Теория и практика рисования. Многабуков.

Feb 20, 2011 14:19

 Последнее время часто обсуждаю с совершенно разными людьми тему рисования с детьми.
Мы с Данькой рисовать очень любим, и мне ни разу не приходило в голову посмотреть "теорию", как я обычно делаю со многими другими сферами взаимодействия с ребенком. Творчество у нас сразу стало любимым времяпрепровождением, и мы всегда беремся за бумагу, когда не знаем, чем еще заняться. Рисую я с ним всегда интуитивно - в чем-то вспоминаю, как мне рисовал дедушка (ух как же мне это нравилось!!!), или импровизирую, когда мы с головой погружаемся в процесс.
Начали мы с ним где-то с года и трех  - до этого он упорно сжирал все предоставляемые материалы. И первым нашим изобразительным средством стали ручки и карандаши. Недавно я узнала, что теория рисунка с детьми говорит, что надо начинать именно с красок, т.к. пятно - более простое и понятное детям изобразительное средство, чем линия. Думаю, все как всегда индивидуально, потому что в нашем случае краски не пошли - все исключительно разливалось, елось и разбрасывалось, тогда как карандаши и линии совершенно захватили Даньку. Кому как, но на мой взгляд линия совершенно не ограничивает. Мне безумно интересно следить, как развивается его рисунок. Сначала он просто возюкал фломастерами/карандашами по бумаге, пробовал их на вкус и цвет и был всецело поглощен процессом.
Постепенно его техника начала изменяться)) Как-то в процессе изучения машин я ему показала, что колесо - круглое и сделала вращательное движение рукой. Это его чрезвычайно взбудоражило, он стал повторять за мной движения, до сих пор рассказывает всем, что колеса круглые и постепенно начал отличать и другие круглые предметы. В этот же период в рисунках стали появляться "круги" - конечно же, нарисованные им по-своему, но сомнений у меня нет, т.к. он сопровождает рисунок активной и понятной жестикуляцией. Потом я как-то раз нарисовала ему дождик, и Даньке понравилась концепция точки. Он стал ставить точки сам и делать это совершенно по-разному - может дубасить по бумаге или аккуратно рисовать малюсенькие и гордо их показывать. Интересно, что после точек он часто рисует черточки, потом "загогулины", а затем вновь возвращается к точкам. И так по кругу. Т.е. соблюдает какой-то им же придуманный ритм. Последнее время полюбил прямые параллельные вертикальные линии, которые потом часто обрисовывает загогулинами.
Еще мы очень любим рисовать линии под разные звуки, увязывая характер моего мычания, жужжания итд и самой линии, а также картинки-истории, в которых я рассказываю, как мы ходили гулять, что видели и что делали. Он явно связывает мои схематичные наброски с действиями, сопровождает процесс жестами и очень радуется. Огромное удовольствие приност игра "точка-точка-запятая..." - его веселят появляющиеся мордочки, и он просит рисовать их снова и снова, показывает, где именно или ставит мою руку.

Я к чему все это. На мой дилетантский (как мамы) и не очень (как историка искусства и дизайнера) взгляд ограничить творчество ребенка можно только если диктовать ему какие-то правила, говорить, что существует единственно верный метод и ориентировать лишь на него. Мне кажется, что нет и не может быть правильной теории рисунка, есть живой и очень интересный опыт других мам, собственная интуиция и воображение и бесконечная фонтанирующая фантазия ребенка.
А еще я лишний раз убедилась в том, что очень легко впасть в крайность, следуя духу и букве какой-либо одной концепции воспитания. ЕР, безусловно, мне так и остается ближе всего, но это не значит, что все его посылы верны. Нельзя ограничивать себя одними рамками, отрицать иной опыт, важно анализировать, включать критический подход. Все это уже банальные изъезженные выводы. И напоследок еще один, такой же "оригинальный". Как сказала одна моя подруга, главный ориентир у любой мамы - это ее собственная интуиция.

экспириенс, Данька, 1.5 - 2 года, чем заняться с ребенком

Previous post Next post
Up