†
Мне отдали информацию, которую лично я воспринял тяжело. После проверки выяснилось, что факты правдивы. Тяжёлые сведения требуют веских доказательств, ведь даже слова честных людей - это только слова. Долго думал, как об этом писать. Сделаю так.
Информация будет представлена в последней по счёту записке, до неё кратко пройду по пути Дома Ипатьева, от начала до конца. Постараюсь обращать основное внимание на разные незначительные детали, которые либо неизвестны вообще, либо известны малому числу людей.
Приведённые сведения будут неудобны некоторым людям и службам. Мне всё равно.
С Богом.
Основание.
Город Екатеринбург был основан в 1723 году Василием Никитичем Татищевым на реке Исеть. Никаким городом он, конечно, тогда не являлся. Это был высокотехнологичный завод внутри хорошо укреплённой крепости, как и большинство уральских заводов того времени.
1 октября 1723 года заложена первая в Екатеринбурге церковь Св. Екатерины, покровительницы горного дела. По церкви назовут завод с посадом, а затем имя перейдёт к выросшему на их месте городу.
Один из первых планов Екатеринбурга. 1730-е годы. Хорошо видны крепость и посад.
Будущая Вознесенская горка в план уже включена.
В 1720 г. Татищев командируется в Сибирскую губернию, «на Кунгур» и «в прочие места для отыскания руд и постройки горных заводов». По заранее составленному им плану строится Егошихинский завод и его укрепления, который затем станет городом, известным нам под названием Пермь. Кроме Екатеринбурга и Перми, Татищев основывает также множество более мелких городов, образовав центр их управления в городе Екатерининске. Именно так изначально назывался Екатеринбург. Затем первое имя будет забыто, но после на короткий срок возвращено - в 1734-1737 годах, когда Татищев вновь вернётся на Урал управленцем, город снова станет Екатерининском.
Говорю это к тому, что в сети ведутся целые баталии - носил город это имя, не носил…
Слово историку, авторитет которого в данном вопросе непререкаем.
«В 1720 г. Татищева посылают на Урал и назначают руководителем казенной горнозаводской промышленности Урала и Сибири. Три года он проводит в Зауралье, работает над упорядочением горного дела, создает училища при казенных заводах, основывает новый центр управления ими - город Екатерининск, нынешний Екатеринбург».
Василий Никитич Татищев // История государства российского: жизнеописания. 18 в.- М.: 1996.- с. 193-200.
Да, именно так. Знаменитый историк Татищев и основатель Екатеринбурга Татищев - одно и то же лицо. Писал он эти строки о себе.
Василий Никитич сделал для Екатеринбурга два неоценимых дела: основал город и настоял перед Петром I, чтобы в нём был построен не медный, а железный завод. Второй поступок определил судьбу города на века. Все его современные заводы, начиная с «Уралмаша», имеют началом неколебимую волю и прозорливость Татищева. Так настойчивость и разум одного человека по сей день определяют судьбы миллионов людей.
Вознесенская горка.
Изначально Вознесенская горка называлась иначе. С 1735 года она носила имя «Генеральской горки», поскольку В.Н. Татищев, ставший к тому времени генералом, приказал отстроить на её вершине «Загородный Командирский дом» - своего рода маленькую крепость из нескольких строений в виде укреплённого квадрата. Лихие были времена.
В 1770 году по просьбам жителей окрестных слобод на Генеральской горке была построена церковь Вознесения Господня. Основу её составил деревянный Петропавловский придел Богоявленской церкви, который был сооружён в 1755 году на Торговой площади Екатеринбурга, а затем перенесён на новое место. По церкви горка и получила имя - Вознесенской.
Вознесенская церковь.
Через двадцать два года, в 1792 году, напротив старой (деревянной) церкви была заложена новая - каменная Вознесенская церковь, которая и просуществовала до наших дней.
Старая Вознесенская церковь находилась не там, где сейчас стоит каменная, а на другом месте - в двухстах метрах к западу от неё. Шестнадцать лет, пока шло строительство новой каменной церкви, в старой исправно служили службы. Но всему выходит срок. В 1808 году старую церковь закрыли.
Екатеринбург. Вознесенская церковь. Фото 1930-х гг.
Вид на Вознесенскую церковь с Уралтрансгаза.
Однако жизнь «Старо-Вознесенской» церкви после строительства новой не оборвалась. Церковь была разобрана по брёвнам и 19 мая 1808 года перенесена в Нижнеисетск, где долгое время была приходской, а затем кладбищенской. С помощью двух картин и одной фотографии мы можем представить её внешний вид.
Изображения эти сохранились случайно, чудом, и только благодаря энтузиазму нескольких людей мы сегодня можем их увидеть.
Местоположение Старой Вознесенской церкви.
Несмотря на, казалось бы, значительную удалённость по времени, которое, как известно, стирает все следы (археологи поймут), мы можем с полным основанием сказать, где точно находилась старая церковь.
В русском языке, слитно и неразрывно с ним, существуют понятия: деревня, сельцо, село. Только когда умрёт последний русский, эти слова забудутся. Да и то не факт. Но в чём между ними различие, большинство сегодня уже не скажет. Мне было бы любопытно узнать, какой процент читающих смог бы объяснить разницу без словаря.
Она не в количестве жителей. И не в удалённости от трактов и городов. Она - в наличии церкви.
Жёсткая связка: село = церковь, сельцо = часовня, деревня - ничего.
Практика переезда церквей на Руси - дело не такое уж редкое, как может показаться на первый взгляд. По самым разным причинам люди снимались с мест целыми сёлами, разбирая по брёвнышку и забирая с собой всё, в том числе и собственные храмы. Не бросишь ведь. Кроме того, существовала практика передачи старых деревянных церквей из крупного места обитания людей в растущий населённый пункт, нуждающийся в церкви. Здесь как раз разбираемый нами случай.
Но как поступить с местом, где раньше стояла церковь? Ведь оно намолено. Там отпевали и венчали родных, там сами ежедневно молились Господу. Никто не позволит, чтобы после всего по таким местам ходили бурёнки.
Место бывшей церкви огораживали. Место алтаря - ограждали особо. Так
поступали даже с походными войсковыми церквами. На месте алтаря часто ставился памятный знак - часовня с крестом.
Примерно такой. Правая часть рисунка.
Дом Ипатьева.
Дом Ипатьева. На переднем плане часовня в честь Вознесения Христова.
Слева, на юго-восточном углу забора - будка охраны.
Последнее фото сделано с востока на запад.
Сказанное значит, что Дом Ипатьева был построен точно на месте бывшей Старо-Вознесенской церкви.
Ещё точнее, всё южное его крыло.
Часовня, которую палачам пришлось обогнуть забором, стоит прямо напротив окон комнаты Государя и Государыни. Следующая по оси восток-запад комната - Великих Княжен, а точно под Их комнатой - то самое полуподвальное помещение, «комната № 2».
1. Комната Государя, Государыни и Наследника.
2. Комната Великих Княжен.
3. Комната убийства.
4. Часовня в честь Вознесения Христова.
Старая Вознесенская церковь имела размеры в плане 29 на 11 метров.
Дом Ипатьева - 31 на 18 метров.
Привязка часовни/места алтаря с известными размерами церкви и ориентацией по сторонам света к плану Дома Ипатьева с также известными нам размерами и ориентацией даёт следующую картину.
Как содержание под стражей, так и ритуальное убийство Семьи произошли внутри объёма и на земле бывшей старой Вознесенской церкви.
Андрей Разумов.
_______________________________