Царский режим пал из-за утраты доверия народа. Власть сама подтолкнула общество к революции своей откровенной беспомощностью и неспособностью (или не желанием) справляться с проблемными задачами, от решения которых зависела жизнедеятельность страны. Война сыграла роль ускорителя революции. В других, благоприятных условиях, возможно, обошлось бы и без потрясений. Медленная, но все-таки эволюция во всех сферах жизни страны происходила, и изменения были положительными, но уж слишком медленно протекал это процесс, и на момент февраля 1917 страна не то чтобы балансировала на краю пропасти, но уже подходила к краю, и политическая система критически нуждалась в качественной модернизации. Реакция власти, а это в первую очередь сам монарх Николай II с неповоротливой вертикальной системой, не соответствовали серьезности момента (если уж не хватило десятилетия с момента 1-й русской революции, что уж говорить о месяцах и неделях). Образно говоря, монарх настолько недооценивал сложившуюся ситуацию, не замечал нависший лавины, что хватило одного брошенного снежка, чтобы обрушить конструкцию «самодержавия» напрочь. Этим снежным комочком явилась забастовка рабочих на Путиловском заводе в Петрограде 18 февраля, а уже 27 февраля прекратила свое существование в Петрограде царская власть. 2 марта Николай II отрёкся от престола в пользу великого князя Михаила Александровича, который в свою очередь 3 марта передал всю власть Временному правительству до созыва Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о форме правления.
4 марта во всех газетах Российской Империи были опубликованы манифесты об отречении Николая II и князя Михаила Александровича, а также Политическая программа Временного правительства составленная из 8 следующих пунктов «Полная и немедленная амнистия по всем делам политическим и религиозным; в том числе: террористическим покушениям, военным восстаниям, аграрным преступлениям и т.д.
Свобода слов, печати, союзов, собраний, стачек, с распространением политических свобод на военнослужащих в пределах, допустимых военно-техническими условиями.
Отмена всех сословных, вероисповедных и национальных ограничений.
Немедленная подготовка к созыву, на началах всеобщего, равного, тайного и прямого голосования, Учредительного собрания, которое установит форму правления и Конституцию страны.
Замена полиции народной милицией с выборным начальством, подчиненным органам местного самоуправления.
Выборы в органы местного самоуправления на основе всеобщего, прямого, равного и тайного голосования.
Не разоружение и не вывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционном движении.
При сохранении строгой военной дисциплины в строю и при несении военной службы - устранение для солдат всех ограничений в пользовании всеми правами, предоставленными всем остальным гражданам».
Эта программа существенно расширилась и в марте была проведена административная реформа с заменой на местах органов власти; были отправлены в отставку все губернаторы, а на их места были назначены председатели губернских земских управ. Был упразднен институт земских начальников с передачей полномочий уездным комиссарам, назначенным из числа местной уездной управы, а судебные - "временным судьям", назначаемым губернскими комиссарами. Губернские комиссары создавали волостные комитеты, которым предстояло исполнять функции волостных земств после проведения земской реформы. Были амнистированы все политзаключенные и смертная казнь заменена 15 годами тюремного заключения, также были амнистированы и уголовники, что привело к всплеску преступности в стране, отменены все ограничения связанные с местожительством, правами собственности, свободой занятий. Женщины уравнивались в правах с мужчинами. Все земли и имущество кабинета царя объявлены государственной собственностью и были переданы в ведение Министерства земледелия.
Ну вот, свершилось то событие, которого никто как бы всерьез не ожидал. И старая модель власти, изжившая себя (а это признавали все, от представителей монаршей династии до леворадикалов - большевиков) рухнула вдруг в одночасье, но принять власть со всей степенью ответственности в расчете на поддержку большинства граждан не была готова ни одна из политических организаций России. Все должно было решиться путем честных демократических выборов в ноябре 1917 года…
И еще раз об утрате доверия Императором. Вот запись из дневника нашего земляка-Раненбуржца, монархиста, профессора Московской духовной академии А.Д. Беляева: «23 марта.
Тысячи революционеров не уронили так самодержавия, монархию, трон и династию Романовых, как эта германка со своим гнусным Распутиным, с своим германизмом, с своею сумасшедшею хлыстовщиной, с своею отчужденностью от России и чуть ли не изменами в пользу Германии, с отчужденностью даже от всех членов царского дома и чуть-ли не с манией величия. А царь повредил себе и монархии безволием, ленью, беспечностью, пристрастием к вину (по-видимому), тугоумным подчинением своей обер-кликуше, неумением управлять, нежеланием, хотя бы на время войны, составить кабинет по образу конституции. Жалкие люди и жалкая теперь, да и прежде, семья, несчастная семья! Нравственно, умственно и культурно обе главы семьи упали еще раньше переворота и окончательного падения».
4 марта 1917 года манифесты Временного правительства были зачитаны с балкона Раненбургского уездного земского собрания, в городе прошли стихийные митинги, в последующие дни был образован уездный исполнительный комитет, распущена полиция и заменена народной милицией набранной главным образом из гимназистов-старшеклассников. Состав органов власти сохранился прежний, все те же члены земской и городской управ, люстрация каснулась «силовиков» - полиции и жандармерии, а также монархистов (членов СРН).
Об этом более подробно рассказывал участник тех событий Н.Н.Костин, как раз в марте 1917 года возвратившийся с фронта домой в отпуск: «По приезду в свой родной город Чаплыгин (ранее Раненбург) я явился к воинскому начальнику города и рассказал ему о московских событиях. О революции. Здесь же было решено пойти в полицию и арестовать исправника.
В полиции исправника не оказалось. Тогда воинский начальник посылает посыльного к нему в дом. Чувствуя недоброе, исправник посыльного в дом не пустил и в полицию не явился.
К этому времени к нам уже присоединилось много рабочих. Целой делегацией направились мы к исправнику на дом, арестовали и обезоружили его. У него было отобрано 6 карабинов, две винтовки и много патронов. После ареста исправника обезоружили и арестовали и других работников полиции.
Арестовав работников полиции, мы задумались над тем, что же делать дальше. Ведь город оставался без власти. Посоветовались и решили пойти в гимназию. Где в это время учились гимназисты старших классов, чтобы мобилизовать их на охрану порядка в городе.
В гимназии удалось сагитировать для работы в милиции 20 гимназистов, в числе которых был и Анатолий Иванович Шашкин. Гимназистам выдали оружие, взятое в кладовой полиции. Началось патрулирование по городу.
На другой день к нам присоединились рабочие табачной фабрики, а в милицию пришли работать многие активисты: Василий Васильевич Солосин, Дмитрий Ефимович Антонов, Дмитрий Иванович Викулин и многие другие...»
А так оценивал расстановку политических сил в уезде и состав уездного руководящего органа 40 лет спустя один из советских функционеров регионального уровня - П. Федосов: «В уездном центре вся полнота власти была сосредоточена в руках уездной земской управы, состоявшей из помещиков, местной буржуазии и деревенского кулачества. Важнейшими органами уездного земства являлись уездная продовольственная управа и уездный земский комитет…
В селах Временным правительством были созданы волостные земства, в которых кулачеству принадлежала главная роль. Существовавшие до того времени волостные продовольственные и земельные комитеты были подчинены земству и считались его отделами. В селах и деревнях по прежнему сохранялись старосты».
Требования народа были главным образом экономического характера - все остальное волновало гораздо в меньшей степени (если и вообще волновало), так что такой вопрос как форма правления, интересовал постольку поскольку. Все равно как будет называться новая власть: монархия, конституционная монархия, республика, совдеп - любая власть она легитимна, потому, что она власть! А власть сакральна! Лишь бы она была сильной и справедливой. А справедливость в русском менталитете это не закон, а своя, личная, правда. А вот сила это обязательный атрибут власти, потому как без неё власть лишается сакральности. И после падения самодержавия, власть лишилась своей сакральности, а новая пока еще не доказала её силой. После октябрьского переворота большевики завоюют сакральность, а до этого момента население пробовало на зуб новую власть, которая всячески пыталась сохранить равновесие в обществе и не применяла силы.
Политическая и гражданская незрелость народа (я имею ввиду не весь а его большую часть) определила дальнейшую тенденцию перерождения демократических свобод добытых февральской революцией в большевистский авторитарный режим, безусловно это прежде всего вина самодержавной власти продержавшей его в безграмотном, невежественном состоянии на протяжении веков, для того чтобы легче управлять им.
Во что же вылилось крестьянское понятие свободы и справедливости. По стране прокатилась эпидемия погромов помещичьих усадеб. Не последнюю роль сыграл врожденный, родовой комплекс обиды и (еще со времен крепостного права) и умелое манипулирование на этом комплексе леворадикалов, а еще малоземелье, и в общем то низкий уровень жизни особенно усилившийся в условиях войны с Германией..
В Раненбургском уезде по приблизительным подсчетам были разгромлены около 50-ти усадеб. Происходило это стихийно, а природа этой разрушительной силы кроется в не ком ментально-первобытном, психологическом комплексе свободы, как освобождения не только от гнета самодержавной власти, но и от морально-этических норм и условностей, выплеснувшаяся в результате темная энергетика разрушения зашкаливала и остановить её можно было только ответными решительными и силовыми мерами.
Вот только несколько документов того времени:
Телеграмма заместителя Министра внутренних дел Рязанскому губернскому комиссару о принятии мер против захвата крестьянами Раненбургского уезда имения князя Трубецкого.
26 марта 1917 г.
В Раненбургском уезде, в имении Трубецкого Салтыки. Крестьяне самоуправно захватили управление имением, отстранив администрацию. Необходимо принять меры.
Князь Урусов.
Телеграмма землевладельцев Раненбургского уезда Министру внутренних дел, Министру юстиции и Председателю Государственной думы о решении Раненбургского исполнительного комитета приступить к принудительной аренде земли у помещиков.
2 апреля 1917 г.
Постановлением Раненбургского исполнительного комитета предоставлено крестьянам право принудительно арендовать землю помещиков по 10 рублей за десятину, что в несколько раз дешевле нормальной цены, реквизировать семена, мертвый инвентарь, рабочих лошадей. В уезде совершаются отдельные насилия и самоуправства. Снимают рабочих. Положение частных владельцев безвыходно. Грозит полное расстройство хозяйства, гибель скота, разорение многих. Помощь нужна скорая.
Землевладельцы: Ознобишин, Вячеслов, Азончевская, Ванов, Казьмин, Кутилов, Семенов, Казьмина, Короваева.
Весьма ценным свидетелем того времени является А.Толстов, большевик, учитель из Гагинской волости оставивший воспоминания: «Наступил февраль 1917 года. Трон пал, в первый момент была общая радость, все облегченно вздохнули. Но вскоре же столкнулись интересы. Прежде «униженные и оскорбленные» стали заявлять о своих правах. Пошли недоразумения. И господа уже с кислой миной стали говорить освободе, о революции. А народ быстро вникал в дело. Всюду появились новые люди… Скоро пришло из Раненбурга распоряжение по ограничению земельной власти помещиков…. Наступила уборка хлебов. Возник вопрос: кому убирать? Помещиу или крестьянам? Уезд где в это время была эсеровская ориентация. Держался неопределенной политики: помещику обещали содействие, а уполномоченным от крестьян говорили:» Берите все, пока не поздно.» И конечно произошло то, чему не следовало быть: хлеб развозили по дворам произвольно по пословице - «кто смел. Тот два съел».
Пришел сентябрь и темное осеннее небо озарилось пожарами. Начала Братовка, постоянная зачинщица в нашем крае. Горели старые дворянские гнезда, а сними горела старая дворянская Русь… Гибли постройки. Скот, какой получше был разведен по дворам, молодняк был пущен на все четыре стороны. Бывало едешь ночью. И вдруг из осенней тьмы выныривает к вам навстречу белая голова теленка, за ней другая, третья. Бродят бесприютные телята, ища пристанища…
Весь инвентарь делили по частям. Редко кто получал целую вещь. Одна крестьянка говорила: «Вот вчера диковинную вещичку разделили поровну всем какая ни на есть малость. А досталась!2 Речь шла о сепараторе.
Немало погибло памятников искусства и старины. В селеПодосинки из бывшего имения одному крестьянину досталась арфа. Новый владелец не знал куда с ней деваться: в избу она не подходила под потолок. Пришлось положить ее на дворе под поветью прикрыть старновкой….
Привез один крестьянин в Раненбург зерно продавать. Когда ссыпали. То увидели. Что телега у него обита полотном Смотрит - картина, похоже, что - морской вид. Заинтересовались.Осторожно сняли холст с телеги. Оказалось, что это подлинник Айвазовского…
Ранебургские «власти» наконец опомнились и увидели, что без пользы растаскивается народное добро. Назначен был комиссар М.Н.Зайцев. чтобы тушить пожары, но было уже поздно. Пытались посылать карательные отряды, но и это не помогло - слишком долго терпели обиду, страсти разгорелись. Да и солдатам не охота было поднимать ружья против своих».
А вот ещё воспоминания Т.И.Маликова о том же времени: «Шел 1917 год. В феврале крестьяне с.Шишкино узнали, что пала царская власть. Беднота и маломощники торжествовали, серядники были довольны, что царя прогнали, только барин и кулаки зло и угрожающе ворчали.
Образовалась новая власть на селе - сельские комитеты. Но в них засели кулаки и их приспешники, они шли не за трудовое крестьянство. А за барина и кулаков. Попробовали крестьяне в июле скосить и поделить барскую и кулацкую рожь, но барин вызвал себе на помощь карательный отряд. Так ничего не получилось…-не удержусь от комментария - а далее следует оптимистическое продолжение - Грянула Великая Октябрьская революция. 10 ноября сбежал помещик Шишкин. Крестьяне поделили между собой барское имущество, нажитое их потом и кровью. Ожило село.»
К вопросу о том как «ожило село» мы еще вернемся… В целом обстановку в уезде с февраля по ноябрь 1917 года можно назвать не спокойной и даже сложной, но не была еще перечеркнута та грань за которой и жизнь человеческая и закон перестают представлять ценность и значимость а огромная разрушительная сила безумия гигантской волной эпидемии проникает и порабощает все сущее. Погромщиков отлавливают и даже наказывают, а частная собственность ещё неприкосновенна и под охраной государства. Вот ещё один важный документ:
« Сообщение газеты о требовании Раненбургского крестьянского съезда вывести карательный отряд из уезда, прекратить работу следственной комиссии и освободить арестованных крестьян.
26 октября 1917 г.
21 октября в народном театре состоялось собрание, точнее - митинг представителей всех волостных организаций нашего уезда….
…Собравшиеся на митинге крестьяне требовали отозвания из Раненбурга военного отряда , волнующего их, освобождения арестованных по подозрению в погромах, отдачи их на поруки и производства параллельно с государственной следственной комиссией демократического расследования о главных виновниках погромов в Раненбургском уезде….
Собранием избрана из членов Советов крестьянских и рабочих депутатов следственная комиссия для расследования законности действий судебных и военных властей во время расследования ими аграрных беспорядков в Раненбургском уезде.
Все арестованные в погромах переведены из Раненбургской тюрьмы в арестные дома других городов.
Рязанская жизнь. Рязань. 1917 год, 26 октября».
А в это время в столице большевики узурпировали власть и через несколько дней погромщиков выпустят на свободу…
Продолжение следует...