Получил вчера коммментарий к прошлогодней записи -
http://ranenburzhets.livejournal.com/65192.html, а по существу, художественные воспоминания, от бывшего выпускника Чаплыгинской школы-интерната Ивана Васильевича Быкова, которые я решил выделить в отдельный пост.
Воспоминания Ивана Васильевича об учебе в школе-интернате тронули меня и не оставят равнодушными никого...
Милый интернат, где я учился в 1965 года по 1969.
Я, Быков Иван Васильевич, ушёл в интернат добровольно, там в это время учился мой друг Самолдин Алексей.
Школа напоминала научную сказку, была тёплой и просторной. По ней ходила строгая реальность в виде завуча Константина Никифоровича, вечно подтянутого, вечно требующего. Посещаемость стопроцентная!
Спальный корпус находился в глубине сада, площадка была огорожена высоким забором. В холе обязательно разувались, обувь сушили в сушилке. На каждом этаже спального корпуса игровая комната заканчивалась со всех сторон спальными комнатами.
В интернате время разом сжалось в пружину, режим дня определял нашу жизнь, но сколько же было интересного: Коля Попов, интернатский "Винтик", заведовал радиоузлом. Он же ходил в фильмотеку, и мы с удовольствием смотрели в спортзале, который одновременно выполнял роль актового зала, самые разнообразные, чаще весёлые фильмы. Геннадий Павлович доверял Толику Шуваеву ключи от спорзала, где играли в баскетбол, занимались гимнастикой. За спальным корпусом было сначала аж два стадиона, один большой, другой поменьше, плюс самые различные малые площадки и турники. Зимой заливали катки, делали хоккейную площадку. Лыжный спорт, лёгкая атлетика всегда были на высоте. Полная библиотекарша, очень добрая и по матерински отзывчивая вела театральный кружок. Был и танцевальный кружок, помню как вся в лентах, яркая танцевала и выплясывала Маша Киньшина, Слава Мишин и другие. Воспитатели были нам как родители. Иван Иванович умел играть на всех инструментах. Серафим Фёдорович Мазаев играл с нами в хоккей, в шахматы и шашки, умел рисовать, играл на инструментах, был прекрасный математик. Я уже не говорю о Константине Михайловиче, который водил в турпоходы, а на уроках просто показывал чудеса. Помню, он умудрялся узнавать, когда у сироты день рождения, обязательно доставал из кармана горсть шоколадных конфет и угощал. Кабинет физики я исследовал как инопланетный корабль, в котором мне предстоит лететь четыре года. Сколько же приборов! А каков учитель Владимир Фёдорович Петров!
Да, интернат! Я с гордостью говорю своим детям, меня мужчины выковали мужчиной. Их было большинство. Кабинет труда всегда переполнен материалом, работай! У нас был свой подсобный участок, где мы выращивали овощи: морковь, капусту. Ездили на своём автобусе. Девчонки пели. «Голуби целуются на крыше» помню до сих пор. Лариса Николаевна, учитель музыки, очень много работала в этом направлении, создавала хор, работала с талантливыми мальчиками и девочками.
Ездили в разные города. Я, например, ездил после 7 класса в Киев. Это было незабываемо. В это время случилось сильное землетрясение в Узбекистане в 1966 году. Мы с ребятами из Ташкента жили вместе, играли в футбол.
Директор работал круглые сутки. Два ночи, а он котельную проверяет. При нём интернат просто расцветал, мы, детвора, даже не догадывались, какие титанические силы вкладывались, чтобы нам жилось уютно, тепло и интересно. Не будем забывать кастеляншу тётю Шуру, ведь она нас одевала и мыла, поваров тётю Анисю, тётю Машу (умерла от рака, всем интернатом хоронили), тётю Раю, всех тех, кто делал самое главное, заменял отца и мать, особенно сиротам. Прошли годы. Я тоже стал учителем. Моим идеалом остался Константин Михайлович Булаев. Всю жизнь старался дорасти до него, да разве дотянешься до великих.
В Липецком облано я вдруг увидел папку, на которой были написаны знакомые инициалы. Душа затрепетала. Я открыл папку, а мне сделали замечание, мол, тебе до этого человека как до неба. Это же Эдуард Васильевич, величина! Я кивнул головой, конечно, и добавил, что это мой директор, который меня учил, мало того, руководил моим воспитанием.
Сейчас я стал писателем, являюсь членом Союза писателей России, пишу книги для детей, выпустил более десятка самых разнообразных книг, а сейчас пытаюсь художественно ответить на вопрос: "Что такое интернат?"