Сталин как бренд. Плакаты к 75-летию Большого Террора

Apr 24, 2013 11:18

Оригинал взят у visualhistory в Сталин как бренд. Плакаты к 75-летию Большого Террора
Вчера на сайте по истории пропаганды моё внимание привлекла серия плакатов, посвященных 75-летию начала массовых репрессий 1937-1938 г. Очевидно, авторы хотели уйти от банальности и сделать нечто супер-пупер-креативное, на языке современного "творческого класса", чтобы им было понятно. Однако, похоже, перемудрили. Кое-кто даже заподозрил создателей серии в "криптосталинизме". Судите сами, весь материал ниже взят с сайта по ссылке.

2 июля 1937 года Сталиным была подписана Резолюция «Об антисоветских элементах» о незамедлительном поиске, аресте и расстреле самых активных «кулаков и уголовников» в срок до 5 дней. Так начался знаменитый "Большой террор" 1937-1938 годов, в ходе которого было расстреляно 681692 человек и примерно столько же было отправлено в лагеря. Российская ассоциация жертв незаконных политических репрессий отметила 75-летие этого события изготовлением соответствующих "плакатов", которые, правда, распространяются только через интернет.

Рисунки эти нарисованы студентом Академии коммуникаций Wordshop Ильёй Техликиди, а идеи ему подсказал чеченский художник, скрывающийся за псевдонимом Nox-13.



2 июля 1937 года Сталиным была подписана Резолюция «Об антисоветских элементах» о незамедлительном поиске, аресте и расстреле самых активных «кулаков и уголовников» в срок до 5 дней. Этот документ положил начало Большому Террору или «ежовщине» - периоду массовых репрессий и политических преследований людей, неугодных советской власти.




Приговоры, как правило, приводились в исполнение выстрелами в затылок. Использовались наганы, пистолеты ТТ-33 и пулемёты Дегтярёва. Трупы хоронили группами в заранее вырытых ямах.



В 1937-1938 годах тысячи простых советских граждан заваливали НКВД доносами на своих сослуживцев, соседей, начальников, знакомых. Доносов было столько, что НКВД просто не справлялась.



Члены семей репрессированных, которые были «способны к активным антисоветским действиям», подлежали водворению в лагеря или трудпосёлки. Нередко в Сибирь, куда их везли по месяцу в товарных вагонах.



К арестованным нередко применялись пытки, а не подлежавшие обжалованию приговоры часто выносились без судебного разбирательства и немедленно приводились в исполнение.



1 548 366 человек было арестовано по обвинению в антисоветской деятельности.



681 692 человека было осуждено к высшей мере наказания - расстрелу.

Данные плакаты, по мысли их создателей, должны являться антисталинской агитацией. Однако насколько она действенна? Вот что пишет в своём ЖЖ философ и общественный деятель Константин Крылов

Что, собственно, нарисовано на этих картинках? Сталин проассоциирован с рядом брендов, отношение к которым у подавляющего большинства интернетизированной публики сугубо позитивное. Проассоциирован он при этом абсолютно жёстко, буквально знаком равенства: «Сталин - он как Х», где Х - что-то очень хорошее, популярное и престижное.

Сами ассоциации - тоже нисколько не обижают товарища Сталина, а льют ему мёду в рот. Для того, чтобы вычитать "обличительный" смысл каждого каламбурчика - надо думать, чесать репу, а чисто эмоциональный фон сугубо позитивный. Скажем, «Сталин пленил миллионы» - это сейчас абсолютно однозначно считывается как рекламный слоган, безо всяких вариантов, и воспринимается скорее как напоминание о международной популярности советского вождя, чем как обличение репрессий. И даже когда "догадываешься" - позитивное впечатление уже сформировано.

Наконец, сами картинки. Картинки КРАСИВЫЕ, вызывающие исключительно позитивные чувства. Сталин на них - не урод, не чудовище, не «жалкая ничтожная личность», а вполне себе БРЕНД. Особенно хорош вождь с твирреровской птичкой вместо усов - видно, что рисовали с любовью.

Егор Холмогоров назвал серию этих картинок "криптосталинистким безумием". Действительно, учитывая, что прежде всего в них бросается в глаза сравнение Сталина с позитивными интернет-брендами, а текст про репрессии написан внизу значительно более мелким шрифтом, то эффективность такой антисталинской пропаганды весьма сомнительна.

десталинизация, пропаганда, креативный класс, просветленные

Previous post Next post
Up