Город Раненбург был переименован 2 октября 1948 года в Чаплыгин, в честь уроженца города - выдающегося русского ученого Сергея Алексеевича Чаплыгина (1869-1942), автора многих трудов и открытий в области аэродинамики и, одного из основоположников современной аэромеханики и газовой динамики. В Раненбурге Сергей Алексеевич прожил всего только четыре года, в 1871 году переехал с семьёй в Воронеж, и по-видимому, больше никогда в родном городе не бывал. Единственная дочь Сергея Алексеевича - Ольга Сергеевна Чаплыгина (1895 -?) посетила родину отца по случаю торжественного открытия народного краеведческого музея 9 мая 1967 года.
О.С.Чаплыгина у стеллы с фамильным именем при въезде в пригородное село Кривополянье.
Фотография из семейного фотоальбома В.Д.Истратова.
Напротив стеллы. На снимке: Ольга Сергеевна Чаплыгина, Людмила Владимировна Малюцкова - научный сотрудник музея Н.Е.Жуковского (предположительно родственница О.С.Чаплыгиной - внучка сводного брата Юрия), Дмитрий Иванович Истратов - заместитель председателя райисполкома.
Фотография из семейного фотоальбома В.Д.Истратова.
Город Чаплыгин, пл.Октябрьской революции, возле здания райкома партии (ул.Советская д.84).
На снимке: (слева направо) М.М. Николаев - секретарь РК ВЛКСМ, Л.В.Малюцкова, Надежда МатвеевнА Семёнова - крупнейший историк авиации и заведующая музеем Жуковского, О.С.Чаплыгина, неизвестная женщина, Чичеров - председатель райисполкома,Болдырев - первый секретарь РК КПСС, Д.И.Истратов - заместитель председателя райисполкома.
Фотография из семейного фотоальбома В.Д.Истратова.
В Чаплыгинском краеведческом музее: Л.В.Малюцкова, Н.М.Семёнова, О.С.Чаплыгина пишут отзыв о посещении музея.
Газета "Знамя Ленина", 13.09.1967 г. Фото М.Бодунова.
О.С.Чаплыгина.1910-е годы. Фото
отсюда
О. С. Чаплыгина исполняет "Змеиный танец". Фото
отсюда Ольга Сергеевна Чаплыгина родилась 3 августа 1895 года. Оля хорошо училась в частной гимназии Дюлу, унаследовав от отца прекрасную память и усвоив сочиненную им заповедь: "Человек должен делать все сам - голова дана не для украшения".
Воспитывая в девочке самостоятельность мышления, Сергей Алексеевич первым же и столкнулся с плодами своего воспитания. Несмотря на исключительные способности, Оля всем предметам, преподававшимся в гимназии, предпочитала уроки танца. Именно на этот урок, единственный в неделю, начинавшийся в девять утра, она приходила раньше всех, ни разу по пропустив, ни разу не опоздав. Учитель танцев Евгений Михайлович Иванов оценил способности и прилежность девочки. За год до окончания курса он сказал начальнице:
- Одну из учениц моих следовало бы рекомендовать в балетное училище.
- Кто же это?
- Ольга Чаплыгина!
Начальница пришла в смятение.
- Да вы, Евгений Михайлович, с ума сошли! Вы знаете, кто ее отец? Профессор, крупный ученый, директор Высших женских курсов… А мы будем рекомендовать дочери балетную школу! Нет уж, извините!
Оля сама затеяла разговор о балете сначала с матерью, а затем с отцом. Екатерина Владимировна взяла сторону дочери. Но Сергей Алексеевич решительно возразил:
- В балет идут, как я знаю, с шестилетнего возраста и не всех принимают уже по специальным требованиям к сложению тела, к устройству ног… Значит, ты уже опоздала! Хорошей артистки из тебя не выйдет, останешься недоучкой. Прибавь сюда театральные интриги, закулисную жизнь… Нет, я решительно против, и, пожалуйста, перестань об этом думать!
В течение всего последнего учебного года Екатерина Владимировна, Оля, подруги доказывали Сергею Алексеевичу, что он неправ, несправедлив и губит талант дочери. Сергей Алексеевич уступил, но с таким условием:
- Сначала получи высшее образование у нас на курсах, а потом или одновременно поступай в свой балет. Это последнее мое слово!
Оля с ранних лет жизни убедилась, что отец во всех долах всегда оказывался правым. Вероятно, он был прав и теперь, как всегда, и она согласилась.
- На какой же ты хочешь факультет? - примирительно спросил отец.
- На какой хочешь ты, на тот и пойду.
- Я бы посоветовал на математический. У тебя есть способности!
- Хорошо, пойду на математический!
Столкнувшись с горьким опытом самостоятельного мышления дочери, Сергей Алексеевич забыл о собственной заповеди, выбирая Оле факультет по своему вкусу. Оля формально одолевала выбранный отцом факультет, но в то же время слушала лекции по естествознанию, более соответствовавшие ее влечениям. Одновременно она поступила в студию Михаила Михайловича Мордкина (студия основана в москве в 1914 году), артиста балета, балетмейстера и педагога. Оля все каникулы отдавала студии Мордкина. Она вовлеклась в балетную жизнь до мозга костей, и, конечно, у нее не будет семьи, мужа, детей.
Ольга Сергеевна оставила Высшие женские курсы на четвертом курсе, уступая страстному влечению к театру. Впрочем, она пообещала отцу вернуться на курсы, когда испытает себя на настоящей сцене.
- Артистка балета служит до сорока лет, - сказала она.
- Когда мне будет сорок, я брошу сцену и окончу вуз…
В первый год Октябрьской революции московский "Театр оперы Зимина" перешел к Московскому Совету. Он стал именоваться Оперным театром Московского Совета рабочих депутатов, а затем объединился с Государственным академическим Большим театром и стал числиться филиалом ГАБТа. Ольга Сергеевна по конкурсу была принята в этот театр солисткой балета.
Наивысшее удовлетворение Ольге Сергеевне принесло признание отца. Ему случилось прожить несколько дней в Одессе, где проходили гастроли филиала. После одного из спектаклей он сказал с растроганной улыбкой:
- Да, ты была права, ты выбрала правильно свой путь…
Вспоминая об этом признании, как об исполнении мечты всей жизни, Ольга Сергеевна рассказывала:
- Раньше, когда я училась на курсах, а он был директором, то про меня говорили: "Это его дочь". В Одессе же он услышал наоборот, как про него говорили: "Это ее отец!"Гумилевский Л. И. - Чаплыгин. - М.: Молодая гвардия, 1969. (Серия ЖЗЛ).