Рождественская елка. Раненбург, 1910-е. Фото из архива Вериго, Черногория.
О том, как праздновали Рождество в Раненбурге дореволюционном, предлагаю Вам узнать из небольшого, но невероятно насыщенного реалистичными картинами прошлого рассказа Н.Кузовлевой «Раненбургские святки», опубликованного в районной газете где-то в году 1990.
Раненбургские святки.
Как праздновали святки в старину в Раненбурге? Дни от Рождества до Крещения (т. е. с 7 по 19 января) являлись праздничными. На работу не ходили, в школах шли рождественские каникулы.
Мое повествование о святках основано на словах коренных раненбуржцев, которые вспомнили рассказы своих родителей, живших в городе до революции.
Итак, праздник начинался в два часа ночи под Рождество с первым ударом большого колокола Свято-Троицкого храма. От звука кслокола, начинающего праздничный перезвон, стёкла в домах дребезжали. Звон подхватывала другая городская церковь, за ней-третья, и праздничный благовест распространялся от села к селу по всей округе: звонари заранее дежурили на колокольнях; в ожидании своей очереди. Через считанные минуты, рассказывали мои собеседники, звон раздавался со всех сторон.
Думаю, что когда с церквей сняли колокола, это было не только обидой для людей. Это было и потерей чувства праздника, недаром Ромен Роллан писал о колокольном звоне: «Как бедна музыка музыкантов по сравнению с этим океаном!» Тот звон, что доносится сейчас до горожан из Кривополянской церкви Михаила Архангела - жалкое подобие прежнего благовеста. Достаточно сказать, что большой колокол Свято - Троицкого собора весил 530 пудов, или 8,5 тонны, в церкви Вознесения был колокол в 308 пудов или в 6,08 тонны. Причем, колокола эти были далеко не единственные, на каждой колокольне имелся целый набор их, разного веса, а значит, и разного звука...
Возвращаемся к празднику. В два часа ночи горожане вставали. Загорались огоньки в окнах домов. Люди отправлялись в храмы, сияющие люстрами, блеском, светом. Запах ладана, торжественное пение, праздничный обряд богослужения. А дома людей ждали накрытые столы с праздничной едой.
Однако на Рождество не ели до первой звезды, да и утром завтрак был скромный - чай с булочкой. Зато, начиная с этой минуты, от Рождества до Крещенья, столы не разбирались, на случай неожиданных, гостей.
Праздник Рождества был связан с интересным обрядом: дети ходили по домам «славить Христа». Хозяева одаривали их кто чем мог: пирогами, конфетами, орехами, монетами.
Святки - веселые праздники, время гаданья. В основном, этим занижались девушки. Но, судя по рассказам, такие гаданья проходили не как дано суевериям, а ради развлечения. И очень часто, случайно встреченный в рождественскую ночь npoxoжий, на вопрос как его зовут (подразумевалось, что такое же имя будет у будущего жениха девушки) отвечал: «Летом - Фома, зимой - Демьян». Шутки, смех, вылетающие, ночью через ворота башмачки: в, какую сторону носком упадет, туда девушке и замуж выйти...
Состоятельные люди в святочные праздники катались на санках, устраивали прогулки. По вечерам горожане шли на каток, находился он на реке, на том месте, где через Ягодную Рясу был «соломенный» мост. Вход на каток был бесплатным, играл духовой оркестр, на столбах горели свечи (в то время еще не было электрического освещения).
Люди, которые рассказывали мне об этом, к богатым семьям не принадлежали, но и бедными не считались. Бедным же к празднику помогали. Купцы Раненбурга не только занимались общественной благотворительностью, но и не скупились на помощь конкретным людям. Вечером перед Рождеством, когда на улице темнело, купец (а в Раненбурге, напоминаю, их было около 400), запрягал лошадь, грузил вместе с приказчиком в сани заранее приготовленные мешочки с продуктами и отправлялся в путь по городским улицам. У дома бедного горожанина купец останавливал лошадь, давал продукты приказчику, который ставил подарки у двери, стучал в окно и уходил. Уезжали, не дожидаясь, чтобы их увидели вышедшие из дому.
Особенно добрым в городе считался купец Михаил Иванович Михайлов, к которому шли люди за деньгами, когда была в том нужда, или же по случаю свадьбы и т. д.. Не заставляя просить себя дважды, не требуя ни обещания вернуть долг, ни тем более, расписки, не назначая сроков отдачи денег, купец говорил приказчику: «Запиши в книгу столько-то» (имеется в виду книга расходов). Рассуждал он при этом так: «Отдаст - хорошо, не отдаст - значит - нечем отдавать». Михайлов любил повторять:«Рука дающего не оскудеет», и действительно, несмотря на большие благотворительные расходы, солидную денежную помощь, оказываемую им людям, он приумножал свой капитал. Кстати, в Раненбурге отнюдь не слыл оригиналом. Такие случаи здесь были в: порядке вещей. Недавно, например, мне пришлось прочесть книгу материалов раненбургской городской думы. Читаю о заседании, на котором решался вопрос о задолженности за лечение в больнице некоторых горожан. Причем, речь шла совсем не о бедняках, которые вообще были освобождены от платы за лечение. И как же решился вопрос с задолжниками. Долги с них сняли, мотивируя это тем, что тому, кто задолжал много, отдать долг будет трудно, а с теми, кто должен мало, не стоит и возиться из за мелкой суммы...
Н. Кузовлева.