О прикиде знатной дамы на полигоне, 10-15 века
Это набор кратких замечаний, а не инфа, как шить:)
Картинки можно на сайте моем поискать, кое-что там есть, а скоро и еще будет... когда некоторые повесят:)
Общие положения:
1) Прикид либо не должен иметь шлейфа совсем, либо иметь шлейф из легко стирающейся ткани.
2) Прикид должен быть малогорючим и по возможности не очень мнущимся
3) Прикид должен обладать высокой степенью модифицируемости (варианты верхней одежды, съемных рукавов, выразительных сменных деталей)
4) Если у вас нет камеристки, ваш прикид должен быть по возможности таким, чтобы надевать его было несложно и в одиночку
5) По возможности он должен отвечать требованиям обычного лесного прикида
http://ranwen-daerin.livejournal.com/298623.html#cutid16) Следует иметь аксессуары: красивые мешочки/сумочки, носовой платок, влажные салфетки (мыть руки, знатная дама не ходит с грязными руками), молитвенник, четки, символ веры, гребешок, зеркало, бумажные салфетки, сухие духи или духи в виде эфирного масла (катят отлично почти на любой исторической период), очень неплохо иметь перчатки (они появились в 9 веке), вышивание или вязание (часто бывает нечем заняться), передник или салфетку, чтобы не запачкать платье во время еды или других дел, требующих аккуратности; небольшую подушечку для сидения (на чем только не приходится сидеть!). Я ношу обычно с собой корзинку, она, конечно, немаленькая (у меня их три разного размера), но легкая и все под руками.
7) Напоминаю также: плащ и головной убор - обязательные части прикида!
Конкретика, по эпохам (в основном Европа, можно дать мне отдельные запросы на более экзотические костюмы):
До 10 века Крашеное платье - уже очень понтово, но цвета в основном неяркие, темные. Нижняя рубаха - белая, отбеленная. Материалы: лен, шерсть, вышивка может быть и металлизированной ниткой. Состав прикида обычно - нижняя рубаха, платье с сужающимися рукавами, пояс; распространены туники-далматики с коротким рукавом. Плащ обычно прямоугольный, да и вообще крой прямоугольный, расширения за счет клиньев, облегания почти нет. На голове - покрывало, овальной формы, белое, придавливается шнуром, диадемой, волосы не показывают, либо прическа в две косы; девушки могут носить распущенные волосы и венок. Украшения из неограненных камней, металлические, деревянные. Наряд богато украшается вышивкой, тесьмой, бусинами, шнуром. Сложностей в изготовлении полигонной версии, как правило, нет.
11-14 века Классическое средневековье. Самые дорогие цвета - алый, пурпур, черный, синий, в моде экзотические цветовые сочетания, сам цвет насыщенный. Материалы: лен, шерсть, с Востока уже завезли шелк, но он редок и очень дорог, так же редок бархат. Состав прикида: нижняя рубаха (чаще таки традиционно белая), платье с разными интересными формами привязывающихся рукавов, корсет (короткий стеганый корсаж), сюрко, с рукавами и без, с разного размера проймами, пелиссон (короткое платье на меху с широкими рукавами). Шнуровка обеспечивает бОльшую степень прилегания, также в моде длинные ряды металлических или деревянных пуговиц. Появляются плащи полукруглой формы, искусство кроя совершенствуется. На голове замужние дамы и вдовы носят барбетт (полоска ткани под подбородком), филлет (типа обруча, прижимающего барбетт) и верхнее покрывало, белое, как правило, тонкое (чем тоньше, тем понтовее), вдовы могут расшить свое покрывало черными "слезками". Возможен также вариант горже - белой трубы из тонкой ткани, надеваемой на шею вместо барбетт. Немного позже - косы укладывались в сетку по бокам головы или сзади, и покрывало можно не использовать.Девушки носят распущенные волосы с диадемой, оголовьем или венком, 2 косы. Распространяются головные уборы типа шаперон, чепчики, но в основном среди простонародья. Отделка: ограненные камни, металл, дерево, наряд украшается бусинами, бисером, вышивкой, тесьмой, мехом. Основные сложности полигонного варианта - шлейфы, длинные широкие рукава (см. Общие указания выше), головной убор, который имеет смысл закрепить с утра парой стежков, чтоб не разваливался, цепляясь за ветки.
14-15 века Готика. Безумные моды, неудобные одежды. Цвета встречаются более-менее все, появляются нежные, пастельные оттенки. Материалы: лен, шерсть, шелк, парча (в основном вышитая металлизированной ниткой), бархат, нечасто - хлопковое полотно. Ткани тяжелые, драпирующиеся. Состав: нижнее платье (если есть нижняя рубашка, то тонкая), верхнее платье, могут быть дополнительные рукава. В моде "беременный силуэт", который продержится до испанских и тюдоровских мод - на живот подкладывались специальные подушечки, линия талии завышена. Основных видов верхнего платья два: упелянд и собственно готическое. Упелянд - широкое свободное платье, прихватывается в талии поясом, имеет стоячий (обычно невысокий) воротник и длинные широкие рукава, подбитые контрастной тканью, края их вырезались фестонами. Изредка упелянд не доходил спереди до земли, открывая юбку нижнего платья, рукава нижнего платья узкие и облегают руку до середины кисти. Головные уборы - довольно сложной конструкции, на высоких прическах репятся покрывала, в лесу разумнее заменить их беретами для замужних дам, а незамужние, какобычно, могут носить волосы распущенными или покрывать легким платком. Отделка упеляндов - в основном только за счет контрастных рукавов, пояса и воротника, также носили длинные бусы и украшения в волосах. Для лесоусловий упелянды не стоит делать со шлейфом, и даме в платье с такими рукавами довольно неудобно делать что бы то ни было по лагерю.
Готика - верхнее платье того же силуэта, но значительно менее широкое, узкие рукава прикрывают кисть до середины, сверху до пояса (пояс под грудью) идет V - образный вырез, через который видна яркая ткань пластрона либо нижнего платья, сам вырез обрамлен лентой/мехом, также мехом часто отделываются манжеты; готическое платье может тоже не доходить спереди до пола, показывая нижнее. Головной убор - эннен, шпилеобразный чепец-колпак, иногда с отворотом, под него полностью убираются волосы, поверх может надеваться корона или диадема, к вершине шпиля крепится тонкое покрывало, как правило, белое - этот убор носят все дамы. Украшений мало, как правило, перстни и что-то небольшое в вырезе горловины. Меры предосторожности - отсутствие шлейфа, не слишком высокий эннен (а лучше вообще небольшой, как следует приколотый к волосам (особенно хорошо, изготовив эннен из картона, найти спицы с шариками на концах, использовать их как шляпные булавки и надеть шарики на острые их концы с другой стороны.
to be continued...