Специальная война - тоже война в Югославии, хотя и до 1991 г.

Jun 19, 2008 13:07

(Кросс-пост в юго-ру)
Специальная война против СФРЮ. Только для внутреннего использования!



Что знала Югославия о нависшей над ней смертельной опасности?




Ещё Ильф и Петров в «Одноэтажной Америке» заметили, что, путешествуя по стране, стоит останавливаться на ночлег не в гостиницах с их безликим персоналом, а в частных пансионах, общение с владельцами которых помогает заглянуть в душу местному населению. В живописном горном уголке Черногории на самой границе с Албанией, мы сняли второй этаж дома за умопомрачительную цену в 12 евро с носа.
Разглядывая книжные полки в одной из комнат, с умилением обнаружил издание, чью обложку украшал предупредительный гриф: «Для внутреннего пользования!» и заголовок: «Специальная война против СФРЮ и методы защиты». Относясь к типу людей, которые, узнав, что на что-нибудь смотреть запрещено, стараются это что-нибудь разглядеть повнимательнее, я взял книгу в руки. На второй странице обложки стояла печать военного отдела местной общины и то же самое предупреждение: «Для внутреннего использования!»
При ближайшем изучении книга оказалось сборником материалов совещания «Специальная война против СФРЮ и меры защиты», которое в 1982 г. состоялось в политической школе «Тито» в Кумровце. Сборник состоит из несколько десятков статей о разных аспектах антиюгославской деятельности иностранных государств - от США до Албании, от Болгарии до СССР, а также эмигрантов и «внутреннего противника». Авторы - функционеры компартии и офицеры УДБа - Управления госбезопасности, о котором в СФРЮ ласково говорили: УЗНа све да зна! (УЗНа должно знать всё!, УЗНа - одно из прежних названий УДБа).
Кого юги боялись больше - стран ИБ (инфорбюровский блок, как их по традиции именовали) или западников? СССР или США?

Угрозы с обеих сторон описаны довольно уравновешенно, однако общее впечатление - Запад воспринимался всё же как более коварная сила, перед которой СФРЮ беззащитнее, хотя бы потому, что миллионы югославов работали за границей, где ускользали из поля зрения собственного государства.
Из документов следует, что антиюгославская деятельность «иностранного и внутреннего неприятеля» тогда ещё не находила поддержки в народе. Так, отмечается провал большинства попыток устроить теракты на территории СФРЮ, предпринимавшихся эмигрантскими союзами (прежде всего хорватскими) и имевших целью отпугнуть иностранных туристов.
Исключение составляло Косово, где массовые антиюгославские настроения зримо проявлялись уже тогда. Например, с номерных табличек тысяч машин их владельцы удалили красную звезду, являвшуюся частью дизайна автономеров СФРЮ. Скрупулёзный подсчёт количества антиправительственных лозунгов, появившихся в общественных местах, показал: c 1 марта 1981 по 1 апреля 1982 г. ежемесячно на всей территории страны появлялось более 1500 незаконно написанных призывов (50 в день), причём к концу периода интенсивность их появления резко возросла. Всего в этот период несознательные и враждебные элементы марали стены 19760 раз, причём в 90% случаях «контрреволюционные» (официальный термин) тексты отражали взгляды албанских националистов, в 1% - сербских националистов, а в 9% -остальных «враждебных сил».
Именно в Косово лозунги призывы носили наиболее агрессивный характер: Сербы - вон!, Убивайте сербских детей! и т.д. Верные принципам братства-единства докладчики указывали и на проявления сербского национализма, опасность реабилитации четничества и т.п.
От внимания бдительных югочекистов не ускользнула даже угроза, которую таила в себе только начинавшаяся тогда компьютеризация общества: например, информатизация огромных пластов политической и экономической информации стратегического значения способствовала её ускользанию на Запад. К тому же СФРЮ попадала в зависимость от западных поставщиков, которые, как подчёркивается в докладе, соглашались передавать югославам только устаревшие технологии.
По воспоминаниям хозяина нашей виллы, сразу после смерти Тито компетентных товарищей познакомили с грозным пророчеством «из иностранства»: Югославия не протянет и десяти лет. В 1991 г. она действительно распалась. Кстати, при чтении сборника возникает ощущение, что его авторы в глубине душе осознавали обречённость страны, о защите которой они писали.
В общем, попросил я хозяина продать замечательную книжку. Он тяжело вздохнул и сказал, что ему жаль с ней расставаться, ибо она напоминает о прежней жизни (в которой, как выяснилось, товарищ был уважаемым членом общества, УДБистом, - и, верятно, не пускал в свой дом всяких подозрительных ночлежников из инфорбюровского блока). Однако «из уважения к России» контрразведчик отдал мне её даром, т.е. безвозмездно. Переданная в ответ бутылка водки была принята с благодарностью и видимой радостью, несмотря на принадлежность ветерана к мусульманской части населения Черногории.
ПС. Листаю брошюру и думаю, не написать ли статейку о том, как Югославия заглядывала в пропасть, в которую ей предстояло свалиться?
Previous post Next post
Up