Советская молодёжная политическая организация «Всесоюзный Ленинский Коммунистический Союз Молодёжи» была создана 29 октября 1918 года и просуществовала до 28 сентября 1991 года. В последующие годы появлялись молодежные движения-эпигоны ВЛКСМ, существующие и сейчас, но роль которых в истории государства, по сравнению с оригиналом, весьма ничтожна.
ВЛКСМ пропустил через себя все поколения советских граждан. Членство в ВЛКСМ являлось необходимой, обязательной процедурой для успешного продвижения по карьерной лестнице молодых граждан СССР. Удивительно, но факт «обязаловки» нисколько не помешал сегодняшнему доброму и теплому отношению к этой организации всех его бывших участников. Я думаю, что это связано не просто с ностальгией «по тому времени», а с приятными ощущениями сопричастности к судьбе страны, значимости своих действий и, конечно же, эмоциональным зарядом адреналина и энтузиазма - молодость всё же лучшие годы жизни…
Предлагаю вашему внимаю очень информативную, но, к сожалению, давно забытую статью С.П.Куркина - одного из организаторов и руководителей Раненбургского комсомола в 1920-1923 годах. Помимо личных воспоминаний, автор использовал материалы партийных архивов Рязанского и Липецкого обкомов КПСС. Статья была впервые опубликована в 1968 году в Чаплыгинской районной газете "Знамя Ленина", а уже в повторной публикации в 1978 году авторство странным образом значилось как "воспоминания комсомольцев двадцатых годов". К публикуемым в авторском оригинале воспоминаниям С.Куркина я добавил фотографии.
Итак, начнем с просмотра фотоальбома:
Делегаты 1-й уездной конференции комсомольцев, 1920 год. Фото из архива Чаплыгинского краеведческого музея.
Раненбургский ЧОН. Фото 1922 года.
В городе в конце 1919 года была создана ЧОН (часть особого назначения) - вооруженный отряд революции, который просуществовал до 1923 года. На ЧОН возложена задача беспощадно подавлять контрреволюционные элементы и защищать Советскую власть в уезде.
В ЧОН входили все коммунисты города, работники политбюро ( так называлась уездная ЧК по борьбе с контрреволюцией), милиция, караульная рота, работники военкомата и других советских учреждений уезда и, конечно, все мы - комсомольцы и комсомолки города.
Штаб ЧОН помещался в одном из двухэтажных домов на нынешней Хлебной (базарной площади). Вверху были казармы, внизу - караульное помещение, штаб, оружие, склады. Начальником Чон был т.Назаров - боевой, смелый командир . ...
...Чоновцы несли всю караульно-охранную службу в городе. Посты были у складов с хлебом, у железнодорожных мостов, у Госбанка...
Сафонов, Троицкий, Копылов, 1920 год. Фото из архива Чаплыгинского краеведческого музея,
С.П.Куркин,1964 год. Фото из архива Чаплыгинского краеведческого музея.
И.И.Макаров. Фото
отсюда Особенно активным был здесь сельский учитель, семнадцатилетний Иван Макаров (впоследствии член бюро Раненбургского укома РКСМ, потом писатель). Это был замечательный оратор-трибун.
С.Троицкий,1936 год. Фото из архива Чаплыгинского краеведческого музея.
В годы Великой Отечественной войны плечом к плечу с молодыми сражались и первые комсомольцы-чаплыгинцы. Не все вернулись с поля брани. Среди павших смертью храбрых за Родину один из первых секретарей Укома комсомола двадцатых годов, а потом секретарь Рязанского губкома ВЛКСМ комиссар дивизии Сережа Троицкий. Ушел защищать Родину и сложил свою голову политрук Саша Органов - один из организаторов Раненбурской комсомолии, бывший секретарь Укома, а потом данковский учитель.
Анна Белоус, 1919 год. Фото из архива Чаплыгинского краеведческого музея.
История сохранила нам героический подвиг двух комсомольцев из отряда питерского рабочего Цицина. 14 августа 1919 года мамонтовцы, выбитые частями Красной Армии из города Раненбурга, отступили в Кривополянье. Им не удалось взять станцию Раненбург и «оседлать» железною дорогу. Тогда белые решили взорвать Жабинский железнодорожный мост, чтобы парализовать переброску частей Красной Армии. Бойцы отряда Цицина стояли насмерть. Они не дали уничтожить мост. Когда к месту боя прибыл красный бронепоезд, ребят нашли зверски зарубленными шашками. Мы не знаем имен этих героев. Но их подвиг помог в дальнейшем разгромить врага.
С.П.Куркин. ОНИ БЫЛИ ПЕРВЫМИ.
ИСПЫТАНИЕ ОГНЕМ
«Ведь сами испытали
Мы подневольный труд,
Мы юности не знали
В тенетах рабских пут...».
Это - слова из первой комсомольской песни «Молодая гвардия» - первого комсомольского поэта А. Безыменского.
Да, тяжела и бесправна была жизнь трудящейся молодежи в царской России. Не составлял исключения и Раненбургский уезд. Треть крестьянских хозяйств были нищенскими, вторая треть - бедняками и безлошадными. Тысячи обездоленных и бесправных молодых батраков гнули спины на помещиков Шаншиных и прочих, а также на кулаков. Нищета, голод, рабский труд и поголовная неграмотность -таков был удел крестьянской молодежи.
Великая Октябрьская революция, совершенная под руководством большевистской партии В. И. Ленина, освободила молодежь от рабских пут. Юноши и девушки потянулись к политической жизни.
В конце 1918 года была сделана первая попытка создать союз молодежи в г. Раненбурге. Работникам тогдашнего укома партии во главе с Ф. П. Козь-миным удалось привлечь к работе в союзе небольшую часть юношей и девушек. Но, по су^ ществу, это был кружок городской молодежи, занимавшийся больше просветительной деятельностью. И хотя ребята писали в ЦК комсомола: «... в настоящее время работа протекает в союзе в самом оживленном направлении, и,с каждым днем состав увеличивается», в этом союзе не было рабочей и трудящейся молодежи. В нем преобладали дети городских мещан, главным образом гимназисты с мелкобуржуазными взглядами. Поэтом^ ЦК комсомола распустил этот союз.
В июле 1919 года Раненбургоким укомом партии была образована инициативная группа по созданию действительно революционной организации молодежи. В нее вошли, кроме молодых работников укома партии, несколько красноармейцев из формировавшихся тогда в Раненбурге частей Красной Армии, ребята с махорочной фабрики Оловникова и механических мастерских города. Так родилась первая ячейка РКСМ в городе Раненбурге. Она приняла устав РКСМ, установила строгую дисциплину среди своих членов.
Вскоре первая ячейка РКСМ подверглась проверке на крепость. И проверка эта проводилась огнем в сражении с врагами революции. В августе к Раненбургу подошел белогвардейский корпус генерала Мамонтова. Ячейка стала душой организации обороны. Комсомольцы вместе с рабочими и красноармейцами рыли окопы, несли дозорную службу. Когда начались бои за город - все участвовали в них.
История сохранила нам героический подвиг двух комсомольцев из отряда питерского рабочего Цицина. 14 августа1919 года мамонтовцы, выбитые частями Красной Армии из города Раненбурга, отступили в Кривополянье. Им не удалось взять станцию Раненбург и «оседлать» железною дорогу. Тогда белые решили взорвать Жабинский железнодорожный мост, чтобы парализовать переброску частей Красной Армии. Бойцы отряда Цицина стояли насмерть. Они не дали уничтожить мост. Когда к месту боя прибыл красный бронепоезд, ребят нашли зверски зарубленными шашками. Мы не знаем имен этих героев. Но их подвиг помог в дальнейшем разгромить врага. Так, в первые же дни организации ячейки раненбургские комсомольцы прошли закалку огнем.
УЧРЕДИТЕЛЬНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
Годом создания первых сельских комсомольских ячеек и 'волостных комитетов РКСМ, годом создания уездного комитета РКСМ стал 1920-й.
(До этого-в 1918 -1919 годах-в некоторых крупных селах и волостных центрах были кружки, но, как и в Раненбурге, их деятельность носила чисто культурно-просветительный характер. Однако кружки сыграли положительную роль. В 1920 году они стали базой, на которой возникли настоящие комсомольские ячейки.
Типичным в этом отношении был и кружок в с. Горлово. В 1919 году кружковцы ставили спектакли, пели в хоре, действовал у них пункт по ликвидации неграмотности. Участниками кружка были прибывшие в деревню из-за голода рабочие городов, местные учителя, советские работники и наиболее активная часть сельской молодежи. Но настоящую революционную направленность кружок получил с приходом в него летом 1920 года Ивана Степановича Родионова, матроса-большевика, участника штурма Зимнего. Его демобилизовали по ранению. Вот он-то и стал идейным руководителем, создателем ячейки РКСМ. В ячейке вначале объединилось лишь пять человек. Все - выходцы из семей бедняков. Первой задачей было во всем помогать вол исполкому Совета, бороться за хлеб. Но об этом ниже.
Да, 1920 год был годом массового совдания комсомольских ячеек в селах уезда. В помощь селу уком партии посылал своих представителей, которые вместе с прибывшими с фронта большевистски настроенными солдатами создавали партийные и комсомольские ячейки. В село посылались и наиболее активные городские комсомольцы.
«... Предъявительница с его мандата ЕВ. Кочурова командируется в Салтыковскую волость для организации ячейки РКСМ. Все советские и партийные организации должны оказывать содействие ей в работе...» Так говорилось в мандате, выданном Раненбургским укомом партии одной из активных комсомолок города.
Командировал на места своих представителей и ЦК комсомола. В Раненбургском и Данковском уездах работал инструктор ЦК т. Глазман.
По инициативе раненбург-СК1ИХ комсомольцев 7 марта 1920 года состоялась городская конференция молодежи. В резолюции конференции говорилось: «...Мы, несоюзная молодежь, вполне разделяем цели, преследуемые РКСМ, и считаем принципиально необходимым вступление коммунистически мыслящей молодежи в комсомол...» Эта конференция, а затем прошедшая в апреле «Неделя молодежи» способствовали .росту рядов РКСМ не только в городе, но и на селе.
Создаются ячейки в Дубовом, Самарино, Ивановке, Снежетке, Шереметьеве, Никольском. В с. Салтыки в комсомол вступило 45 человек. Особенно активным был здесь сельский учитель, семнадцатилетний Иван Макаров (впоследствии член бюро Раненбургского укома РКСМ, потом писатель). Это был замечательный оратор-трибун.
В селе Лапотовские Выселки Шереметьевской волости ребята записали в резолюции следующее: «...мы решили организовать ячейку коммунистического союза молодежи при деревне, ибо эта организация - есть фундамент коммунистического строя...». Из 30 присутствовавших на собрании 28 записались в комсомол.
Тяга трудящихся юношей села в комсомол была велика. Собрания по организации ячеек РКСМ иногда возникали стихийно, до прибытия представителей укома партии. В деревне Рязанке, узнав из газет о создании комсомольских 'организаций в стране, деревенская молодежь по собственной инициативе (при содействии большевика -фронтовика) создала ячейку РКСМ. В протоколе ребята записали: «неорганизованным порядком жить дальше нельзя... мы тоже решили открыть в своей деревушке союз деревенской молодежи, зная твердо, что нам в таком деле никогда не откажут. Мы, хотя неопытны и малограмотны, но это не должно изменять положения... когда у нас одно желание и одна мысль в этом направлении». На собрании избрали председателя, секретаря и даже кассира.
Создание комсомольских ячеек проходило в обстановке ожесточенной классовой борьбы. Враги травили комсомольцев, особенно девушек. Они запугивали юношей и девушек, угрожали им земными и небесными карами. Под влиянием кулацкой пропаганды отдельные крестьяне не хотели, чгго-бы их дети стали комсомольцами.
Вот что писали снежетовские комсомольцы в уком партии о некоторых своих ребятах: «...когда матери узнали, что наш союз коммунистический, то задали сыновьям трепку... Вскоре в хате, где остановился представитель комсомола, начали появляться смущенные парни и девчушки и, опустив голову, просили: вычеркните из комсомола, тятя и мамка не Be-г. ят ..».
Но несмотря на это, ряды комсомола росли. С января по июль 1920 года в уезде возникло восемь новых организаций. Салтыковская ячейка РКСМ насчитывала уже 53 комсомольца, Кривопо л янская -19, Ивановская - 30, Никольская - 11. На первое июля 1920 года в уездной организации насчитывался 271 комсомолец, в том числе - 14 девушек.
10 июля 1920 гада состоялась первая конференция комсомольцев Раненбургского уезда. Это была учредительная конференция. Делегаты избрали уездный комитет РКСМ. Первым секретарем укома РКСМ стал Сергей Троицкий, впоследствии секретарь Рязанского губкома РКСМ и инструктор ЦК РКСМ.
Членами бюро, членами укома в 1920 году были: Евгения Кочурова, Павел Сафонов, Иван Макаров, Сергей Попов, Михаил Соловьев, Тихон Жирко.
В декабре 1920 года состоялась вторая конференция. В дальнейшем уездные конференции проходили ежегодно.
Секретарями укома в 1921 - 1924 годах избирались: Александр Органов, Петр Крылов, Алексей Кублин, Михаил Сибирцев, Иван Кудрявцев.
В состав бюро и членов укома в 1921--1923 годах входили: Анатолий Троицкий, Михаил Клейменов, Иван Конин, Иван Зюзин, Петр Свиридов, Серафим Куркин, k Александр Сухинин, Константин Каверин, Ефстафий Кульков, Николай Ивлев и другие.
Активно работали в организациях такие ребята, как Тимофей Сонин, Пшеничников, Виктор Колпаков.
Комсомольская организация с каждым днем росла и крепла организационно. В конце 1920 года и в первой половине 1921 года уком комсомола 4 раза выпускал газету «Красная моло-дещь» в количестве 1000 экземпляров. Выпускались листовки. В 1922 году была издана брошюра «Работа сельской ячейки РКСМ».
УХОДИЛИ КОМСОМОЛЬЦЫ...
Уходили комсомольцы на гражданскую войну... Уходили, неся в своем сердце преданность революции и готовность защищать ее до последней капли крови-.
Известно, что за время гражданской войны комсомол провел три своих мобилизации на фронт. Последняя, третья мобилизация, проходила в мае 1920 года. В городе Раненбурге состоялся митинг молодежи. Вот что записано в резолюции митинга: «Раненбургская молодежь встанет на защиту революции и угнетенных трудящихся всех стран, в частности трудящихся Польши и Украины». И действительно, за 1920 год ушло на фронт 24 комсомольца и 15-на курсы красных командиров. Среди них-Сергей Фомичев, Василий Ушаков из села Анненки, Ратов и Еремин из Константинову, Дмитрий Шурыгин из села Шереметьево.
А как их провожали! Шли стройной колонной на вокзал. В рядах песня: «Смело мы в бой пойдем..,». Девушки дарят ребятам кисеты, а ребята - кто картошку, а кто одну-две воблы.
Уезжая, ребята обещали, что будут драться с врагами, не зная страха, а оставшихся просили:
-Берегите комсомольскую организацию, работайте, не покладая рук!
На это остающиеся отвечали:
- Вы, ребята, не оглядывайтесь, о нашей союзной организации не беспокойтесь. Ваши места не останутся пустыми. Мы удвоим, утроим ряды славного РКСМ.
Глядя на уезжающих на фронт, некоторые из 16- и 17-летних говорили:
- Счастливчики!
- Не огорчайтесь, ребята! Будет вам дело и тут! - Так говорили комсомольцам старшие партийные товарищи. И действительно, дел было очень много.
Разгромленные революцией чуждые элементы вели антисоветскую агитацию и саботировали мероприятия Советской власти. Кулаки на селе отказывались поставлять для нужд фронта лошадей, фураж и подбивали на это крестьян. Они агитировали, чтобы парни не шли на призывные пункты по мобилизации, а хоронились в лесах. Кулачье связывалось с бандитами. Бандитизм усиливался после _ разгрома антоновщины в Тамбовской губернии. Бандиты обосновались в Дубовских и Буховских лесах, примыкавших к Тамбовщине. Они грабили население, громили государственные склады в волостях и потребительские лавки, угоняли лошадей, которые надо было отправлять на фронт. Бандиты терроризировали советских работников, убивали их. Так, были убиты продагент комсомолец Благочинных в Дубовом и уездный продовольственный комиссар Юдин.
Для борьбы с бандитами в уезде был создан вооруженный отряд из коммунистов, комсомольцев и советских работников. Он назывался ЧОН (часть особого назначения). Все тогда учились военному делу. Винтовки всегда были при людях, стояли в углу на работе. Треть отряда находилась на казарменном положении в штабе. Там же всегда наготове стояли оседланные кони и пулеметы на тачанках. В случае тревоги все бежали в штаб. Сигналом для сбора был удар соборного колокола. На колокольне был пост.
Большую помощь отрядам ЧОН оказывали уездные военные комиссары тт. Князев и Плахов, а также начальник моб-отдела А. И. Кеменов. Чоновцы, работники военкомата несли охранную и дозорную службу в городе. Охранялись склады, телеграф, госбанк, железнодорожные мосты, станция.
- Стой! Кто идет! Пароль! - так, бывало, раздается в ночи. Это-патруль ЧОН на посту.
Сколько раз по сигналам из сел отряд выезжал на ликвидацию бандитских шаек! Так была ликвидирована кустровская группа в Кустровке. Во время перестрелки погиб помощник начальника милиции города товарищ Костенко.
Бандитские шайки были мелкими, но борьба с ними продолжалась почти до 1924 года.
Хорошую работу провел в этом отношении пятнадцатилетний комсомолец, воспитанник Раненбургского детдома Иван Харченко. Его специально устроили в Дубовом пастухом. Он вел разведывательную работу и давал штабу ЧОН ценные сведения. Они сыграли большую роль в поимке бандитов, в частности, группы Шатохина.
В борьбе с бандитами чоновцам помогали крестьяне. И как ни пытались бандиты объединиться, чтобы напасть на город, это им не удавалось, ибо они знали, что город охраняют сплоченные в одном строю коммунисты й комсомольцы.
На четвертом Рязанском губернском съезде комсомола раненбургекие делегаты рассказывали: «Бандиты гюпрыга ли-поп рыгали вокруг города, да тан ни с чем и ушли».
ВСЕ ДЛЯ ФРОНТА
«Борьба за хлеб - борьба за социализм!» - так говорил В. И. Ленин, Хлеб в годы гражданской войны решал судьбу революции. Советская власть вынуждена была ввести продразверстку. Другого выхода не было. Весь хлеб был у кулаков. Они его прятали в ямах и отказывались сдавать/ государству. Кулак и подбивал и крестьян, чтобы и они не сдавали верно. В селе Be дном мужики разобрали собранный по продразверстке хлеб. Организатором этого подлого дела был местный кулак - церковный староста. В уезде действовал продовольственный отряд рабочих из Петрограда. Ему и вообще продорганам комсомольцы оказывали всяческую помощь, прежде всего в розыске кулацких ям с хлебом, хотя это было опасно. Так, в селе Шереметьево кулаки сожгли хату секретаря комсомольской ячейки Вани Полишина за то, что он указал на такую яму.
Комсомольцы, будучи сами голодными и раздетыми, помогали фронту, семьям красноармейцев. Они знали: трудно в тылу, но на фронте еще труднее. В те дни молодые патриоты проявляли величайшую сознательность и самопожертвование, непоколебимое единение с партией, народом. Они отдавали последнюю рубашку, делились последним куском хлеба, отдавали бойцам последние ботинки, считанные рубли своего
заработка
.
В 1920-21 годах комсомольцы организовали сбор пожертвований среди крестьян, сбор подарков для красноармейцев. И как ни тяжело было, сердца крестьян и крестьянок отзывались (на зов комсомольцев. Кто давал блюдечко ржи или пшена, кто пару яичек, кто кусок холста, а некоторые шерстяные носки и варежки.
В селе Горлово комсомольцы ставили спектакли в пользу фронта. Правом входа, вернее платой за вход, была треть* пшена или ржи. Члены РКСМ ходили на посиделки и беседовали с молодежью.
- Вот у тебя, Катя, - говорил кто-либо из комсомольцев, - на фронте воюет отец, а у тебя, Варя, - брат. Давайте сделаем им подарки.
И девушки шили кисеты, вязали носки или варежки.
В то время в селах оставались лишь стар да мал. В стране были голод и холод. Голод особенно обострился, когда в Поволжье разразилась засуха. Умирали люди, умирали дети. ЦК комсомола обратился к комсомольским организациям: «Не дадим умереть ни одному ребенку! Поможем голодающим!» Для комсомольцев это был боевой приказ.
Они, как и в недели помощи фронту, проводили сбор пожертвований, ставили спектакли в пользу голодающих детей Поволжья с платой за вход горстью ржи или пшена.
В августе 1921 года по инициативе Раненбургского укома РКСМ состоялась городская конференция молодежи. Работающая молодежь города вместе с комсомольцами отчислила месячный оклад. Было собрано немало детского белья, обуви, около 50 одеял и наволочек. По уезду было собрано около двухсот пудов хлеба, сухарей, сотни аршин холста и т. д. Рязанский губкам комсомола объявил Раненбургской организации благодарность. Как ею гордились комсомольцы! Каждый сознавал, что он спас не одного ребенка.
Выше отмечалось, что собирая пожертвования в помощь фронту и голодающим, сами комсомольцы голодали. В конце 1920 года руководители укома комсомола сообщали в Рязанский лубком РКСМ: «Мы не всегда получаем хлеб, некоторые ребята ходят на природных подошвах».
И действительно, у работников укома и в ячейках ребята ходили тогда в лаптях. У некоторых были буденовки и солдатские шинели отцов, пришедших с фронта. Ими ребята очень гордились - ведь в этих шинелях отцы ходили в бой!
А вот как в 1921 - 1922 годах члены РКСМ «обмундировывали» своих делегатов на губернские съезды: брали на время у кого рубашку, у кого штаны или ботинки какие подучите и одевали, и обували ребят. Работники укома жили коммуной, питались вместе, делясь и ос ладней карт ошкой, последним куском хлеба и укрывались иногда одной шинелью. Зато какая была взаимность и дружба! Каждый поступок парня - и хороший, и плохой - был предметом обсуждения.
Случилось однажды такое «ЧП». Дежурившие в укоме ребята - Вася Рыжков и второй (фамилия осталась неизвестной) съели несколько яичек и сухарей, собранных для голодающих детей Поволжья. Съели потому, что валились буквально с голода. Но на какую принципиальную высоту подняли ребята их поступок! Они говорили, что отняли хлеб у умирающего ребенка. И нарушителей наказали. Чем же? У них на месяц отобрали винтовки и лишили их права быть чоновцами. Как переживали ребята это накатине!
Не было такого, чтобы комсомолец не выполнил поручения. Наоборот, каждый старался выполнись что порискованнее. Да, они были романтиками! Они были полуграмотными, иногда грубоватыми. Зато сколько было гордости от сознания того, что они - бойцы революции, что они--молодые коммунисты!
НА БОРЬБУ С РАЗРУХОЙ
В 1922 году закончилась гражданская война. Молодая Советская республика вырвалась из войны истерзанной боями. Разруха была всюду, свирепствовал тиф. Ценою миллионов жизней на фронтах, миллионами вдов и сирот заплатил наш народ за победу в гражданской войне. Но он победил! Теперь надо было восстановить (хозяйство. Партия, В. И. Ленин повели наш народ на это великое дело.
«Идите с нами строить республику труда!» Эти слова из первой комсомольской песни «Молодая гвардия». Вот с этими словами комсомольцы обращались к молодежи, организуя ее на борьбу с разрухой, на восстановление народного хозяйства, мобилизуя и свои комсо мольские отряды на эти дела. Одной из форм организации молодежи на борьбу с разрухой были субботники. Как их любили! Любили потому, что они сплачивали ребят, вызывали чувство локтя, товарищества, чувство того, что можно осилить любое делю в коллективном труде. На любом субботнике - песня, когда шли на него и возвращались.
Вот как проходили субботники.
Апрель 1922 года. Комсомольцы табачной фабрики во главе со своим секретарем Петром Свиридовым укрепляют берег реки. Они работают вместе с рабочими, чтобы не допустить размыва берега и предотвратить затопление фабрики и прилегающих к ней домов жителей Заречья. Работа выполнена. У ребят хорошее моральное удовлетворение.
Осень 1922 года. В селе Гагарино только что организовался совхоз, а в нем из четырех рабочих - комсомольская ячейка. Во главе со своим секретарем Иванам Вадиковым ребята показывают пример на пахоте и севе. Они работают больше и лучше других.
Весна 1923 года. Полдень. Только что закончилось бюро укома РКСМ. Звонок из горсовета:
- На станцию Раненбург пришел новый двигатель для городской электростанции. Помогите выгрузить и переправить в город.
Собрались все ребята города.. Построившись колонной, пошли на станцию. Вместе с рабочими горкоммунхоза выгружали части двигателя, клали их на деревянные клети с полозьями. В упряжке - десяток лошадей. Подталкиваемый ребятами движется этот необычный поезд. Останавливается, чтобы дать передохнуть лошадям и людям. Куда там! Песня, пляски, шутки. И опять в путь. Дело сделано. А на другой день благодарность от горсовета и премия ребятам - по три аршина ситца на рубашки.
Лето 1923 года. В Дубовском лесу группа ребят из города под руководством члена бюро укома Александра Сухинина, под вооруженной охраной от бандитов, заготавливает дрова для больниц и школ. Ребята неделями живут в шалашах. Вечерами идут в село и проводят с сельскими ребятами вечеринки, помогают поставить спектакль.
Комсомольцы города и сел сажали деревья, благоустраивали населенные пункты, помогали в оборудовании школ. Авторитет комсомола в глазах трудящихся города и сел рос с каждым днем. Коммунистический Союз Молодежи мужал и креп, закаляясь в борьбе за новую жизнь!
ИЗ ТЬМЫ К СВЕТУ
Избач! Кому не знакомо это ’ слово, особенно людям первой половины двадцатых годов. Он был и библиотекарем, и читчиком газет и организатором художественной самодеятельности. Избач являлся консультантом крестьян по введенному тогда впервые советскому законодательству. Избач был проводником политики партии в деревне.
В большинстве избачами работали комсомольцы. Они же нередко были секретарями комсомольских ячеек. Изба-читальня для% комсомола стала опорным пунктом работы с молодежью, и члены РКСМ радовались этому. Каждый день горел огонек избы-читальни. Он светил сквозь мрак невежества как огонек просвещения людей и приобщения их к новой жизни.
Как уже указывалось выше, сельские комсомольцы посещали посиделки. Если в годы гражданской войны посиделки использовались для сбора подарков фронтовикам-красноармейцам, то теперь - для культурно-массовой работы. Здесь интересную книжку прочитают, побеседуют о явлениях природы, да и танцы устроит, и песню споют, причем, комсомольскую. Особенно любила молодежь песню «Как родная меня мать провожала».
Да, песня была на вооружении. Комсомольцы старались внедрять новые песни, революционные. Традицией тогда было то, что ни одного собрания не обходилось без пения «Интернационала».
Комсомольцы города вместе с профсоюзами и учительством явились организаторами клуба и сада в городе. Был xqp, которым руководил А. Д. Левитов. Не забыли старожилы самодеятельных артистов Востокова, Григорьева, Веселкину, пианистов Венцеля и Лео. Они ставили спектакли, хорошие концерты. Создавались и свои пьесы.
В мае 1923 года церковники и сектанты из села Жабино разнесли слух, что приближается комета и будет конец света Сейчас это вызывает улыбку.
Однако тогда многие в это верили и «готовились» к загробной жизни. И вот наши самодеятельные артисты сочинили в жанре оперетки пьеску «Камета в Раленбургтом уезде». В этой легкой, веселой и остроумной пьеске они зло высмеяли половщику и невежество. Был у нас и хороший духовой оркестр под управлением Ватинцева, потом - Семенова. Оркестр являлся неизменным спутником на массовках, демонстрациях.
Особенно любили комсомольцы спорт. Раненбуршские спортсмены неоднократно выигрывали губернское первенство по легкой атлетике, по футболу. Кстати оказать, в 1923 году почти вce члены бюро укома комсомола играли в
футбол
. Проводились спортивные вечера, на которых демонстрировалась сила и ловкость. Саша Ряузов, Ваня Дементьев, Миша Осипов были душой и организаторами этого дела. Сами они - тяжелоатлеты. Занимались спортом с ребятами, школьниками. Делалось все это на общественных началах. Для многих участие в спортивной и клубной работе считалось комсомольским поручением.
ПЕРВЫЕ КОМСОМОЛКИ
Мало их было. Еще действовал в ту пору патриархальный уклад жизни в крестьянской семье. Комсомолка - значит безбожница. И потом, как это деревенская девушка стала ходить в ликбез, участвовать в драмкружке, узнала, что попы . обманывают народ, что женщине Советская власть принесла равноправие? Это не укладывалось в сознании ни у отца, ни у матери, ни у соседей. И поистине было подвигом для деревенской девушки стать комсомолкой.
Незабываемым, светлым образом встает Настя Подымова. Она пришла в Горловскую ячейку в 1920 году, будучи батрачкой у кулака. Чего только она ни вынесла! Стала петь в хоркружке, ходить учиться грамоте - ее били. А когда она указала, куда хозяин спрятал зерно от продразверстки, он ее избил до полусмерти. Разве можно забыть тот вечер, когда она пришла в ячейку вся в синяках, одежда разорвана, лицо окровавлено, одно ухо наполовину оторвано и из мочки крупными каплями на кофточку сочилась кровь.
Прошли годы. Настя окончила вуз, стала геологом, вышла замуж и у нее было уже два сына. Один из них - моряк, - погиб в 1942 году под Мурманском.
Нельзя забыть и других первых девушек-комсомолок, таких, как Женя Кочурова, Вера Городецкая, Аня Белоус, Аня Скоб лика, Маруся Попова, Маруся Афанасьева. Они тоже были и бойцами ЧОН, и культработниками села, и участниками самодеятельности. Вместе с парнями переносили и голод, и холод, и лишения. Но как они были преданы комсомолу!
«СИНЯЯ БЛУЗА»
Это своеобразный драмкружок, похожий на современный «КВН». Играли все в синих блузах, чем подчеркивалось новое пролетарское искусство Это было детище комсомола тех лет.
«Мы - синеблузники,
Мы - профсоюзники
Мы только лучшего хотим.
Бичуем костных,
Не любим скучных.
Покажем вам сегодня тех,
Кто нам мешает жить, трудиться,
Кто угнетает лед рабочий
И кто Страну Советов
хочет задушить».
Это была выходная песня коллектива. В программе концерта синеблузников использовалось все: частушка, песенка, создавался образ в персонаже (рабочий, крестьянин, нэпам, бюрократ, капиталист, кулак и пр..). Тексты выступлений писали сами комсомольцы. Популярностью «синяя блуза» пользовалась за ее оперативность и злободневность. « Прохватывали» независимо от положения.
Синеблузники, как правило, отмечали знаменательные даты. Подбирался специальный материал и музыка, отвечающие дню с включением местного материала по уезду или городу. Синеблузники часто выезжали в села и там обычно строили свой репертуар на местном материале, показывали достижения, критиковали недостатки. Крестьяне очень любили синеблузников.
Всю литературную подготовку и художественное руководство концертами синеблузников осуществлял А. А. Чернышов, а музыкальную - Е. К. Веселкин. Это были замечательные товарищи, неизменные друзья комсомольцев.
ВСЕГДА, ВО ВСЕМ ОПРАВДЫВАТЬ ЗВАНИЕ ЛЕНИНЦЕВ
В меру сил и возможностей рассказано, какими были мальчишки и девчонки, комсомольцы двадцатых годов. Теперь они - деды и отцы. Многие стали коммунистами, многие воевали и сложили головы за нашу Родину, за Советскую власть. Пусть навсегда останется в сердцах молодежи, светлая память об Александре Органове и Сергее Троицком - первых секретарях Раненбургской организации комсомола, которые пали смертью храбрых в боях с врагами Родины в годы Великой Отечественной войны. Какие это' были замечательные товарищи!
Вместе с тем нельзя не вспомнить тогдашних партийных руководителей - секретаря укома партии Петра Михайловича Федосова, большевика с 1917 года, одного из создателей партийной организации Раненбургского уезда, председателя Раненбургского уисполкома Советов Илью Петровича Мысягина - большевика с 1918 года, под руководством которого был подавлен не один кулацкий мятеж, Михаила Петровича Суслина - бывшего зав. агитпромом укома партии. Он был представителем от парторганизации в укоме комсомола. Его ласково называли «партийным папашей».
Все эти товарищи были замечательными воспитателями. Они умели поправлять и молодежь, уважая ее и ценя в каждом вce хорошее. Они помогали юношам и девушкам расти и совершенствоваться. И многие из бедняков, сирот, беспризорных воспитанников детдомов в прошлом стали инженерами, врачами, партийными и советскими работниками.
21 января 1924 года перестало биться сердце дорогого В. И. Ленина. Массовым вступлением в ряды партии ответил рабочий класс на смерть вождя. Не остался в стороне' и комсомол. У него тоже был Ленинский призыв в комсомол. А в июле 1924 года в Москве состоялся VI Всероссийский съезд РКСМ. Как известно, на этом съезде комсомольцы решили назвать союз Ленинским.
Залитый светом зал Большого театра. Один за другим поднимались на трибуну представители крупнейших промышленных центров страны и предлагали назвать комсомол Ленинским. Когда объявили, что это предложение принято единогласно, все делегаты бросились друг к другу в объятья. У многихх на глазах были слезы радости. А потом из глубины зала запели «Интернационал». Как же его пели! Д когда кончили, была такая овация всего зала, которую можно сравнить лишь с морским штормом.
- Слово имеет Надежда Константиновна Крупская! - объявляет председательствующий
Обращаясь к комсомольцам, Надежда Константиновна сказала:
- Вы взяли на себя высокое звание, сумейте оправдать его своим личным примером в труте, в учебе, в личной жизни. Владимир Ильич завещал вам построить социализм и коммунизм. Будьте же достойны Ленина !
Прошли десятки лет. Комсомол может с гордостью сказать, что оправдывает это звание. Шесть орденов на его многомиллионной груди - разве это не признание народом и партией заслуг комсомола! Если в стране нашей построен социализм, а сейчас идет строительство коммунизма, то немалый вклад во все это вложил и вкладывает сейчас комсомол. Здесь есть доля и чаплыгинских комсомольцев.