Сергей Левитов. Раненбургская версия судьбы Царской семьи после "расстрела". Ч.1.

Sep 23, 2018 22:21


Раненбургская версия судьбы Царской семьи после "расстрела".
Вступление.

В 2002 году я, Левитов Сергей, работал  редактором газеты «Православный Раненбург» при Троицком соборе. Супруга моя, Валерия, там же руководила воскресной школой. По газетным делам мы собирали краеведческий материал о храмах, местных подвижниках благочестия.
Весь город слышал краем уха про какую-то, не то фрейлину царскую, не то царскую дочь, еще в застойные времена. Особенно, когда в 1981 году по «Голосу Америки» передали, что в городе Чаплыгине на улице Семенова-Тян-Шанского умерла последняя дочь Николая II Мария Николаевна. Впрочем, все отнеслись к этому с недоверием. Какая еще дочь, тут вон пятилетку никак не выполним досрочно, а они, вражьи голоса,  суются с какими-то царями…
Конечно, на западе кто-то знал и знает о Раненбургских скитальцах. По крайней мере, два человека знали точно - мать царя, Мария Федоровна, и поэт Сергей Бехтеев, тот самый, который написал известное стихотворение «Пошли нам, Господи, терпенье…». Но об этом позже.
Когда начался процесс канонизации Царской Семьи в конце 90-х годов, тоже не слышно было никаких особых разговоров в городе. Те, кто знал, помалкивали по привычке. Да и сейчас многие неохотно, с боязнью рассказывают нам об этом, некоторые просят не раскрывать свои имена.
Оказалось, что знание это распространено только среди верующих людей. А люди не церковные, если даже жили рядом и слышали многое, то как бы и не слышали. Что называется, проходило мимо ушей.
Я долго сомневался, искал контраргументы, но чем больше изучал материалы, общался с очевидцами, обдумывал, тем более вероятной, и даже, возможно, доказуемой представлялась мне версия о том, что в нашем городе Чаплыгине, бывшем Раненбурге, и близ него жила царская семья: Николай II, Александра Федоровна, Алексей Николаевич, Ольга Николаевна, Мария Николаевна, Анастасия Николаевна - все, кроме Татьяны. Жили после «расстрела», весь двадцатый век, все дожили до глубокой старости, приняли монашество, скрывались; жили, как простые люди.
Впрочем, попытаюсь изложить все по порядку. Читатель не должен требовать от меня легкого текста: материал разбросанный, сложный, много географических названий, да и сам я не очень-то готов к такому труду, и в сознании еще не до конца все уложилось: «костюмчик великоват». Естественно, это пока черновик. Еще не весь материал собран, должным образом скомпонован. Пока это сигнальный экземпляр для людей, могущих помочь нам в этом расследовании.
Сразу расскажу в общих чертах Раненбургскую версию жизни Царской Семьи после «расстрела».


Итак, никого из членов царской семьи не расстреляли в Екатеринбурге в Ипатьевском доме в 1918 году. Что там произошло, нам не известно. Может быть, расстреляли двойников, может быть - никого. Каким-то образом им удалось спастись (некоторые из наших свидетелей говорили, что их пожалели иностранные солдаты, которые вели их на расстрел: просто отпустили на все четыре стороны). Не будем подробно заниматься этим вопросом, скажем только, что вся поднятая нами литература по этому поводу говорит о крайней противоречивости всех опубликованных версий. Здесь тайна.
Мы говорим здесь только о том, что узнали от свидетелей.
Члены царской семьи простыми странниками добрались до Петропавловского монастыря под Раненбургом Рязанской губернии (с 1949 года город Чаплыгин Липецкой обл.), где и жили, почти никому не раскрывая себя.
Тут появляется новое действующее лицо этой истории.  В 1924 году в Раненбурге было основано викарианство и патриархом Сергием был направлен сюда митрополит Иоанн (Киструсский) с титулом Раненбургский (сноска - В 1924 году хиротонисан во епископа Раненбургского, в связи с гонениями было увеличено число епископов и епархий). Он оказался посвященным в их тайну и стал их духовным руководителем.
В 1928 году монастырь разогнали. Все члены царской семьи стали вести образ жизни странников, юродивых, людей без рода и без паспорта. В то время было много беспаспортных: легко можно было затеряться (паспорта всем советским людям выдали только при Хрущеве).
В 1936 году Николаю II уже 69 лет, он пострижен в монахи (видимо, в Петропавловской пустыне).
В конце 30-х годов, будучи стариком (старцем), он постоянно живет в г. Богоявленске в одной простой верующей семье.
Страна жила новыми идеями прогресса, атеизма. Царь читал газеты, внимательно следил за внешней политикой. Конечно, было искреннее сопереживание, как теперь будет жить страна…
Остальные члены царской семьи обитали поблизости, каждый отдельно, в районе городов Раненбурга, Богоявленска, Мичуринска, Тамбова. Это на стыке трех областей Липецкой, Рязанской и Тамбовской.
Александра Федоровна  в последние свои годы жила в селе Кривополянье под г. Раненбургом, там и похоронена. Члены царской семьи часто встречались, в то же время старались, чтобы их редко видели вместе. Ходили на службы в Михаило-Архангельскую церковь села Кривополянье (эта церковь почти не закрывалась в советское время). Об Александре Федоровне нам мало что известно и за давностью лет и потому что была самой «тайной» из них, к тому же, из-за акцента она старалась как можно меньше общаться с людьми.
О тридцатых годах у нас  довольно отрывочные сведения (чем глубже в прошлое, тем меньше очевидцев). Мария Николаевна «немного юродствовала» в Тамбове, ее знали под прозвищем «Мамока». Потом жила в селе Иловай-Дмитриевске Тамбовской области, а с1968 года и до конца жизни в городе Раненбурге Липецкой области. Здесь ее многие помнят. Она также была монахиней, имела духовных дочерей, ныне здравствующих. Жила в маленьком домике в Заречье (восточный район города Чаплыгина). Умерла в 1981 году, похоронена на зареченском кладбище.
 Великая княжна Ольга была также пострижена в монахини с именем Екатерина, жила возле Петропавловского монастыря под Раненбургом. Была сильной молитвенницей, о ней известно немного.
Великая княжна Анастасия, в монашестве Неонилла, жила последнее время в селе Новики под Богоявленском. Она  юродствовала: ходила в обуви большого размера, в мужском пиджаке, раздавала детям конфетки, просфорки. Обладала даром прозорливости. Была в заключении в Караганде и в Мичуринске. Умерла 18 июня  в 1991 г. Похоронена там же в селе Новики Богоявленского р-на Тамбовской обл. на сельском кладбище.
О великой княжне Татьяне Николаевне нам известно только то, что она раза два - три появлялась на общих встречах Семьи в Мичуринске (они встречались у известной ныне подвижницы схимонахини Серафимы (Белоусовой) Мичуринской). Ходили слухи, что Татьяна уехала за границу.
Царевич Алексей Николаевич странствовал, не имел ни дома, ни паспорта, но выглядел не как нищий или юродивый, а напротив, очень прилично, у нас есть его фотография того времени, предоставленная нам протоиереем Николаем Засыпкиным. Возможно, Алексей имел отношение к монархическому заговору 1936 года. Не избежал лагерей, сидел в Казахстане. Он был рукоположен в иеромонахи с именем Аркадий. Находился под духовным водительством епископа Липецкого Уара, ныне прославленного. Не имел постоянного места жительства, любил бродить по городам и весям.
Все они находили приют у простых верующих людей. Старались общаться именно с такими, у которых можно «соединиться духовно».
В 1936 году 6 марта митрополита Иоанна арестовали, и дали три года лагерей в Томске. Вот цитата из Липецкого архива по делу митрополита Иоанна:
«Участники контр-революционной организации, на протяжении 1935 г.
 и начала 1936 г. развернули среди населения активную контр-революционную деятельность пораженческого характера, пропагандируя  монархические идеи,
 они призывали «бороться за власть во главе с царем»» - Из постановления
 о продлении срока ареста Иоанна Киструсского для ведения следствия
до 5-го июня 1936 года г. Воронеж.
В 1937 году его расстреляли (по одной из версий).
Был ли на самом деле этот заговор, или его выдумали большевики, Бог знает.
Вот, в общих чертах, раненбургская версия, как она нам открылась. А теперь читатель может ознакомиться с рассказами очевидцев. Все они лично общались с кем-либо из членов царской семьи.

Далее идут документально записанные слова очевидцев, свидетелей, фотографии. Есть и видео, но это потом.
Глава 1

Сперва, как это начиналось. Почему мы стали расследовать эту историю?
Во-первых, как уже упоминалось, в городе всегда говорили о некой таинственной старушке из «бывших». И мы, как краеведы, стали понемногу расспрашивать знакомых о ней. Кто говорил, что это царская фрейлина, а кто-то - царская дочь - но таким глупостям мы, конечно, не доверяли.
Прихожанки Троицкого храма посоветовали моей жене Валерии познакомиться с благочестивой старушкой Ксенией, живущей в селе Кривополянье (это скорее не село, а пригород за рекой Ягодной Рясой). К тому же, она знала старину, могла рассказать и о таинственной «фрейлене», и о подвижниках благочестия начала 20-го века (нас, в основном, интересовал епископ Иоанн Киструсский, так как уже шла речь о необходимости его канонизации, а Ксения была его духовной дочерью). И жена стала часто ходить к ней.
 рассказывает Левитова Валерия Олеговна,
 (моя супруга)
преподаватель воскресной школы
при Троицком соборе г. Чаплыгина
«19 или 20 апреля, за неделю до Пасхи и своей смерти, Ксения мне сказала:
- Ты хочешь знать о Царе, слушай. По благословению прав. Иоанна Кронштадтского их привезли в Петропавловскую пустынь (вероятно, 1918 г.). Об этом знали  архидиакон Серафим и некоторые другие насельники монастыря. Когда монастырь разогнали (1928 г.), Семья разошлась по близлежащим селам. Ольга - в село Кривополянье (матушка Екатерина), Мария - в село Заречье (матушка Мария). Царь Николай жил в городе Богоявленске у Александра Егоровича Свиридова по прозвищу «Соленый». Александр Егорович  рассказывал, что они со старцем Василием (так он себя называл) поехали в Москву (предположительно 1942-43 гг.). Старец Василий велел вести его в Елоховскую церковь. Там служил патриарх Сергий. В церкви было много народу, митрополит велел людям расступиться, старец Василий подошел, митрополит поцеловал его, пожал руку и что-то дал ему.  Сам Александр Егорович наблюдал со стороны.
Ее рассказ произвел на меня сильное впечатление. Хотя и до того Ксения говорила мне о царской семье, я относилась к этому несерьезно, как к народной сказке. Надо еще сказать, что в нашем соборе иногда служит старенький священник на покое отец Петр. И он частенько поминает в проповеди о том, что у нас жила спасшаяся Царская семья. Но ему никто не верит, мол, старенький уже, путает все.
А тут она словно «вложила» в меня веру.
Буквально через неделю она умерла - и как! На Пасху! Всякий церковный человек знает, что это значит. Доверие к ее словам еще более укрепилось.
 И надо же так случиться, что почти в это же время, сразу после смерти Ксении, отец Стахий, настоятель Троицкого собора г. Чаплыгина имел доверительный разговор с одной старушкой (пожелала остаться неизвестной), которая рассказала ему, что царя не расстреляли и что царская семья жила долгое время в наших местах, и она их всех вместе видела. Несмотря на то, что о. Стахий всегда относился к этим слухам скептически, но тут он задумался.
Эти два события произошли независимо друг от друга. Когда я рассказала о. Стахию о своем, а он - о своем, мы предположили в этом возможный промысел Божий и с благословения о. Стахия стали заниматься дальнейшими поисками.
Мы - это я со своим супругом. В эту историю оказалось вовлечено большое количество людей, каждый из которых знал какую-то часть. Многое удалось снять на любительскую видеокамеру, что-то записать на диктофон, а что-то - на бумагу уже потом, по воспоминаниям».

Надо сказать, что мы с супругой долго ругались по этому поводу. Буквально, днями и ночами. Я считал, что Ксения напутала, пусть не нарочно, но эти все бабушкины сказки, суеверия - момент известный. И долгое время занимался этим отчасти по обязанности, отчасти, потому что в любом случае надо было выяснить, кто же жил у нас в городе под псевдонимом «фрейлена»: могла получиться интересная краеведческая история.
Серьезнее я стал относиться к версии после того, как основные слова Ксении подтвердились почти буквально из совершенно других источников.

*      *      *

Наше расследование можно условно разделить на три  этапа. На первом этапе мы опросили всех, кого могли, в нашем городе. Сначала - Ксению, но от нее мы узнали только самую общую информацию, что Царская Семья не была расстреляна, а спасалась здесь в Раненбурге и окрестностях. Она не сообщила нам ни одной фамилии живых очевидцев. Затем - монахиня Нектария, которую мы, конечно, знали и до этого (город-то небольшой). Валерия спросила у нее про Царскую Семью и матушка Нектария совершенно спокойно объявила, что жила в Заречье Царская дочь Мария Николаевна, что она лично за ней три года перед смертью ухаживала и имела молитвенной общение, и указала нам точный адрес дома, где жила Мария Николаевна. Это была половина дома, она отошла к соседке. Мы пошли по соседям. Соседи ее хорошо помнили, мы узнали многое о внешнем облике, характере княжны и узнали о связях ее с городами Богоявленском и Мичуринском (это уже не Липецкая, а Тамбовская область, но недалеко от Раненбурга).
Кроме того, с Божией помощью, как бы сами собой, стали появляться еще люди, осведомленные в этой таинственной истории. Так, постепенно (лето, осень 2003 года) вырисовывалась невероятная история жизни Царской Семьи после «расстрела».

Рассказы очевидцев:

Матушка Нектария.
Живет в с. Кривополянье.
Монахиня, духовная дочь владыки Никона.
 До монашества Галина.
Мария Николаевна приехала  в Чаплыгин  в 1968 году. Была полная, красивая. До монашества я ходила к Марии Николаевне, пришла к ней  за  три года до смерти.
Матушка уже не вставала после испуга: кто-то пытался ворваться к ней, хотел снять  дверь с петель. Она очень похудела, у нее были одни косточки. Я  протирала ее спиртом, чтобы не было пролежней. Руки у нее были скрючены, в доме много мух, которых  она не велела отгонять, говорила, что детство у нее было самое лучшее, ни у кого такого не было, «а сейчас я превратилась в мух». Показывала м. Нектарии книжечку маленькую о царской семье, говорила, вот так я жила, вот мои родители.  Она подарила мне книгу с фотографиями Царской семьи, просила никому ее не отдавать, также дала мне тетради с «Потерянным раем». (Похоже, что она сама перевела с английского Мильтона «Потерянный рай», так как известные нам переводы не совпадают с текстом в этих тетрадях - С. Л.). Мария Николаевна рассказывала, что встречаются они тайно, вся семья, собираются в  Мичуринске, в погребе, а потом надевают на себя лохмотья, чтобы никто не узнал и расходятся в разные стороны. Мария Николаевна  занималась переписыванием акафистов, у нее был изумительный каллиграфический почерк. К ней ходили священники, которым она дарила  кое- что  из своих вещей - о. Алексей Богодеев, о. Сергий из  с. Кривополянье, о. Игнатий из Лебедяни, о. Нафанаил, о. Петр Михеев. В 1981 году она сильно заболела. Был сентябрь, она отказалась от помощи врачей, сказав, что скоро умрет. Ей явился Ангел, сказал, что Матушка Божия Сама возьмет ее на руки. Скончалась она  19 сентября  1981 года  в 4 часа утра,  перед кончиной  она соединила две головы - мою и Маруси - цветочницы, которая также за ней ухаживала, осенив нас нательным крестиком, широко, по - игуменски … Марию Николаевну хоронить было не на что и почти не в чем, т. к. перед смертью ее обокрали. Через два дня могилу кто-то выкопал и ее останки увезли  в Мичуринск? Перед смертью  Мария Николаевна подарила  мне свой помянник, сказав, что кроме нее ее никто поминать не будет. Мария Николаевна также подарила мне фотографии, маленькую на паспорт и  у гроба матери.
Мария Николаевна отпевала Лидию, известную раненбургскую юродивую.
Я после смерти Марии Николаевны видела ее документ о пострижении, такой же, как у меня самой. Хоронили ее в монашеском облачении, отпевал иеромонах Владимир (Саровский монах, он последним покинул пустынь и приехал в Раненбург).
К  Марии Николаевне приезжал протоиерей Иоанн Гритчин из Мичуринска.
Мария Николаевна жила на улице Семенова - Тянь-шанского, д.68 , по соседству с Анной Петровной Белозеровой, вернее, во второй половине дома, который ей отдала Евдокия Аншакова (подруга Антонины Александровны  Аникеевой - глубоко верующие люди). Евдокия ей сказала: «Тоня, я ей так (бесплатно) дом отдала, никому не говори, это Царя Николая дочь». Мария Николаевна перед смертью говорила: когда я умру, вы узнаете, кто я. И, действительно, сразу после ее смерти в 81 г., по голосу Америки многие жители нашего города слышали, что  в Липецкой области в городе Чаплыгине  на улице Семенова-Тян-шанского  скончалась дочь Царя Николая II. (Как-то она говорила, что не боится советских властей, потому что, если ее тронут, то Америка за нее заступится).

Продолжение следует...

История, Царская семья.Альтернативная история., Артефакты, Раненбург

Previous post Next post
Up