ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 33)«Андрей Рублев»

Oct 25, 2016 10:52

Оригинал взят у falyosa в ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 33)«Андрей Рублев»
Оригинал взят у sergey_v_fomin в ТАРКОВСКИЕ: ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ (часть 33)


Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын во время съемок фильма «Андрей Рублев».

Сложение круга (окончание)

Особо значимы для нас актеры из «круга Тарковского», совершенно явно обозначившегося в этой ленте. Это те, кого мы уже знаем по предыдущей картине и последующим.
Среди них супруга режиссера Ирма Тарковская, исполнившая роль Дурочки.



Персонаж этот - важнейший, имеющий первостепенное значение на протяжении всего фильма.
По сути это настоящая русская Блаженная, вместе с которой монах Андрей «Крест свой несет», как выразился один православный кинокритик, обозначив его как «совместный союз-молчание».



Киноновелла «Набег». Монтажная запись: «Успенский собор. Обгоревший иконостас. Посередине собора на коленях стоит Андрей. Лежат убитые. Пробегает черная кошка. Кошка мяукает. Среди мертвых сидит Дурочка. Заплетает косу у убитой девушки».

В фильме мы видим и другого известного нам по предыдущей картине «Иваново детство» актера - Николая Гринько, играющего роль Даниила Черного, старшего собрата Андрея Рублева.



Даниил Черный (Николай Гринько).

Еще один, также нам уже известный актер, - Николая Бурляев, снялся в роли Бориски Моторина, главного персонажа венчающей фильм киноновеллы «Колокол».





Появление Бурляева в «Андрее Рублеве» было, однако, далеко не безусловным.
«После “Иванова детства”, - вспоминал Николай Петрович, - у нас с Тарковским сложились дружеские отношения. И, конечно, в его новой картине “Андрей Рублев” я тоже рассчитывал получить работу.
В сценарии мне приглянулась роль Бориски. Но Андрей отдал ее 30-летнему актеру, и мне стоило больших усилий убедить режиссера “омолодить” этого “сына колокольных дел мастера”.
Я добился этого, действуя через близкое окружение Андрея - оператора Вадима Юсова и консультанта Савелия Ямщикова».



Савва Ямщиков, Вадим Юсов и Анатолий Солоницын на съемках фильма «Андрей Рублев». 1966 г.

Подробнее рассказал об этом Савва Ямщиков.
По его словам, Николай Бурляев, снимавшейся в это время в эпизодической роли корнета в экранизации пушкинской «Метели», оказался в это время в Суздале.
На уговоры консультанта картины дать Бурляеву роль Бориски Тарковский долго отнекивался, ссылаясь на «знаменитость» и «затёртость» молодого актера после «Иванова детства», но, в конце концов, сдался и утвердил.



Именно это обстоятельство, по словам Саввы Ямщикова, сыграло решающую роль во всей дальнейшей судьбе актера:
«Состоявшаяся на съемках “Андрея Рублева” встреча с историей, наши разговоры о прошлом и настоящем Отечества во многом определили дальнейшую жизнь Николая Бурляева.



Последовательность и стойкость, с какими он сейчас борется против пошлости в искусстве; проводимый Бурляевым ежегодный фестиваль православного кино “Золотой витязь”, задуманный им для телевидения цикл “Светочи Православия” - всё начиналось на фильме Тарковского».



Андрей Тарковский и Николай Бурляев на съемочной площадке.

Первоначально роль Бориски предназначалась актеру Юрию Назарову.
«Я был как раз тем 30-летним актером, - рассказывал он, - которому первоначально предназначалась роль Бориски. Но Коля сыграл ее просто блестяще...»
Сибиряк из Новосибирска, Юрий Владимiрович, как и Андрей Тарковский, принадлежал к поколению «детей войны» (родился в 1937 году).
«По молодости, - вспоминает он, - быть рефлексирующим интеллигентом модно было. От тоски поступил в Щукинское училище, которое вскорости бросил, чтобы, так сказать, пойти в народ. Мне было семнадцать лет, хотелось увидеть жизнь, как она на самом деле. Ректор мне сказал замечательную вещь: “Ты думаешь, что ты у нас самый порядочный, а мы типа дерьма, а мы тебе платим стипендию, будь добр за полгода отчитайся”. Но я сдал сессию - и уехал в Казахстан. И я там увидел народ, у которого кроме моих интеллигентских проблем своих было достаточно».
Разнорабочий на строительстве железнодорожных мостов в Казахстане, в стройколонне в Новосибирске, в сибирском колхозе, молотобоец в станичной кузне на Дону - таков послужной список бывшего студента «Щуки».
Однако тяга к актерскому ремеслу все же победила. Он поступил в Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина, которое и закончил в 1960-м, став сначала актером театра Ленкома, а с 1963 г. - Театра-студии киноактера.
Дебют в кино состоялся в 1957 г. в фильме Сергея Юткевича «Рассказы о Ленине», в котором Юрий Назаров сыграл небольшую роль молодого рабочего.
Всего за свою актерскую карьеру он снялся более чем в 200 фильмах. Главным образом это роли второго плана, однако с ярко выраженным характером.
Молодого артиста с чисто народной русской внешностью, светло-русыми волосами Андрей Тарковский заприметил сразу. Он пробовал его еще на роль капитана Холина а «Ивановом детстве», сыграл которую в итоге Валентин Зубков.
Первым фильмом режиссера, в котором снялся Юрий Назаров, стал «Андрей Рублев».
Причем, сыграл он в нем сразу две роли: Великого и Малого князя.



В роли Великого и Малого князя (справа налево) Юрий Назаров.

Вообще-то роль князей писалась специально под Василия Шукшина.
По словам сестры режиссера Марины Арсеньевны, «он поражал Андрея самобытностью. Их даже вдвоем на курс брать не хотели: Шукшина из-за излишней простоты и сапог, а Андрея из-за интеллигентности и томика “Война и мiр” под мышкой. Но к моменту съемок фильма их пути разошлись».
На съемках «Андрея Рублева» Юрию Назарову впервые пришлось сесть на коня.



Участие в этом фильме, по его признанию, одна из самых дорогих и важных для него работ.
Один из разделов вышедшей в 2008 г. книги Ю.В. Назарова «Только не о кино» озаглавлена «Чем мне дорог Тарковский».
Автор пишет: «У меня в душе, в памяти, в очень глубокой моей любви к нему и благодарности (конечно же, ему в свое время не высказанных) живет свой Тарковский. Возможно, очень мало похожий на “всеобщего”. Наверняка неполный. Мой. Локальный. […]
Сам я - реалист. По натуре, по душе, по идеологии (мiровосприятию). И естественно, что мне дорога именно эта сторона его творчества - реалистическая. Но в общем-то и все его “странности”, если на них смотреть философски, - это нормальный художнический, а может, и художественный реализм».



Великий князь (Юрий Назаров) и Андрей Рублев (Анатолий Солоницын).

«Андрей Рублев», уверен актер, занимает в русском кинематографе примерно такое же место, как «Война и мiр» Толстого в русской литературе.
Юрий Владимiрович будет играть и в другом (очень дорогом Андрею Тарковскому) фильме «Зеркало». Там он исполнит запомнившуюся зрителям роль контуженного военрука.



Юрий Владимiрович Назаров.

Однако подлинным открытием фильма стал Анатолий Солоницын (1934-1982), исполнивший главную роль.
Сценарий «Андрея Рублева» был опубликован в четвертом и пятом номерах журнала «Искусство кино» за 1964 год.
Молодой актер Свердловского драматического театра Анатолий Солоницын прочитал его и буквально заболел фильмом.
Взяв в театре отгулы, он отправился в Москву.
Возможно, тут дал знать о себе прадед актера - «ветлужский летописец» и богомаз XVIII века Захар Солоницын, ежедневно ходивший молиться в соседнее село, поскольку в деревне, где он жил, храма не было.
Идти приходилось лесом. Вот и проложил молитвенник себе путь топором, известный всем последующим поколениям жителей тех мест как «Захарова тропа».
С таким же упорством торил себе дорогу к высокому искусству и его правнук - Анатолий Солоницын.
А желающих сыграть роль Андрея Рублева было немало.
Описывая возникший среди актерской братии ажиотаж в связи с известием о том, что прославившийся «Ивановым детством» режиссер собирается снимать новый фильм, да еще исторический, Савва Ямщиков вспоминал о том, как многие из них примеривали на себя роль Рублева:
«Говорили то об одном, то о другом, и тоже невероятно талантливом актере. Пробы в гриме и пробы без грима, новые звонки в театры и на студии, сотни фотографий анфас и в профиль.
Что же мешало окончательному решению? Популярность, узнаваемость “звезд” экрана и столичной сцены. Андрей не раз говорил мне: “Вот бы такого, чтоб и зрители совсем не знали, и в самую точку попасть”.
Однажды он вызвал меня в режиссерскую комнату и веером разложил на столе фотографии. Я заметил, что глаз у Андрея горит, и значит, это не просто очередная проба сто первого претендента. Смотрю на фотографии и вижу: лицо абсолютно незнакомое, но такое “рублёвское”, хотя, как известно, изображений великого мастера мы не имеем.
“Да, удивительно похож. Но из Свердловска. Не знаю, что он за актер, все-таки провинция”, - Андрей колебался.



Но я-то совсем иначе относился к провинции. Исходив-изъездив русскую глубинку вдоль и поперек, сколько ярчайших, самобытнейших талантов повстречал!
Поэтому поспешил развеять режиссерские сомнения: “Ты же умеешь работать с актерами, а лицо, фактура потрясающие”».
Помимо вполне понятного риска “поставить не на ту лошадку”, существовало и еще одно немаловажное препятствие: на роль Андрея Рублева был уже утвержден Станислав Любшин, и режиссеру стоило немалого труда всё переиграть.



А теперь надобно, хотя бы и весьма кратко, рассказать об этом человеке, ставшем «вечным спутником» режиссера, буквально до самой гробовой доски.
Анатолий Алексеевич родился в Богородске Горьковского края в семье известного журналиста - ответственного секретаря газеты «Горьковская правда».
В том году, когда он появился на свет, главным событием, за которым без преувеличения следила вся страна, была челюскинская эпопея. Потому отец и решил назвать сына Отто - в честь руководителя экспедиции Отто Юльевича Шмидта.
После неудачи в 1955 г. при поступлении в ГИТИС Анатолий Солоницын уехал на Урал, поступив в только что открывшуюся студию при Свердловском драматическом театре, которую он окончил в 1960 году.
Однако в театре, в труппу которого он поступил, заметных ролей ему не давали.



Андрей Рублев (Анатолий Солоницын) и Даниил Черный (Николай Гринько).

Получив роль в фильме, актер целиком сосредоточился на ней, уволившись из театра.
Для Анатолия Солоницына фильм начинался с молчания. Первой предстояло снять последнюю новеллу «Колокол», в которой главный герой должен был внезапно заговорить после принятого им несколько лет назад обета молчания.
Готовившись к этому, актер, по настоянию режиссера, молчал три месяца, а в последние перед началом съемки дни, правда уже по собственной инициативе, перетянул даже горло шарфом.
«Представляешь, какой у него будет голос после этих трех месяцев немоты?!» - говорил Андрей Тарковский Савве Ямщикову.



Много времени проводивший тогда с актером Савва Ямщиков позднее рассказывал: «Более благодарного слушателя, чем он, трудно себе представить. Тактичный, внимательный, невероятно дотошный, он часами готов был ходить со мной по музеям, вникал в тонкости иконописи, сидел в библиотеках над научными трудами по истории Древней Руси. Очень он оказался мне близок - и чисто по-человечески, и как великолепный, тончайший актер».
У большинства смотревших потом фильм возникло впечатление, что актер и сам человек верующий.
Дочь его Лариса свидетельствовала: «У нас дома всегда был красный угол, где хранилась семейная икона Николая Чудотворца».
Брат Алексей уточняет: «Мы были, конечно, стихийно верующими. А осознанной его вера стала после “Рублева”. Сама личность иконописца, живопись Феофана Грека, Даниила Черного, пребывание в этих храмах сильно повлияли на Анатолия. Он не был в партии, крест носил постоянно. Я даже боялся, что ему это повредит в работе, сломает карьеру».



Дочь Анатолия Солоницына Лариса: «Мне было лет 17, я работала в Питере в кинотеатре вечерним администратором. Тогда снова начали показывать Тарковского. Меня совершенно заворожил этот фильм. Через два-три дня я уже выучила его наизусть. И иногда, даже не заходя в зал, просто слушала у дверей. Там есть момент, когда отец разговаривает с маленькой княжной, и у него в голосе те же интонации, как он говорил со мной. Абсолютно. И теперь у меня это единственная возможность услышать тот его голос».

Режиссёр высоко ценил актёрские способности Солоницына.
«Начиная с “Андрея Рублева”, - утверждала Маргарита Терехова, - Тарковский не мыслил своих картин без Солоницына. Если роли для Анатолия в фильме не было, она придумывалась специально, подобно Прохожему в “Зеркале”».
Кроме фильмов, Анатолий Солоницын исполнял также роль Гамлета в театре Ленкома в постановке Андрея Тарковского.



Андрей Тарковский и Анатолий Солоницын.

О потрясающей жертвенности актера свидетельствует история с так и неосуществленной экранизацией «Идиота», в которой Солоницын должен был играть автора (Достоевского).
Для достижения еще большего сходства Анатолий Алексеевич хотел сделать пластическую операцию. Тарковский опешил: «С ума сошел, ты же тогда больше играть не сможешь с лицом-то Федора Михайловича!» На что актёр спокойно ответил: «Если я сыграю Достоевского, зачем мне что-то ещё играть?».
Кстати, впоследствии Солоницын всё-таки сыграл Достоевского в фильме «Двадцать шесть дней из жизни Достоевского» и за эту роль получил приз Берлинского кинофестиваля.
Случались и искушения.
О некоторых из них рассказала в очерке об Анатолии Солонинцыне журналистка Светлана Самоделова:
«“От ролей Ленина и Распутина его уберег Бог”, - так считает брат артиста - Алексей. А вождя мiрового пролетариата Солоницын сыграть хотел. Для него Ленин был, прежде всего, яркий характер. Анатолий любил пугать друзей, внезапно изменив походку, жесты и заговорив “по-ленински”. Вместо друга Тольки появлялся Ильич. Коллеги по театру утверждали, что под “пролетария в кепке” Солоницыну и гримироваться особенно не надо было.
К столетию со дня рождения вождя поток ленинских постановок в стране рос как снежный ком. Во многих спектаклях периферийных театров и студий вождь превращался в карикатуру. Поэтому каждую кандидатуру на роль Ильича нужно было согласовывать на самом верху. Директор студии Шляк с фотопробами Солоницына вылетел из Новосибирска в Москву.
Генеральный директор “Мосфильма” Сизов, рассматривая фотографии, удивлялся: “Похож! Вылитый Ильич. Кто артист?” Шляк с гордостью сказал: “Солоницын”. Сизов насторожился: “Какой Солоницын? Который Рублева играл? Вчера, значит, монаха, а сегодня Ленина? Нет, этого разрешить я не могу…”»
А вот Г.Е. Распутина в фильме Элема Климова «Агония» Анатолий Солоницын, несмотря на настойчивые уговоры режиссера, играть категорически отказался.
Прожив 47 лет, актер снялся в 46 картинах. Однако для большинства зрителей он так и остался «Андреем Рублевым».
На мемориальной доске на его доме-музее в нижегородской глубинке он запечатлен именно в образе монаха Андрея. Надпись гласит: «30 августа 1934 года в городе Богородске родился великий актер Анатолий Алексеевич Солоницын».



Другим столь же близким Андрею Тарковскому человеком стала Тамара Огородникова - директор фильма «Андрей Рублев», снимавшаяся в этой и других картинах режиссера.
Тамара Георгиевна, окончившая в свое время дирижерско-хоровое отделение Академического музыкального училища при Московской консерватории имени Чайковского, работала тогда главным редактором на киностудии «Мосфильм», позднее (в начале 1970-х) - заместителем директора творческого объединения «Экран». Именно она помогала Сергею Параджанову, другу Андрею Тарковского, в постановке фильма «Чудо в Оденсе» вплоть до ареста этого режиссера в 1973 году.
«На “Рублева” я пришла сама, - рассказывала она. - Просто прочитала сценарий - он был в “Искусстве кино” напечатан».
В ту пору ей как раз исполнилось сорок лет.
«Когда мы должны были снимать Голгофу, - продолжает свой рассказ Тамара Георгиевна, - он сказал: “Я хочу вас снять”. […] Там еще должны были Юсова снимать в роли Пилата, но от этой сцены Андрей Арсеньевич отказался. […]
Андрей Арсеньевич говорил мне, что, по его мнению, русский человек - прежний - должен был иметь такую внешность, как у меня».



«Мать Иисуса» (Тамара Огородникова). Фильм «Андрей Рублев».

«Андрей Рублев» положил начало их долголетнему сотрудничеству.
«Позднее, когда он снимал “Солярис”, - говорила Т.Г. Огородникова, - я стала директором объединения, где он работал. Он снимал у нас еще “Зеркало”. […]
…Он предложил мне сниматься в “Солярисе”. […] …Говорил, [что это,] может быть, тетка или домоправительница - в общем, женщина, цементирующая семью; та, кто остается на Земле, - так примерно».



Анна, тетка Криса (Тамара Огордникова). Фильм «Солярис».

Роль Тамары Огородниковой в следующей, после «Соляриса», ленте Андрея Тарковского («Зеркало») обозначена как «няня, соседка, странная женщина за чайным столиком».



Тамара Огородникова: «…Эпизод в "Зеркале", с чтением письма Пушкина, где он меня снял, - он ведь вначале был гораздо больше, там Игнат много читал из этого письма. Но религиозную часть Андрею Арсеньевичу предложили выбросить, и он выбросил. Согласился».

«Он видел в этой женщине, - объясняла понимание этого персонажа режиссером Тамара Георгиевна, - даже не интеллигенцию русскую, а какую-то преемственность, что-то давнее, из глубины откуда-то идущее (Мише Ромадину [художнику] тоже так казалось).
Андрей Арсеньевич видел во мне какой-то тип […] внешности народной прежних времен - и который перебрасывается в наше время».



Тамара Огродникова занимала определенное место и в последующих замыслах Андрея Тарковского.
Еще во время съемок «Зеркала» он сказал ей, чтобы та «изучала “Идиота”: там есть генеральша с двумя дочерьми... Епанчина... Он сказал, что хочет меня снимать в этой роли. А Маргарита Терехова - ее он представлял как Настасью Филипповну. […]
…Он жалел, что меня нет в “Сталкере”. Просто он считал, что если я буду у него сниматься, то все будет удачно. А почему - не знаю».

Продолжение следует.

Previous post Next post
Up