Выбрались тут с дружищем погулять по северу Москвы и решили побродить по Медведковской ветви. Хотя, я там
уже и был летом, почему было не повторить в зимней обстановке? А потом ещё решили немного пошляться в Ростокино. Сказано - сделано!
1. Доехали до Бескудниково и вперёд.
2. В тот день после оттепели как раз подморозило и поэтому снег стал плотным, ходить было одно удовольствие.
3. Начало Медведковской ветви. Налево - собственно она, направо - тупик. Как мы видим, накат прекрасный.
4. Взгляд назад.
5.
6. Слева тянутся кварталы микрорайона Бескудниково-2, входящего в Алтуфьевский район.
7.
8. Подходим к развилке. Направо - Главснаб Правительства Москвы (Складская база «Бескудниково»). На самом деле туда ведут два пути, но один не используется, поэтому засыпан снегом полностью.
9. О его наличии говорит стрелка справа.
10. Взгляд назад.
11. На территории тоже стрелка, но все пути, кроме этого наглухо заметены снегом.
12. А мы движемся дальше к Медведково.
13. Впереди показался путепровод Алтуфьевского шоссе.
14. До строительства путепровода через Медведковскую ветку вдоль нынешней трассы Алтуфьевского шоссе был устроен железнодорожный переезд (позднее эта часть шоссе стала именоваться его дублером). Справа бизнес-центр «Альтеза» (бывший советский долгострой, кстати) и новые высотные жилые дома по Высоковольтному проезду.
15. Слева гаражи, справа территория бывшего ООО «Энерготехпром» (раньше туда вело ответвление от ветки) и далее электрическая подстанция (ПС) № 505 «Бескудниково» 500/220/110 кВ (отсюда название Высоковольтного проезда). Ох и гудят там провода!
16.
17.
18. Приближаемся к Медведково. Входной светофор.
19. Западная горловина станции.
20. Движухи никакой в тот момент не было, всё стояло на приколе. Но по путям видно, что движуха там регулярная, иначе бы всё занесло снегом.
21.
22. Взгляд назад.
23.
24. Справа виднеются кварталы района Южное Медведково.
25. Восточная горловина станции. Отсюда расходятся многочисленные подъездные пути предприятий.
26. Мост через реку Чермянку. Влево пути уходят на предприятия ОАО «Стройдеталь», ЗАО «Московские нетканые материалы» («Монема»), ЗАО «Моспромстрой» (Фирма «Моспромстройкомплект»), ОАО «Бакалейные товары и минеральные воды» (БТМ), Бетонный завод № 1 (Комбинат "Мосинжбетон"), ОАО «Мостотрест» - производственная база МТФ «Мостоотряд № 114», вправо - Московская территориальная фирма «Завод „Мокон”» (филиал ОАО «Мостотрест») и далее на территорию бывшего Лосиноостровского завода строительных материалов и конструкций (ЛЗСМиК), на месте которого сейчас строится жилой комплекс «Полярная 25» и к каким-то складам.
27. Влево мы не пошли, пошли вправо. Ворота подъездного пути завода „Мокон”. Год основания завода - 1963. Прежнее название - Бескудниковский завод МЖБК. Московская территориальная фирма завод "МОКОН" является филиалом ОАО "Мостотрест", 70-летие которого отмечалось в 2000 г. Завод специализируется на производстве сборных мостовых железобетонных конструкций, в т.ч. преднапряженные пролетные строения длиной 33 м, 24 м и др., сваи сечения 35х35, ригели, стойки и др. типовые и индивидуальные железобетонные конструкции. Производит товарные бетоны и растворы на гранитном щебне. Осуществляет выпуск каналообразователей из металлической ленты.
28. Ветку завод использует активно, это сразу видно.
29. Ещё одни ворота на завод и вправо далее путь уходит в сторону Вилюйской улицы.
30.
31. Всё-таки романтика промзон ни с чем не сравнима!
32. Здесь наката особо нет, но что-то тут происходит, ибо пути отчётливо видны под снегом. То ли со складов за Вилюйской всё же что-то гоняют, то ли манёвры какие-то производят.
33. Потому как другие два пути все в снегу. Вот этот вообще не видно. Это на бывший ЛЗСМиК, территорию которого сейчас застраивают. Теперь он заканчивается тупиком.
34. И второй тупиковый справа тоже почти не видно.
35. К складам. Переезд через Вилюйскую улицу. Вправо - улица Молодцова и жилые кварталы, влево - Чермянская улица, проходящая через промзону.
36. Пока шли к трамваю снял вот эти 16-этажные панельки 1989 года на проезде Дежнёва. Уж больно нравятся они мне, необычные.
37. А потом поехали в Ростокино в парк к Ростокинскому акведуку. Там стоят вот такие вот мишки.
38.
39. Ростокинский акведук («Миллионный мост») и Яуза.
Для тех, кто не знает, что это за сооружение - небольшая историческая справка:
В 1767 году Екатерина II созвала в Москве Комиссию для разработки нового законодательства страны. В наказе москвичей затрагивались проблема водоснабжения Москвы, так как эпидемия чумы в 1771 году особенно остро поставила вопрос об устройстве водопровода («водоведения»). 28 июля 1779 года Екатерина II поручила «генерал-поручику Бауеру произвесть в действо водяные работы для пользы престольного нашего города Москвы». В том же году военный инженер Ф. В. Бауэр провёл необходимые изыскания и представил проект Мытищинского самотёчного водопровода.
Строительство водопровода началось в 1780 году. Строительство несколько раз прерывалось и длилось около 25 лет. Достроен и пущен он был только в 1804 году при Александре I.
При строительстве акведука в 1783-1784-х годах архитекторами были Бауэр и полковник И. Герард. Строительство акведука обошлось в один миллион шестьсот сорок восемь тысяч рублей. Эта сумма называлась в печати, она поражала воображение, из-за чего возведённый акведук получил в народе название «Миллионный мост».
В 1785 году во время посещения Москвы Екатерина II назвала его самой лучшей постройкой города, сказав, что «он с виду лёгок, как перо… и весьма прочен».
«Я увидел недалеко от дороги прекрасный водовод, - пишет Н. М. Карамзин в своих путевых заметках, - и пошел смотреть его. Вот один из монументов Екатерининой благодетельности! Она любила во многом следовать примеру римлян, которые не жалели ничего для пользы иметь в городах хорошую воду, столь необходимую для здоровья людей, необходимее самых аптек. Издержки для общественного блага составляют роскошь, достойную великих монархов, роскошь, которая питает самую любовь к отечеству, нераздельному с правлением. Народ видит, что об нем пекутся, и любит своих благотворителей. Москва вообще не имеет хорошей воды; едва ли двадцатая часть жителей пользуется Трехгорною и Преображенскою, за которою надобно посылать далеко. Екатерина хотела, чтобы всякий бедный человек находил близ своего дому колодезь свежей, здоровой воды, и поручила генералу Бауеру привести ее трубами из ключей мытищинских…» Полюбовавшись водоводом, построенным над Яузой, Карамзин замечает: «Я уверен, что всякий иностранный путешественник с удовольствием взглянет на сие дело общественной пользы».
Однако москвичи недолго пользовались хорошей водой. Кирпичные водоводы и каналы уже десять лет спустя начали портиться, в них появились трещины, через них уходила вода из мытищинских ключей и проникала болотная. В 1814 году директор Мытищинских водопроводов доносил, что «из фонтанов только по совершенной нужде в воде окружные жители довольствуются оною».
К 1830 году водопровод реконструировали, кирпичные водоводы были заменены чугунными, а самотечная система - водонапорной, для чего в селе Алексеевском была сооружена насосная станция с двумя паровыми машинами. Станция гнала воду в водонапорные резервуары, поставленные на Сухаревой башне, а оттуда она уже направлялась по трубам к городским водоразборным фонтанам. Два из них сохранились: на Театральной площади и перед зданием Академии наук на Ленинском проспекте (перенесён с Лубянской площади).
В первом Екатерининском водопроводе было 5 акведуков. Первый находился в районе пересечения Ярославского шоссе и Яузы в Мытищах, он был разобран в 2006 году при строительстве автомобильной развязки. Второй и третий - через ручьи в районе Клубной и Пролетарской улиц в Мытищах, они обрушились в 1910 году. Четвёртый - через реку Ичку, недалеко от Джамгаровского пруда, он был разобран в 2000-х годах. И, наконец, единственный, который сохранился до наших дней - Ростокинский.
Объект культурного наследия федерального значения.
40.
41. Прошлись вдоль Яузы в сторону Ярославского направления МЖД.
42. На другом берегу Яузы ещё одна промзона, где расположены завод Стрела, который основан как небольшая ситценабивная фабрика в 1826 г. и до настоящего времени производит пластмассовую застежку «молния», а также ворсовые застежки «контакт», именуемой в народе «липучка». Там же расположены ГКБ №40, опытно-экспериментальный завод медицинской техники (филиал НПО «Экран»), бизнес-парк «Касаткина, 11» и опытно-конструкторское бюро им. А. Люльки (филиал ОАО «УМПО»).
Предприятие основано 30 марта 1946 года. Основателем и руководителем предприятия с 1946 по 1984 год был генеральный конструктор, академик Архип Михайлович Люлька, в честь которого теперь называется улица, идущая параллельно Яузе неподалёку. За годы существования специалисты предприятия успешно разработали ряд авиационных газотурбинных двигателей различных модификаций. В 2000-х - Научно-технический центр им. А. Люльки (филиал ОАО НПО «Сатурн»).
43. Живописная промзона.
44. Испытательные стенды предприятия и место впадения р. Будайки - левого притока Яузы.
45. А это уже устье р. Копытовки, правого притока р. Яузы. Живописная такая стрелка.
46. Мост Ярославского направления МЖД через Яузу. На Москву понеслась электричка.
47. Ну и в завершение прогулки вот такая вот милая скульптурная композиция в одном из "сталинских" дворов на улице Касаткина.
Ну, а дальше мы двинули к метро.
Спасибо за внимание!
И до новых встреч.
При написании поста были немного использованы материалы с сайта
http://noorderlingen.org и викимапии.