У каждого человека есть свое предназначение в жизни. Т.е. миссия, которую либо сам выбираешь, либо она выбирает тебя. Кто-то выбирает чин, и со временем трансформируется в полу-мифическое существо - человека-кресло, кто-то деньги, и в служении золотому тельцу теряет главное человеческое золото - душу. Кто-то выбирает сразу несколько миссий: и чин и деньги, но с этими тоже все ясно.
А лучшие из нас выбирают служение живому: вечному и прекрасному. Список этих ценностей весьма разнообразен: семья, дружба, любовь, верность, свобода, достоинство, честь, справедливость и много-много чего еще… Они все то хорошее, что передается из поколения в поколение и без чего невозможна не сама жизнь человека, ни развитие общества. Когда сгущается тьма и становится нестерпимо душно от смердящей мертвечины, такие люди становятся единственной преградой от армии тьмы, они заслоняют живой мир от бесчинствующего зла зачастую жертвуя собой. Они способны приподнять завесу мрака и впустить свет, они насыщают нашу кровь кислородом, их пример вселяет Веру и учит нас оставаться людьми. И пока есть на свете хотя бы один такой светлый человек - наш мир живых, а не мертвых.
Одним из таких миссионеров является Владислав Павлович Шлыков, ушедший в вечный мир 14 ноября 2005 года, но продолжающий жить в Раненбурге неотъемлемой частью городской души и глубинной сути.
Владислав Павлович Шлыков, коренной раненбуржец, краевед и писатель-публицист, автор нескольких десятков краеведческих и исследовательских очерков, родился в Раненбурге 5 мая 1939 года. По материнской линии род его происходил от раненбургской купеческой династии разорившейся в середине XIX века, а по отцу из нижегородских старообрядцев. До 12 лет он прожил в Раненбурге а затем отец забрал его в Москву, но каждые летние каникулы Владислав проводил в родном городе.
Дед Владислава Павловича, Александр Федорович Елфимов, в доме которого он и жил в Раненбурге и с которым был очень близок, положительно повлиял на нравственные и культурные ориентиры. Александр Федорович представлял собой тот редкий, исчезающий тип людей, являющий ярчайший образ образцового гражданина дореволюционной России. Круг общения Александра Федоровича был и разнообразен в культурном и духовном смысле, но узок, мягко говоря, в «классовом» отношении. Все эти люди являлись провинциальной элитой, «из бывших» социальных верхов Раненбурга, сформировавшиеся как личности ещё до драматических событий октября 1917 года. Многие из них отчасти чудом избежали последствий репрессий (хотя гонения частично и коснулись их) и благодаря своей полезности обществу (все они являлись высококлассными специалистами, каждый в своей профессии) и благодаря официальному признанию советской власти легитимной и соответственно вполне лояльному, дружественному отношению к ней. Но была и обратная сторона этой лояльности, внутреннее неприятие этой власти и постоянная борьба за право оставаться самим собой, не имея возможности противостоять политически, противостояли в культурном и духовном плане. По сути, они были внутренними иммигрантами.
Владислав Павлович впоследствии в одном из письменных обращений к своему лучшему другу - раненбуржцу Виктору Николаевичу Подзорову (письмо датированное 4 февраля 1985 года) так сформулировал эту линию «внутренней иммиграции» продолжателями которой, по сути, они сами и являлись на протяжении всей своей сознательной жизни: - «Раненбург наладит правильную жизнь. А сейчас?.. Сейчас,… нельзя расстраиваться. Всей душой нужно приближать эту мечту. Елико сие возможно, еже мгновенно, по крупице помогать музею, чтобы он поскорее открылся, чтобы не дремали власти на местах.
Себя подбадривать только хорошими примерами в истории, хорошей музыкой, хорошими книгами, хорошими мыслями, хорошими людьми.
Если мы будем с тобой обращать внимание на плохое в нашей жизни, мы не сможем с тобой уберечь в душе хорошее, то, что является духом и культурой Раненбурга. Через всю жизнь мы должны нести в душе духовное и историческое богатство родного края. Жить только хорошим, смотреть только в хорошее.
Плохое презирать до такой степени, что не видеть его в упор. Мы же говорили с тобой. Что каждый человек поёт свою ноту в оркестре жизни. Будем же петь свою песню. Цвести своим цветом, исполнять данную нам в жизни обязанность.
Желаю тебе отличного здоровья, несгибаемой воли в борьбе с отсталостью нашего города в культурном развитии. Развивая себя - разовьешь и город.»...
Раненбург для Владислава Павловича являлся неотъемлемой частью и культуры и души России, да и частичкой самого себя. Всю свою жизнь человек познавая окружающий мир познает и самого себя. В.П. Шлыков всю свою жизнь познавал и изучал Раненбург, который за свою почти четырехсотлетнюю историю хранил в себе много тайн. Раненбург - это ребус на разгадывание которого ушла вся жизнь и многое так и осталась не разгаданным, и это при том, что В.П., пожалуй, единственный человек, который так хорошо знал его и чувствовал.
Вторая половина XX века, у Раненбурга отняли его историческое имя, храмы города используемые под склады под постоянной угрозой уничтожения, красивейшие и старейшие здания в процессе варварской эксплуатации ветшают и уничтожаются, город стремительно теряет свой исторический облик. Нужно что-то делать, чтобы сохранить город для потомков и В.П. Шлыков не умеющий равнодушно относиться к любому проявлению варварства, бескультурью (а по отношению к родному городу это и вовсе кощунство) берет на себя организацию всех спасительных для Раненбурга мероприятий. Конечно, его поддержали старые раненбуржцы, это тот культурный костяк Раненбурга в который входил и его дедушка А.Ф. Елфимов (об этом круге я упоминал выше) а точнее «последние из Могикан» те, кто еще жил. Из молодого поколения его соратником в этом благородном деле стал одноклассник и близкий по духу раненбуржец (воспитывался в той же культурной среде) Виктор Николаевич Подзоров. Можно сказать что В.Н.Подзоров являлся часовым Раненбурга и вовремя сообщал Владиславу Павловичу в Москву, в случае враждебных выпадов или угрозе уничтожения каких-либо памятников архитектуры Раненбурга. Не все, но многое удалось отстоять и поэтому наш город в плане сохранившихся (спасенных В.П.Шлыковым и его командой) памятников прошлого гораздо в выгодном положении чем его собратья - другие малые города нашей области и края…
«Представители власти на местах»и традиционно глухи и слепы и не реагировали на инициативы «местных энтузиастов», для реакции всегда необходим некий посыл, сигнал сверху. Шлыков понимал это и поэтому все свои инициативы по сохранению памятников архитектуры Раненбурга (а на большее в то время можно было не расчитывать, не реставрация так хотя бы консервация), он реализовывал через больших чиновников из ЦК.
Чтобы спасти Троицкий собор, например, Владислав Павлович задействовал целую цепочку деятелей культуры: Л.М.Леонов, М.В.Алпатов, С.С.Смирнов, П.П.Ревякин, В.А.Солоухин, И.С.Козловский (с некоторыми из них его связывала личная дружба), и дошел до Алексея Николаевича Косыгина - а тот как говорится «решил вопрос». Чтобы дали статус музея, усадьбе Семенова -Тян-Шанского, он будучи членом Российского географического общества организовал за собственные средства в 1977 году в усадьбе географические чтения с участием внучки Петра Петровича - Веры Дмитриевны Семёновой-Тян-Шанской-Болдыревой и контр-адмирала Папанина.
Для реставрации старинных зданий и в первую очередь храмов (КАК ЗДАНИЯ КУЛЬТА ПОСТОЯННО НАХОДИВШИЕСЯ ПОД УГРОЗОЙ СНОСА) искал и находил в архивах планы и чертежи ,а для того чтобы углубленно изучить все нюансы связанные с сохранением и реставрацией памятников архитектуры получил еще одно высшее образование. Владислав Павлович уже в 25 лет представлял собой личность интеллектуальную, энергичную и волевую (т.е. являлся пассионарием) и всю свою жизнь находился в постоянном состоянии развития: изучал научную и художественную литературу; анализируя, отсеивал «мишуру», постигал духовный опыт наших предков.
Он очень легко сходился с людьми: благодаря открытости сам располагал к себе, а собственные знания и опыт позволяли подобрать ключи к разным в т.ч. и психологически сложным натурам. Дружбе был верен до конца и в любой ситуации приходил друзьям на помощь. В отстаивании своих взглядов и своей линии был прямолинеен и не прогибался и не приспосабливался, всегда имел собственное независимое мнение и оставался самим собой.
Кроме сохранения памятников В.П. ещё в первую очередь ставил перед собой следующие задачи которые считал необходимым претворить в жизнь: реставрация зданий в исторических границах города, т.е. до пригородных слобод по старинным фотографиям, застройка новых зданий внутри ист. границы Раненбурга строго стилизованных под старинные застройку (никакого сайдинга и пр.), восстановление крепости Ораниенбург с бастионами и рвами, реконструкция Гостиных рядов с восстановлением южного корпуса, реконструкция старинного городского кладбища (на ул.Горького) - Раненбургский некрополь, с возвратом территории принадлежавшей ему, возвращение городу исторического имени…
Если бы все задуманное В.П. удалось реализовать, то город предстал бы в новом, уникальном свете, став объектом ист. наследия столь привлекательным для туристов. А ведь в 90-е годы и в первой половине «нулевых» наметились положительные сдвиги в этом направление, в городе наблюдался краеведческий бум. Краеведение стало весьма модным увлечением, но количество горожан называющих себя «краеведами», к сожалению, не перешло в качественную величину. Не стало В.П.Шлыкова и постепенно его дело начатое в далекие 60-е резко замедлилось, что-то еще происходило по инерции а затем а под соусом тех или иных реставрационных работ стало происходить что-то противоположное тому что задумывалось. Город стал вновь терять свое историческое лицо и это прежде всего относится к историческим зданиям, все реконструированное становится мало похожим на оригиналы. Например, большинство зданий расположенных на территории рыночной площади просто обезобразили сайдингом. Похоже, что восстановление крепости, Раненбургского некрополя и всего исторического ядра в целом останется в необозримом будущем мечтой, но мечтой достижимой, если на это будет воля и горожан и местных властей и естественно при условии экономического потенциала, без которого невозможно такое трудоемкое дело. Но сейчас воля горожан и местного самоуправления далека от замысла В.П., такие элементарные понятие как: родная история, исток, память - это нечто абстрактное, размытое и малопонятное по причине внутреннего невежества и невозможное для постижения без напряженной работы над собой , без усваивания базовых ценностей.
P.S. Жизненный путь Владислава Павловича - достойный пример для подрастающего поколения, а его очерки по истории Раненбурга уже изучаются на уроках по предмету "Краеведение" и являются чуть ли не основным хрестоматийным материалом. Постараюсь собрать все его работы и представить в этом журнале. А еще есть письма, обладающие сильной духовной энергетикой адресованные Виктору Николаевичу Подзорову, и которые, я уверен, будет полезно изучать с целью духовного развития и патриотического воспитания новых Раненбуржцев.
Так выглядит сейчас дом в котором В.П.Шлыков провел свои детские годы и который в его памяти оставался таким: « Дом моего раненбургского детства, из окон которого были видны сразу пять церквей, находился на перекрестке Широкой и Крепостной улиц , ныне Ленина и Ломоносова. На доме наличники резного камня у окон первого этажа, трехплоскостные лодочки - ширинки по углам здания, круговые лучковые арки входов в бывший здесь когда-то на самой окраине города трактир с установленным в нем для развлечения механическим органом.. "...