"The Last Supper" - the last, the super

Feb 01, 2011 15:18


А свой рассказ о поездке в Милан я хочу начать с конца...

Всё-таки правильно, что посещение "Тайной вечери" (она же - "The Last Supper", она же - "Cenacolo Vinciano" или просто "Il Cenacolo" ) я оставил на второй день, почти перед самым отъездом. Впрочем, когда я за несколько недель попытался купить билет через официальный сайт, обнаружилось, что билеты на посещение уже забронированы на месяцы вперёд! Немудрено, так как посетителей в трапезную Santa Maria delle Grazie пускают группами строго по 25 человек и не дольше, чем на 15 минут. На некоторых форумах бывалые путешественники рекомендовали подойти с раннего утра и на любом языке, кроме итальянского, слёзно умолять о билетике, если вдруг кто-нибудь откажется от брони. Но у меня и так было не много времени, чтобы его ещё терять в ожидании удачи, а уезжать без посещения "Вечери" не хотелось. Поэтому я не стал полагаться на случай, а забронировал билет по спекулятивной цене через агенство...





В самом Милане составленный ещё до поездки план посещения достопримечательностей был нарушен, поэтому за 40 минут до начала экскурсии я находился в противоположном конце исторического центра города. Между прочим, в ваучере подчёркивалось, что на месте нужно быть не позднее, чем за 20 минут до назначенного времени. Не буду утомлять описанием моей гонки к церкви, в итоге которой я, вспотевший, как скаковая лошадь, получил свой билет со словами: "Не волнуйтесь, у Вас ещё 10 минут". Кстати, я оказался ещё и не последний - у девушки на кассе в руках были ещё два билета...

За оставшееся до начала время я отдышался, уронил очки на каменный пол (не спрашивайте, что я в тот момент подумал, к счастью, они не разбились), немного почитал стенды с историей фрески. Поскольку я стоял возле самой двери, я оказался первым в нашей небольшой группе, кто прошёл на начало экскурсии. Правда, особой выгоды мне это не принесло - до самой трапезной мы добирались через систему шлюзов, когда двери в следующий отсек не открывались прежде, чем проходило некоторое время после закрытия дверей, через которые мы вошли. Стоя в последнем шлюзе, мы наблюдали через стеклянную дверь за посетителями из предыдущей группы и слушали рассказ экскурсовода, почему так важно поддерживать постоянную температуру и влажность в трапезной. Наконец, за дверями прозвучал чарующий сигнал с требованием покинуть помещение. Прошла ещё пара минут, двери открылись и мы вошли.



(с) интернет

Экскурсовод продолжала рассказывать о Леонардо, о сюжете, об истории произошедшего с трапезной и фреской до настоящего времени... Интересно, правда, я даже в некоторых местах прислушивался. Но в основном я ходил по трапезной и рассматривал фреску с разных ракурсов.

Фреска располагалась под потолком, а подход к ней был закрыт специальным ограждением. Первая мысль, проскользнувшая у меня, была: "Книга интереснее! В альбомах изображение было чётче и ярче!.."  Зато картинка в альбоме или на компьютере не могут передать всю грандиозность проделанной Леонардо работы. Это на расстоянии кажется, что фреска небольшая, а стоит пройти от стены до стены и осознать, что всё это - ширина росписи!..

Сами изображённые люди, их позы, требуют более пристального внимания. В них находишь дополнительные детали, которые дают представление о персонажах, их характере. Не зря же легенды гласят, что Леонардо мог днями не прикасаться к кисти, а потом в непогоду примчаться в неурочный час, чтобы провести одну черту...

Впрочем, про эту фреску известны ещё легенды. Например, что Леонардо пригрозил нарисовать Иуду с настоятеля, который постоянно жаловался на медлительность художника. Или вот ещё:

Однажды, когда художник присутствовал на выступлении хора, он увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков и этюдов.
Прошло три года. "Тайная вечеря" была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее.
И вот после многодневных поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве человека - молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного. Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали.
С большим трудом его притащили туда и поставили на ноги. Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, которыми дышало его лицо.
Когда он окончил работу, нищий, который к этому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске:
- Я уже видел эту картину раньше!
- Когда? - недоуменно спросил Леонардо.
- Три года назад, еще до того, как я все потерял. В ту пору, когда я пел в хоре и жизнь моя была полна мечтаний, какой-то художник написал с меня Христа.

Что ещё поразило во фреске - это перспектива. Трапезная как бы переходят в изображённый на фреске зал. В смысле - не как в виденых мною ранее  диорамах и панорамах, когда, например, половина бревна представляет собой муляж, а вторая половина уже нарисована, а с точки просмотра бревно представляется единым целым. Нет, просто кажется, что стены на фреске являются продолжением стен трапезной, хотя и выглядят по-другому. И есть некая граница, которая разделяет нас и участников вечери...

На противополжной стене, куда нас повела экскурсовод, находится фреска Донато Монторфано «Распятие». По сравнению с "Вечерей" эта фреска произвела на меня меньшее впечатление. Хотя мне вспоминается,что это избражение я раньше тоже где-то видел...



(с) интернет

Экскурсовод ещё рассказывала про персонажей фрески Донато, когда прозвучал неприятнейший сигнал и специально обученные люди попросили нас покинуть помещение. Каждый уходивший на секунду задерживался на пороге, чтобы кинуть последний взгляд на великое произведение Леонардо. Я это всё заметил, потому что выходил последним благодаря счастливой случайности  - я оставил свой рюкзак на скамеечке возле "Вечери" и мне пришлось возвращаться...

Поскольку фотографировать в трапезной было строго запрещено, изображения фресок для этого поста я нашёл в интернете. Разве что через сколько-то лет и я, став президентом России, смогу сделать фото на фоне "Вечери", вызвав очередной раз гнев итальянской общественности... ;-)



(с) интернет

А пока я не президент, после экускурсии сфотографировался рядом с копией фрески (см. первую фотографию в посте). Руки бы оторвать тем японцам, которые не умеют пользоваться фотоаппаратами производства своей страны!..

Потом в сувенирной лавке я купил магнитик и колоду карт с голыми бабами картинами величайших художников, вышел во внутренний дворик и присел на скамеечку. После галопа к церкви и пролетевшей как один миг экскурсии на меня наконец нахлынули эмоции и я осознал, что только что прикоснулся к Истории. Последний раз такое чувство я испытал, когда дотронулся до египетских пирамид... Я сидел на скамеечке, делился по телефону с irenex  охватившими меня чувствами и ни-ку-да-не-спе-шил. Хотя по первоначальному плану нужно было поторопиться, чтобы успеть посмотреть Амвросианскую базилику, но после "Вечери" мне уже эта идея не казалась интересной. Так что я ещё посидел, собрался с мыслями и пошёл фотографировать Santa Maria delle Grazie. После первого же снимка...




... аккумулятор на фотоаппарате сказал "Упс!", так что на этом фотоохота и закончилась...

Дорога от церкви до железнодорожного терминала Cadorna показалась мне значительно короче, чем в обратном направлении. Ещё бы - на этот раз у меня было достаточно времени... Узнав из табло, что ближайший экспресс до аэропорта Malpensa пойдёт только через полчаса, я решил изучить привокзальную площадь. Эти итальянцы такие русские... Ну, а как ещё сказать, если злачное место перед вокзалом было в типичных традициях российских вокзалов, только с учётом итальянской специфики, и представляло собой ряд мини-кафешек с пивом и бутербродами по астрономическим ценам, стандартными пластиковыми столами-стульями, по соседству с которыми торговали "настоящей" одеждой с фирменными лейблами... И что меня окончательно доканало - из магнитофона в одной кафешке звучал типа рэп на русском языке :-)

А вот уличный музыкант, храбро расположившийся рядом с закрытой дверью в полицейский участок, играл блюзы с таким вдохновением, что оставшееся до поезда время я решил провести где-то поблизости.




В кафешке по соседству я хотел совершить свой традиционный ритуал - продегустировать местное пиво, но моё внимание привлёк некий смеситель с надписью "Vin Brule". Что такое крем-брюле я знаю, а вот что такое вин-брюле? В ответ на мой вопрос продавщица просто показала большой палец (не путать со средним!). После такой характеристики я не мог не заказать себе стаканчик.



Оказалось, что это вин-брюле - это глинтвейн, горячий, ароматный, невероятно вкусный. Так я и провёл последние пятнадцать минут в Милане - слушая блюз, прихлёбывая глинтвейн и наслаждаясь ощущением самого настоящего счастья...

А потом я сел в экспресс и отправился домой под играющих в наушниках старых добрых металлистов из Grave Digger...




Город:Милан, Здесь был я

Previous post Next post
Up