственной думы от Курляндии барон Гамилькар Евгеньевич фон Фёлькерзам (1907 - 1913) отличался необыкновенной энергией, настойчивостью и принципиальностью в отстаивании интересов своих избирателей.
Но были в роду Фёлькерзамов и столь значительные государственные лица, о деятельности которых необходимо рассказать более подробно.
Это Гамилькар Георгиевич фон Фёлькерзам (06.01.1811 - 19.05.1856) и его племянник Магнус Конрад Армин фон Фёлькерзам, которые принадлежали к так называемой штейнензейской ветви.
Родовое поместье Штейнензее (Стельмуйжа в Зарасайском районе Литвы) возникло в начале XVIII века. В Штейнензее и родился основатель этой ветви Георг Фридрих (10.11.1766 - 18.11.1848) фон Фёлькерзам, который с 1829 по 1847 год был гражданским губернатором Лифляндии. От брака с Бениной Готлиб (1771 - 1861) в семье родилось девять детей. Они были разносторонне образованы, отличались широтой взглядов, целеустремленностью. Их сын Александр стал впоследствии дипломатом, Николай - первым русским туристом, посетившим Бразилию, Владимир был членом Государственного Совета (прототип генерала Каренина в романе Льва Толстого «Война и мир»). Дочь Амалия Георгиевна (1799 - 1864) более 30 лет возглавляла фабрику по выпуску столового белья высшего качества, являлась одной из первых и весьма успешных деловых женщин России. Состояла в браке с генерал-майором Михаилом Александровичем фон Менгден.
Другая дочь, Мария (1828 - 1902), отличалась необыкновенной красотой. Ее портрет писал известный немецкий портретист Ричард Лаукерт. Замужем она была за генералом графом Дмитрием Иануарывичем Толстым. В дивизии ее мужа служил полковым командиром Павел Иванович Пестель, который любил порассуждать вслух о будущем устройстве России и о своей роли диктатора в новом государственном устройстве, на что баронесса останавливала его: «Пестель, Пестель, плохо вы кончите». Как в воду смотрела.
Но наиболее сложная, противоречивая и славная судьба выпала на долю Гамилькара Георгиевича, который говорил: «Ценность кого-то определяется не правами, которыми он обладает, а обязанностями, которые он принимает на себя».
Гамилькар с детских лет отличался от сверстников неодолимой тягой к знаниям, умом, настойчивостью и целеустремленностью. Несмотря на то, что к 19 годам Гамилькар уже был всесторонне образованным молодым человеком, в 1829 году он поступает в Берлинский университет, где изучает естественные и исторические науки и философию. Прекрасный оратор, он часто привлекает к себе внимание не только сокурсников, но и преподавателей. Гамилькар с глубоким интересом изучает труды своего любимого профессора, да это и неудивительно, ведь Георг Гегель пишет об истории развития человеческой культуры как о проявлении «мирового разума», обосновывает логику как науку познания. В своих лекциях Г. Гегель убедительно доказывает, что идея способна изменить сознание, волю и личность человека. Гамилькар полностью разделяет его взгляды, но более всего его восхищают диалектические схемы развития общества, излагаемые профессором, в которых Г. Гегель говорил о преодолении экономической и политической отсталости в Германии не путем революционных потрясений, а в форме уступок и компромиссов, терпимости к отживающим формам собственности. Не удивительно, что, возвратившись на Родину, Гамилькар фон Фёлькерзам активно пропагандирует идеи, которые, по его глубокому убеждению, должны привести к экономическому процветанию Остзейских земель.
Чтобы быть ближе к остзейским столицам, к основным политическим и экономическим центрам региона, Гамилькар фон Фёлькерзам покупает имение Руэн-Гросгоф (Руена), вступает в партию Видземских земельных собственников и вскоре становится признанным вождем ее либерального крыла.
В своих выступлениях Гамилькар фон Фёлькерзам отстаивает идею предоставления крестьянам больших прав на землю, что должно было с одной стороны предотвратить дальнейшие голодные бунты, с другой - значительно поднять эффективность сельскохозяйственного труда. По закону, подписанному Александром I (1819), крестьяне были признаны лично свободными, но не были наделены землей, не могли свободно выбирать место жительства, поэтому им приходилось соглашаться на любые кабальные условия, которые выдвигали помещики.
Идеи Гамилькара фон Фёлькерзама встречали ожесточенное сопротивление крупных земельных собственников, которые настаивали на ужесточении системы «выжимания пота», не желали расширения числа земельных собственников. Они резонно предполагали, что в дальнейшем это может привести к значительному усилению экономического и политического влияния новых хозяев и к дальнейшим изменениям в земельном законодательстве в интересах этого класса.
В 1846 году императором Николаем I был создан особый Остзейский комитет для рассмотрения вопросов землепользования, в который вошел и Гамилькар фон Фёлькерзам. Его активная деятельность в составе комитета вскоре стала приносить реальные результаты, росло и его личное влияние. В 1847 году он избирается членом правления Видземе, а с 1848 года и Земельным судьей. Избранный в 1848 году губернским предводителем дворянства, Гамилькар добивается учреждения Земельного банка для финансирования выкупа земель крестьянами.
9 июля 1849 года был утвержден новый закон о крестьянском землепользовании, автором которого был Гамилькар фон Фёлькерзам. В «Лифляндском крестьянском поземельном изложении», введенном 20 ноября 1850 года, отмечалось, что вся земля оставалась в собственности помещика, но восстанавливалось разграничение помещичьей и крестьянской земли. Землю, считавшуюся крестьянской, помещик не мог присоединить к своим угодьям, а был обязан или сдавать в аренду, или продавать крестьянам. Размер выкупа определялся по соглашению между помещиком и крестьянином.
На смену барщинной аренде должна была прийти денежная аренда. Средства, полученные от аренды и продажи крестьянских дворов в собственность, должны были использоваться помещиком для расширения производства, приобретения инвентаря и скота.
В период перехода к денежной аренде удельный вес дворохозяев и членов их семей не превышал 25-30%, абсолютное большинство сельских жителей были безземельными. Повальная нищета и незаинтересованность крестьян в результатах своего труда были главной причиной упадка в сельскохозяйственной отрасли. Было установлено, что 17 наемных рабочих выполняли ту же работу, что и 70 барщинных крестьян.
Казалось очевидной целесообразность принятых изменений в законе о земле, но это вызвало бурю негодования крупных земельных собственников, которые всячески саботировали его осуществление. Ландтаг 1856 года высказался против утверждения этого закона, что стало одной из причин трагической гибели его создателя. Неожиданная смерть 45-летнего реформатора и общественного деятеля в расцвете таланта и творческих сил породила немало противоречивых слухов и легенд, которые живы и по сей день. Но дело его жизни получило стремительное продолжение - развитие капиталистического производства на селе остановить уже было невозможно.
Старший брат Гамилькара Фабиан Иоганн Евгений (1809 - 1883), служивший в правлении Балтийских Государственных предприятий, был женат на Марии Констанции фон Фитингоф-Шель (1819 - 1889), дочери капитана русской службы и уездного судьи в Курляндии Адама Людвига Бенедикта фон Фитингоф-Шель (1780 - 1828) и Луизы Шарлотты фон Клопман (1783 - 1835), и имел в этом браке десять детей. Самым младшим в семье был Магнус Конрад Армин, оставивший заметный след в культурной жизни Российской империи.
Армин барон фон Фёлькерзам родился 4 апреля 1861 года в Риге. Получил прекрасное гуманитарное домашнее образование, затем продолжил учебу в пансионате Митавы (Елгава), закончил Николаевскую гимназию в Либаве (Лиепая) и Императорский Дерптский (Тартуский) университет. В марте 1887 года он поступил на государственную службу чиновником при прокуроре Судебной палаты и Законодательного отделения Министерства юстиции (Санкт-Петербург), где (предположительно) и познакомился с Великим князем Николаем Александровичем (будущим императором Николаем II). Несмотря на успешное продвижение по служебной лестнице, 30-летний барон решил круто изменить свою жизнь, посвятив ее целиком изучению прикладного искусства и генеалогии Остзейских провинций. Уйдя в отставку, он совершил почти двухлетнее путешествие по странам Западной Европы, где изучал прикладное искусство в музеях и частных коллекциях Германии, Австро-Венгрии, Испании, Бельгии, Италии, Франции, историю и геральдику. Вернувшись в Россию, он вскоре зарекомендовал себя как ведущий специалист в этой областях. Страстный коллекционер и художник экслибриса, он активно участвует в работе Общества древностей, пишет статьи по геральдике, генеалогии, искусству и литературе Курляндии. С 1893 по 1902 гг. он занимает должность комиссара генеалогии Курляндии. В 1893 году создает свой первый экслибрис для Великого князя Николая Александровича. В 1902 году, по протекции своего приятеля, старшего хранителя Императорского Эрмитажа Эдуарда фон Ленца (1860 - 1919), зачисляется в штат Эрмитажа на должность хранителя Отдела драгоценностей.
Приступив к работе в Эрмитаже, он сразу же перезнакомился со всеми ведущими художниками и мастерами прикладного искусства Санкт-Петербурга, а также с лучшими ювелирами города, в том числе с Карлом и Агафоном Фаберже. Эти знакомства позволяют ему получать необходимую квалифицированную консультацию по интересующим вопросам, с другой стороны, через него проходили почти все заказы на ювелирные изделия Императорской семьи дома Романовых. В феврале 1905 года он произведен в чин титулярного советника, чуть позже - надворного, в 1907 году ему присваивается звание камергера (соответствует чину действительного статского советника - одному из высших званий при Дворе). В 1909 году Армин фон Фёлькерзам становится директором Эрмитажа.
Обладающий энциклопедическими знаниями, за свою жизнь он написал более 50 научных работ по истории, геральдике, генеалогии, прикладному искусству, был одним из учредителей журнала «Гербовѣдъ», одним из самых продуктивных художников-графиков, работавшем в области создания книжных знаков.
В 1914 году Армин фон Фёлькерзам выполнил свои последние работы. Самым удачным был экслибрис к десятилетию цесаревича Алексея.
В ноябре 1915 года Армин фон Фёлькерзам подал прошение об отставке, мотивируя это болезнью сердца и упадком сил, к этому прибавилось и семейное горе - две старшие его дочери, поехавшие на войну сестрами милосердия, были ранены.
В дни Февральской революции он находился в Гатчине, присутствовал при аресте семьи Николая II в Царском Селе, после Октябрьского восстания выехал в Финляндию, но по дороге простудился и 7 декабря скончался в городе Борге (Порвоо).
В настоящее время члены большого и древнего рода Фёлькерзамов проживают во многих европейских государствах. Несколько лет назад могилу Гамилькара Фон Фёлькерзама и дом-музей Я. Райниса посетила Андреа Стегман (урожденная баронесса фон Фёлькерзам) и рассказала о том, что собирает материалы для открытия в Париже дома-музея Фёлькерзамов.
Ну и, конечно же,
ГЕРАЛЬДИКА СЕГОДНЯ