Оригинал взят у
world_jewellery в
Солах Шрингар (Solah Shringar) - 16 индийских украшений для счастья в любви и семейной жизниСказочный мир индийских драгоценностей и несметные сокровища индийских раджей всегда поражали воображение. Не менее поразительна красота индийских женщин и их украшения. За последнюю сотню лет искусство индийских ювелиров оказало особенно большое влияние на европейский мир и в наше время множество современных модных идей черпается из этого источника. В моду вошел слейв-браслет - браслет, объединный с кольцами, одним из прототипов которого является хатхпхул, традиционное индийское украшение. Появилось множество поклонников бинди, а большое количество браслетов, в том числе ножных, заняли прочное место среди украшений стиля бохо. Нверняка что-то еще из индийских традиционных украшений шагнет в современную моду. Не пора ли присмотреться к первоисточнику?
Мир ювелирных украшений Индии имеет устойчивые традиции и правила. Этот свод правил называется Солах Шрингар (Solah Shringar) и оначает, в узком смысле, 16 украшений замужней женщины. Но служат эти декоративные украшения не только для красоты. В основе традиции глубокая духовность и философский смысл, ведь в индийских обычаях и обрядах сохранился их древний сакральный смысл. В этом их абсолютная уникальность, ведь до наших дней сохранилось очень мало подобных традиций. Более того - в этой традиции зачастую можно найти разгадки и объяснения древних традиций и верований в других культурах мира, к примеру, фрагментарным археологическим находкам.
Слово "шрингар" связано с индуистской богиней красоты, удачи, богатства, счастья, плодородия и процветания Шри (Лакшми). Солах Шрингар - это индийский канон красоты, который включает 16 ритуальных атрибутов или украшений индийской женщины, символизирующих духовность, счастье и блаженство в любви и браке. Девушки в Индии до свадьбы одеваются просто. Украшения Солах Шрингар надеваются во время свадебной церемонии и cлужат для возникновения глубокой духовной связи жениха и невесты, в соответствии с древней традицией. Эти 16 украшений делают женщину ослепительной и эротичной. Если муж умирал - украшения разбивались и женщина их больше не носила. Но не будем о грустном, посмотрим на украшения. Начнем с головы и постепенно будем двигаться к ногам, хотя одевают их как раз наоборот, начиная с ног. А как вы думаете, какое из этих украшений следующим войдет в европейскую моду?
Шрингар состоит из 16 атрибутов, которые сязаны с 16 фазами луны и богиней Лакшми, идеальной женой Вишну. Украшения позволяют добиться сходства с богиней. В первый раз надеваются все эти украшения на свадьбу в соответствии со специальным ритуалом, который состоит тоже из 16 этапов. Начинается он с омолаживающей "косметической" процедуры и омовения в ароматной воде - Snan. Завершается ритуалом Sugandh - ароматными умащениями.
Процесс подготовки невесты начинается с ног, раскрашивается лицо и тело, одевавается особая одежда и украшения. Процесс имеет ритуальный смысл. Невесту готовят для мужа и в результате всех этих манипуляций девушка приобретает необыкновенную притягательность, чтобы высхитить и впечатлить будущего супруга, усилить его любовь и желание. Кроме того, во все процедуры и украшения вложен этический и духовный смысл, они символизируют правила и традиции поведения по отношению к мужу и семье. Также они имеют защитный и обережные смысл. Украшения как бы окольцовывают все части лица и тела, что удерживает и защищает энергию женщины.
Кешапашарачана (Keshapasharachana)
Волосы традиционно заплетали в косу, которая украшалась с помощью кешапашарачана. Это могут быть цветы или ювелирное украшение, спускающееся по волосам.
Волосы считались источником жизненной и магической силы женщины. Чем они длиннее и чем лучше спрятаны от чужих взглядов - тем большую силу имеют и тем большим могуществом над мужчинами обладает женщина. В древности волосы могли служить в качестве замены человеческой жертвы богам. А чтобы не соблазнять мужчин, женщинам (и не только в Индии) предписывается выходить из дома и посещать храм с покрытой головой.
Маанг Тикка (Maang Tikka)
Золотое украшение для пробора (маанг) длиной примерно 12 см с крючком с одной стороны и кулоном с другой. Кулон размещается в центре лба. Разновидность тикки - лалатикка, она имеет 2 или более боковых цепочек, первая пара украшает линию волос.
Синдур (Sindoor)
Красный порошок (киноварь), который наносится на пробор (маанг) а также в виде точки на лбу (бинди) в соответствии с традицией индуистских браков. Впервые наносится мужем на свадебной церемонии, это самая важная часть церемонии бракосочетания. Синдур - сященный символ, его носят только замужние женщины, у которых живы мужья, духовно он связан с длительностью жизни мужа.
Красный порошок в ритуалах используется с глубокой древности, обычай восходит к эпохе палеолита. В Индии красный цвет считается цветом силы и власти, а также плодородия, рождения, возрождения. Cиндур символизирует женскую энергию Сати и Парвати. Сати - идеал жены, поскольку совершает жертвоприношения для защиты чести мужа. Парвати дарует счастье замужним женщинам, которые наносят синдур на пробор в волосах. Также защищает от злых умыслов. Обряд называется синдурадана или сумангали. Порошок наносится также на статуи невест и жен, сохранился народный обычай украшать им придорожные камни, а также двери и ритуальные предметы.
Бинди (Bindi) - разновидность "тилака"
Бинди в переводе с хинди - точка. В индуизме - знак правды или "третий глаз". Традиционно наносится с помощью красного порошка в первый раз на свадебной церемонии. Спиритуальный символ, является признаком замужней женщины. Однако сейчас бинди многие носят как оригинальное украшение, в том числе на Западе, куда эта мода проникла благодаря хиппи, а также в самой Индии. Cейчас также распространены бинди-наклейки разных цветов.
Тилака - священный знак, который индуисты наносят особыми веществами, зачастую привезенными из священных мест - глиной, пеплом (например от огненного жертвоприношения), сандаловой пастой и другими. Наносися на лоб и иные части тела, отличаются у представителей разных религиозных традиций. Мужчины наносят полоски, женщины - круглые символы. Знак бинди в Индии распространен у представителей разных религий, не только у индуистов.
Каджал (Kajal)
Косметическое средство для подведения глаз, которое использовалось для придания выразительности глазам. В Индии для его изготовления традиционно использовали ламповую сажу, сандаловое дерево, касторовое масло - то есть полезные компоненты.
Это косметическое средство называют также "коль" или "кхоля" - это более широкое понятие, распространенное с древности в Южной Азии, на Ближнем Востоке, в Африке. Хорошо было известно в древнем Египте. В разных странах его делали из разных ингредиентов, чаще всего из антимонита, у нас больше известно как сурьма. Конечно, в Индии женщины давно прешли на современную косметику.
Натх (Nath)
Натх или кольцо для украшения носа чаще носят на левой ноздре. Как правило, оно сделано из золота и украшено жемчуом, а также драгоценными камнями или бриллиантами. Натх - символ чистоты и невинности.
Именно нос считается в Индии символом девственности, прокалывание точки в левой части носа обуздывает желания. Проколотый нос в Индии - символ покорности и преданности мужу, а натх считается самым соблазнительным украшением.
Джумка (Jhumka) или карнпхул (Karnphool)
Традиционные серьги. Джумка - это серьги-колокольчики, звенят при ходьбе. Карнпхул - в переводе "цветок в ухе" серьги в виде цветка. Свадебные серьги были часто очень тяжелыми и их дополнительно поддерживали с помощью цепочек. Как и браслеты, позванивающие серьги гармонизируют пространство и отгоняют злые злых духов. А чем больше серьги - тем больше благополучия будет в доме.
Мангал Сутра (Mangal Sutra)
Ожерелье с сакральным смыслом, носят только замужние женщины. Традиционные Мангал-сутры, как правило, сделаны из золотого и черного бисера и золотой подвески. Символизирует свадебную клятву.
Индийская женщина надевает не одно ожерелье. Ожерелья и бусы зашишают горловую чакру - важный творческий центр.
Баджубанд (Bajuband)
Баджубанд иди бааджюбанд - браслет, который носили на предплечье. Сделаны чаще всего из золота с инкрустацией жемчугом, но в зависимости от района Индии могут быть самыми разными - совсем тонкими или покрывать всю руку от плеча до локтя. Выглядят красиво, носят такие браслеты на голых руках. Украшение служит кавачей - защищает от дурного глаза и символизирует идеальную красоту.
Чудиян (Choodiyan)
На свадьбу надевают большое количество браслетов. Обычно это браслеты из слоновой кости, стекла или металла, главным образом, из золота. Надеваются наборы браслетов, как тонких - чури, так и крупных, массивных, украшенных камнями - канган. Обычно носят 8, 12 (дозан) или 24 браслета - одинаковое количество на правой и левой руке. Замужние женщины никогда не выходят без них из дома, это будет означать крайнюю нужду. Позванивание браслетов звучит очень красиво и само по себе говорит о приближении женщины.
Мехенди (Mehendi)
Татуировки из натуральной хны, которые наносят на ладони, руки и ноги. Самые распространенные - ярко-крсные татуировки, но темно-красные и черные тоже используются довольно часто. Рисуют их накануне свадьбы, оставшуюся хну закапывают, чтобы муж не изменял. В Индии и вообще на Востоке считается, что разрисовывание тела приносит счастье и удачу и защищает от всего негативного.
Хатхпхул (Hathphool)
В переводе "цветок руки" - браслеты, которые носят на обоих руках, на тыльной стороне ладони. В центре браслета цветок, который соединен с браслетами и кольцами. Иногда кольцо на большом пальце левой руки имеет зеркало (аарси) - о нем ниже.
Аарси (Aarsi)
Aarsi это кольцо с зеркалом, надеваемое на большой палец левой руки. Невеста использует это зеркальце, чтобы посмотреть на жениха, поскольку на нее надето покрывало и она не может видеть жениха напрямую. Такие кольца носят и отдельно, как практичное украшение.
Камарбанд (Kamarband)
Золотой или серебряный пояс, который носят на талии поверх сари. Это довольно тяжелый пояс, непременный атрибут свадебного сари. На пояс подвешивали связку ключей, это символизировало, что теперь она, а не свекровь будет хозяйкой в доме.
Паял (Payal)
Паял - серебряные ножные браслеты. Это могут быть цепочки с колокольчиками, но могут быть и довольно крупными. Браслеты мелодично позванивают и привлекают внимание к приближению невесты. В отличие от большинства золотых украшений, ножные украшения делают из серебра, поскольку золото - божественный металл и его не принято носить ниже пояса.
Танцовщицы носят обычно другой тип браслетов, с более сильным звуком, их называют гунгру. Они представляют из себя крупные бубенчики, нашитые на тканую основу. Как и другие звенящие украшения ножные украшения отпугивают все негативное, привлекают потоки праны. Кроме того, они имеют и практическое значение, отпугивая ползающих насекомых.
Бичуа (Bichua)
Бичуа - это кольцо, которое невеста ноcила на ноге. Носят его на втором пальце левой ноги. Это также очень значительный символ брака. Ножные браслеты носят все девочки, а кольцо на ноге - только замужние женщины.
Украшения, соответствующие канону Шрингар, связаны еще с одним важным понятием для Индии - с чакрами,
подробнее о чакрах здесь. Распределяются они следующим образом.
Сахасрара - высшая чакра, располагается на макушке - манг-тика (mang-tika) - украшение на проборе.
Аджна-чакра - «третий глаз», знание, мудрость и интуиция - бинди (bindi) помогает ему раскрыться.
Вишуддха-чакра - горловая - уерашения, охватывающие шею
Анахата-чакра - сердечная, центр любви - мангалсутра (mangalsutra) - свадебное ожерелье; означающее преданность и любовь и клятву верности.
Манипура-чакра - солнечное сплетение, чакра жизненной энергии - пояс камарбанд (kamarband)
Канон Шрингар несколько отличается в разных районах Индии. Не менее интересны индийские храмовые украшения, некоторые из которых перекликаются со свадебными. А есть особые, духовные украшения, к которым относится наваратна, священный символ ОМ, кавачи - записанные молитвы, свернутые и уложенные в круглые серебряные подвесные коробочки, и другие. Наваратна переводится как 9 камней или сокровищ и представляет собой астрологический талисман, в котором каждый камень соответствует одной из планет индийской астрологии. К храмовым относятся украшения, которые приносят в жертву богам и богиням, их также носят храмовые танцовщицы