В прошлый раз мы совершили
виртуальную прогулку по Митьковской ветви и остановились у места стыковки Московской и Октябрьской железной дорог в районе технической станции Николаевка (МЖД) и Москва-Пассажирская и Москва-Товарная (Ленинградское направление, ОЖД), а также стыковочной станции Москва-Каланчёвская на Алексеевской соединительной линии, которая связывает Смоленское, Савёловское, Рижское, Курское (и Горьковское) направления, а также собственно Ленинградское. В этот раз пройдёмся отсюда до платформы Дмитровская на Рижском направлении.
1. Итак, в прошлый раз мы остановились здесь. Вид в сторону Лениградского вокзала.
2. Справа примыкание Митьковской ветви, посередине пути ГХ ОЖД в сторону Санкт-Петербурга, слева - станция Каланчёвская Алексеевской ветви.
3. Соединение путей МЖД (Москва-Каланчёвская) и ОЖД (Москва-Товарная). Вид в сторону СПб.
4. И в сторону Москвы-Пассажирской. Электропоезд следует по Алексеевской ветви на Курский ход.
Алексе́евская соедини́тельная ли́ния (1870) - железнодорожная соединительная ветка Московского железнодорожного узла, соединяющая некоторые радиальные направления этого узла и используемая для транзитного движения поездов с одного на другое.
Проходит по Центральному, Северо-Восточному, границе между Центральным и Северным административными округами Москвы. Относится к Московской железной дороге (Московско-Смоленский и Московско-Курский регионы, граница по бывшему Алексеевскому посту, находящемуся ныне в границах станции Москва-Рижская).
5. Налево - Рижское, Савёловское и Смоленское направления, прямо - Ленинградское.
Алексеевская ветвь включает:
- двухпутную электрифицированную линию длиной 11 км с автоматической блокировкой от Белорусского вокзала (станция Москва-Пасс.-Смоленская) до Курского вокзала (станция Москва-Пасс.-Курская) (в противоположную сторону от основного Белорусского / Курского направления) с четырьмя промежуточными остановочными пунктами электропоездов, включая одну внеклассную станцию (условно с запада на восток):
1) платформу Савёловская (подземный переход на основные платформы станции Москва-Бутырская у Савёловского вокзала и на станцию метро «Савёловская»);
2) платформу Москва-Станколит (неофициально - Станколит);
3) станцию Москва-Каланчёвская. В границах станции находятся:
-платформа Ржевская (пешеходный переход к Рижскому вокзалу и к станции метро «Рижская»);
- Вагонный участок центрального направления Московского филиала АО «ФПК» («Правительственный вокзал»);
- платформа Каланчёвская (пешеходный переход на три вокзала и станцию метро «Комсомольская»);
- ответвление на Савёловское направление при движении с запада от Белорусского вокзала через платформы Савёловского вокзала;
- ответвление на Рижское направление при движении с востока от Ржевской, минуя платформы Рижского вокзала (но не станцию Москва-Рижская);
- ответвление на Ленинградское направление (главный ход ОЖД) при движении с востока от Ржевской, минуя Ленинградский вокзал (станцию Москва-Пасс.).
6. Здесь мы повернём налево к Рижскому ходу.
По Алексеевской ветви есть пригородное пассажирское движение на/с направлений (Привет МЦД!):
- Смоленское (Белорусское) (с/до станций Савёловского или Курского направления);
- Рижское (только с/до Ржевской, Каланчёвской и станций Курского направления);
- Курское (кроме Савёловского вокзала);
- Савёловское (только с/до станций Белорусского направления);
- Горьковское (только один экспресс в день до Каланчёвской, более частое сообщение ограничено количеством путей с Горьковского направления на транзитные платформы Курского вокзала).
7. Взгляд назад.
Кроме продления следования электропоездов далее основных вокзалов до Каланчёвской или других вокзалов, ветвь позволяет соединять попарно направления разных вокзалов, и эта возможность интенсивно используется для транзитного пассажирского сообщения электропоездами:
- Смоленское - Савёловское направления;
- Смоленское - Курское направления;
- Курское - Рижское направления (минуя платформы Рижского вокзала);
Также поездами дальнего следования используются съезды на ОЖД, савёловское и тульское направление:
- Ленинградское - Курское направления (для поездов, следующих из Санкт-Петербурга или Мурманска в направлении Кавказа или Крыма);
- Ленинградское - Горьковское направление (использовалось «Сапсанами» маршрута Санкт-Петербург - Нижний Новгород в 2010-2011 годах и с 2018 года);
- Смоленское-Курское направление (поезд 109С Москва-Анапа, следующий с пригородной платформы Белорусского вокзала).
8. Москва-Товарная ОЖД.
>
9.
Алексеевская соединительная линия изначально соединяла старый Нижегородский вокзал с Николаевской железной дорогой, ныне Октябрьской железной дорогой, к 1870 году была продлена до Смоленского вокзала.
В 90-х годах XIX века к ней примкнула Царская ветка, позволившая напрямую попасть на Смоленский вокзал из Петербурга.
В 1896 году на месте у нынешней платформы Каланчёвская было построено здание Императорского железнодорожного павильона для предполагавшегося приёма коронационного поезда Николая II.
В 1981 году первый путь Савёловского вокзала продлён на Алексеевскую линию к Белорусскому направлению, организовано транзитное движение электропоездов между Белорусским и Савёловским направлениями (транзитное непригородное движение существовало и до этого). В 2011 году рядом построены ещё один путь и платформа для двухпутного движения для беспрепятственного курсирования Аэроэкспресса вместе с пригородными электропоездами.
10.
11. Замурованное здание с левой стороны - бывший Алексеевский пост.
12. Слева Рижское направление. С Алексеевской ветви уходит съезд к нему.
13. Рижское направление в сторону вокзала.
14. Съезд.
15. Взгляд назад. Рижское направление справа.
16. Впереди путепровод Шереметьевской улицы.
17. Ещё раз взгляд назад с электричками.
18. Собственно путепровод.
19.
20.
21. Прямо - Станколит, направо - ещё один съезд на Рижский ход.
22. Взгляд назад.
23. Впереди путепровод Алексеевской ветви над Рижским ходом.
24. Левые пути - Алексеевская ветвь, правый - соединительный на Рижское направление.
25. Рижское направление.
26. Проследовал ЧС-7.
27. Вид в сторону Станколита.
28.
29. Ну, а мы спустимся на Рижский ход. Путепровод снизу.
30. Электричка из области.
31.
32. Бывший Шереметьевский пост станции Москва-Рижская. Межпутевой съезд.
33. Взгляд назад.
34.
35. Электричка на вокзал.
36.
37.
38. Потихоньку приближаемся к Дмитровской.
39. Поезд отправляется от Дмитровской.
40. А другой прибыл. Вид в сторону Подмосковной (платформа Красный Балтиец).
На этом на сегодня всё. Спасибо за внимание!