В редакцию пришла женщина.
-Можно поместить в газете объявление-спросила она.
-Конечно, почему же нельзя?
Женщина подает листок бумаги. Читаем. Наталья Захаровна Макарова просит объявить в газете благодарность рабочему агрегатного завода Ивану Григорьевичу Кузовлеву за спасение ее сына Николая.
Когда ей сказали о том, что таких объявлений в газете мы еще никогда не давали, она явно растерялась -Как же быть-то теперь ? Ведь я-мать. Вы должны понять мои чувства. Если бы не Иван Кузовлев, я бы лишилась сына. Поймите, как я благодарна ему! А как выразить это? Я уж ему и деньги давала, да он их не берет. Обругал даже. А теперь просто избегает меня. Прошу вас, напишите о нем, пожалуйста, в газете...
Просьба Натальи Захаровны вполне законна и мы ее с удовольствием выполняем.
А СЛУЧИЛОСЬ это вот как. Было утро 9 апреля. Обычно небольшая речка, протекающая у села Кривополянье, теперь металась и бурлила в крутых берегах. Кружась и приплясывая, мчались по ней льдины.
На берегу речки играли малыши. Они с интересом смотрели на ледоход, а когда льдины подходили к берегу, отталкивали их палками. Шестилетний Коля Макаров оступился и упал в воду. Бушующая река подхватила его, завертела и понесла к омуту, вода в котором, словно в огромной воронке, носилась в бешеном круговороте.
Находившиеся неподалеку женщины заметались по берегу, подняли крик. Но мальчика неумолимо несло к омуту откуда уже не было и не должно быть возврата.
В это время к перекинутому между крутыми берегами реки небольшому мосту приближался Иван Кузовлев.
Он шел с работы, с ночной смены. Услышав крики на берегу, ускорил шаг. И вот среди пены и битого льда на самой середине стремительно бегущей реки Иван увидел детскую головку, которая то появлялась на поверхности, то скрывалась под водой.
Не раздумывая, Иван Кузовлев бросился в стремнину. Ледяная вода обожгла все тело. Но он не обратил на это никакого внимания. Все мысли Ивана сосредоточились на том, как быстрее настичь ребенка, не дать реке затащить его в омут. Помогло быстрое течение. Оно подхватило смельчака, и через несколько секунд Иван выхватил ребенка из воды у самого края омута.
Течение, которое сначала помогло настичь мальчика, теперь мешало. Оно не давало возможности добраться до берега, влекло к омуту. Намокшая одежда и сапоги сковывали движения.
Иван понимал, что если он позволит течению увлечь его в омут, значит ему и мальчику неминуема смерть. С отчаянной решимостью он напряг все свои силы, отгребаясь одной рукой, а другой приподняв над водой ребенка, упорно борясь с бурным течением, медленно сантиметр за сантиметром приближался к крутому берегу. Здесь собравшиеся люди протягивали ему вилы, жерди.
Наконец, когда Иван почувствовал, что силы покидают его, ему удалось ухватиться за протянутые кем-то вилы. Через минуту мальчик и его спаситель были на берегу.
НАМ ОЧЕНЬ хотелось познакомиться с человеком, который, можно сказать, совершил подвиг, спасая ребенка, рисковал собственной жизнью. И вот мы в кабинете председателя завкома агрегатного завода Василия Алексеевича Бычкова. Пришел сюда и секретарь партбюро завода Серафим Павлович Попов.
-Иван Кузовлев? Есть у нас такой, фрезеровщик. Как работает? Хорошо работает, в цехе его уважают. Выработка его-120-130 процентов. В общем, неплохой парень. А что случилось?
Мы рассказали о драме, разыгравшейся недавно на берегах маленькой речки.
-Вон оно что! А мы об этом ничего не слышали. О плохих поступках как-то быстрее слухи доходят, а вот о хороших... Да мы позовем сейчас Кузовлева, пусть сам и расскажет.
Обеденный перерыв. Дверь кабинета открыл стройный худощавый парень, одетый в синий комбинезон.
-Можно?
-Заходи, Кузовлев,-пригласил председатель завкома. -Ты что же это до сих пор молчал? .
-О чем?-удивился Иван. А! Вы, наверное, о том мальчике спрашиваете? Было такое дело. Ну, так что? Не объявлять же мне на каждом перекрестке? И ничего тут такого особого нет. Я просто исполнил свой долг. Да и кто бы это мог равнодушно пройти мимо, когда погибает ребенок?
Долг! Вот что заставило старшего сержанта Ивана Кузовлева нести сверхсрочную службу в рядах Советской Армии, самоотверженно трудиться на заводе и не думая об опасности броситься в холодную воду бушующей реки, чтобы спасти тонущего ребенка.
И глядя в его спокойные глаза, на его волевое лицо и всю подтянутую фигуру, мы поняли, что во имя долга Иван Кузовлев готов к свершению подвига всегда, когда потребуют этого обстоятельства, потребует этого Родина.
В. Ткаченко.
Редактор В. Понкратов.
Газета "Ленинский путь", 19.04.1959 г.