Из истории дамской сумочки

Nov 16, 2016 02:29

Оригинал взят у mangiana_irina в Из истории дамской сумочки


История дамской сумочки началась сравнительно недавно - менее трёх веков назад. До этого, в средние века, как женщины, так и мужчины носили на поясе незатейливый мешочек, узелок или кошель. Содержимое этих вместилищ было самым разнообразным - в них, за неимением карманов, складывали всё, что могло пригодиться за пределами дома: деньги, принадлежности для разведения огня, предметы туалета и прочую мелочь. Но чаще всего они выполняли роль кошельков.

Происхождение дамской сумочки от кошелька подтверждается и её названием - в английском, например, и то и другое может одинаково обозначаться словом purse.

Женская сумочка в ожидании лучших времен оставалась принадлежностью домохозяек среднего класса. В Германии и скандинавских странах замужние женщины носили на поясе объёмистую плоскую сумку на металлическом каркасе-рамке. Она была обязательной принадлежностью хозяйки дома и часто передавалась по наследству. В богатых семьях использовали серебряный каркас и дорогие ткани, в домах победнее довольствовались медной или железной рамкой и недорогим сукном или кожей.

Были и специальные сумки для молитвенников, с которыми благочестивые прихожанки посещали церковь.





Изображения XVI века



Фрагмент картины Квентина Массейса и портрет сэра Томаса Грэшама



Адмирал Нельсон и кошелёк, который ему принадлежал

И хотя сумками пользовались и мужчины, к XVII веку они обзавелись карманами, а небольшими сумочками продолжали пользоваться, пожалуй, только завзятые игроки и любители табака. В качестве «игорных» сумок использовали кошели с твёрдым дном - чтобы их можно было ставить на стол. В них хранили кости и карточные колоды. Как и сумочки для табака и курительных принадлежностей, они были затейливо украшены.



Кошельки нередко изображались в натюрмортах

В XVII веке в обиход стал входить так называемый «кошелёк для скупого» (англ. Miser’s purse). Такое необычное название кошелёк получил из-за того, что его было сложно потерять, кроме того, открыть его было тоже непросто.



Фрагмент картины Лионелло Спада; «кошельки для скупого»

Экспонаты из музея Виктории и Альберта:



Кошелёк в виде виноградной грозди, 1600-1650 гг



Кошелёк из перламутра и шёлка, 1600-1630 гг; Кошельки, сделанные в Англии, 1680 г.



Кошелёк, XVIII век; сумка-конверт из алтаса, начало XVIII века; предположительно английская сумочка, XVIII век



Вышитый бисером кошелёк с монограммой Марии-Антуанетты, XVIII век; кошелёк с сюжетом «Диана-охотница», 1725-1750 гг

В аристократические круги сумочку ввела в середине XVIII века фаворитка Людовика XV, маркиза Помпадур, женщина с добрым сердцем и неплохим вкусом. С её легкой руки мешочек для рукоделия, изготовленный из бархата и кружев, стал аксессуаром, обязательным для всякой уважающей себя la dame a la mode (рус. «модная дама»). Маркиза Помпадур дала своё имя этим бесполезным, с точки зрения мужчин, но дорогим вещам: миниатюрная сумочка в форме затянутого тесёмкой мешочка и по сей день называется «помпадур».

Современники маркизы предпочитали называть этот предмет reticule, от латинского reticulum - «сеточка». Хранились в сеточке-ридикюле иголки, нитки и прочие принадлежности женского досуга. Для светских львиц эпохи рококо вышивание стало таким же символом домашнего уюта и интимной доверительности, как новая дворцовая архитектура с её маленькими комнатами или ландшафтные парки, пришедшие на смену геометрической регулярности барочных садов.

В начале XIX века появилось множество разновидностей дамских сумок. Самые миниатюрные предназначались специально для визитов и не содержали ничего, кроме визитных карточек.

Другие, более функциональные, дополнялись зеркальцем, отделением для пудреницы, карманом для флакона с духами и крохотным кошельком-монетницей для мелочи. Особой разновидностью сумочек были изящные шателены, которые крепили к поясу с помощью специального крючка с чеканным щитком.

Для выхода в свет предназначались роскошные вечерние сумки, в которые вкладывались веер и бальная записная книжка (фр.carnet de bal). Особые сумки делали для похода в театр - в них было место для лорнета или театрального бинокля. Театральные и вечерние сумочки зачастую представляли собой настоящее произведение искусства. Техника их изготовления была самой разнообразной и зависела не только от веяний моды, но и от предпочтений владелицы.



Модные картинка кон.XVIII - сер.XIX вв



Парижские модные картинки, конец XIX века



Викторианская сумочка, расшитая бисером; Кошелёк, вязаный из шёлка и бисера, 1800-1850 гг; Викторианская бархатная сумочка с вышитыми изображениями грифонов и змей

В начале XIX века небольшие «гобеленовые» сумочки назывались «ридикюль». В них носили такие необходимые вещи, как кошелёк, нашатырь и носовой платок. Нашатырь был необходим, поскольку от сильного затягивания в корсет дамам часто становилось плохо, вплоть до обморока. Они часто делались (вышивались) на дому собственноручно, а рамы с серебра или стали, пряжки, цепочки и ручки продавались готовые.



Сумочки, сделанные в 1820-1830 гг



Викторианская бархатная сумка и вышитая вручную австрийская сумочка



Винтажная сумочка, сделанная в России; дамские сумки кон.XVIII - нач.XIX вв



Сумочка фирмы F&N Co; серебряная сумка, XVIII-XIX вв; сумочка в стиле ар-нуво, ок.1900 г



Сумка из коричневой шерсти, с фурнитурой золотого цвета; бархатная сумка с серебряной отделкой; немецкая сумочка

Источник: brand-in-trend.ru/blog/detail.php?ID=660219&SECTION_ID=459

Previous post Next post
Up